Начальный курс по работе с LilyPond

(По материалам телеграм канала, который был закрыт)
Дата публикации:20.05.2022
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram

Основной курс по классической гитаре. Практика

Это будет весьма крупная часть. В основном, представлены нотные материалы из книги «Школа игры на шестиструнной гитаре» П. Агафошина.

Не лишним будет напомнить кое-что из предыдущей части:

  • Если человек хочет освоить игру на каком-либо музыкальном инструменте, он должен уделять этому довольно продолжительное время.
  • Если мы хотим развить навык игры на музыкальном инструменте, нужно его развивать именно игрой на музыкальном инструменте.

В этой и последующих частях курса переходить от одного упражнения (листинга) к следующему нужно только после полного его усвоения как в LilyPond, так и на реальной гитаре.

Листинг 4.1.1 Упражнение в аккордах

\version "2.22.1"
rh=rightHandFinger
\score
{
\relative
{
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 3/8
\tempo "Moderato"
< e''-0\rh #3 c-1\rh #2 c,-3\rh #1 >4. |%1
< e-0 c-1 e,-2 >4. |%2
< f-1 b,-0 g-0 >4. |%3
< f-1 b,-0 g,-3 >4. |%4
< e-0 c-1 c,-3 >4. |%5
< e-0 c-1 e,-2 >4. |%6
< e-0 c-1 c,-3 >4.~ |%7
e4. |%8
}
\midi {}
}

В листинге 4.1.1 Используется новый способ сокращения записи:

rh=rightHandFinger

Чтобы не повторять запись

rightHandFinger

Заменим её на более краткую:

rh

Последняя нота последнего восьмого такта просто увеличивает длительность предыдущего аккорда, так как после этого аккорда поставлен знак лиги держания (тильда).

Размер три восьмых, поэтому считаем просто: раз два три.

Листинг 4.1.2. Упражнение в аккордах (фигурация)

\version "2.22.1"
rh=rightHandFinger
\score
{
\relative
{
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 3/8
\tempo "Moderato"
<<
{ c'8-3\rh #1 c'-1\rh #2 e-0\rh #3 } \\
{ c,4. }
>> |%1
<<
{ e8-2\rh #1 c'-1\rh #2 e-0\rh #3 } \\
{ e,4. }
>> |%2
<<
{ g8-0\rh #1 b-0\rh #2 f'-1\rh #3 } \\
{ g,4. }
>> |%3
<<
{ g,8-3\rh #1 b'-0\rh #2 f'-1\rh #3 } \\
{ g,,4. }
>> |%4
<<
{ c8 c' e } \\
{ c,4. }
>> |%5
<<
{ e8 c' e } \\
{ e,4. }
>> |%6
< e' c c, >4.~ |%7
e4. |%8
}
\midi {}
}

Листинг 4.1.3. Упражнение в аккордах (фигурация шестнадцатыми нотами)

\version "2.22.1"
rh=rightHandFinger
\score
{
\relative
{
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 3/8
\tempo "Moderato"
<<
{ c'16-3\rh #1 c'-1\rh #2 e-0\rh #3 c\rh #2 e\rh #3 c\rh #2 } \\
{ c,4. }
>> |%1
<<
{ e16-2\rh #1 c' e c e c } \\
{ e,4. }
>> |%2
<<
{ g16-0 b-0 f'-1 b, f' b, } \\
{ g4. }
>> |%3
<<
{ g,16-3 b' f' b, f' b, } \\
{ g,4. }
>> |%4
<<
{ c16 c' e c e c } \\
{ c,4. }
>> |%5
<<
{ e16 c' e c e c } \\
{ e,4. }
>> |%6
< e' c c, >4.~ |%7
e4. |%8
}
\midi {}
}

В листинге 4.1.3 числом 16 обозначается новая, более короткая длительность шестнадцатые ноты. Такая длительность равна половине восьмой. Другими словами, на одну восьмую ноту приходится две шестнадцатые ноты.

В этом листинге не указано много знаков аппликатуры. Такова практика: нет смысла указывать одну и туже аппликатуру.

Листинг 4.2.1. Ж. Рамо (1683 - 1764)

Ригодон

Верхний голос

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{
\relative
{
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 4/4
\tempo "Vivace"
\partial 4 g'8\rh #2 f-3\rh #3 |%0
e8-2\rh #2 f\rh #3 e\rh #2 d c-3\rh #1 e-2\rh #2 d\rh #3 f-3\rh #2 |%1
e8\rh #3 f\rh #2 e\rh #3 d\rh #2 c-3\rh #1 g'\rh #2 c-1\rh #3 g\rh #2 |%2
a8-2\rh #3 b\rh #2 g\rh #3 a\rh #2 f-3\rh #3 e-2\rh #2 f\rh #3 g\rh #2 |%3
e8-2\rh #3 f\rh #2 e\rh #3 d\rh #2 c-3\rh #1 c'-1\rh #3 g\rh #2 f-3\rh #3 |%4
e8-2\rh #2 f-3\rh #3 e\rh #2 d\rh #3 c-3\rh #1 e-2\rh #2 d\rh #3 f-3\rh #2 |%5
e8-2\rh #3 f-3\rh #2 e\rh #3 d\rh #2 c-3\rh #1 g'\rh #2 c-1\rh #3 g\rh #2 |%6
a8-2\rh #3 b\rh #2 g\rh #3 a\rh #2 f-3\rh #3 e-2\rh #2 f\rh #3 g\rh #2 |%7
\partial 2. e2.\rh #1 |%8_0
\partial 4 e8-2\rh #2 f-3\rh #3 |%9_0
g8\rh #2 f\rh #3 e\rh #2 d\rh #3 c-3\rh #1 g'\rh #2 c-1\rh #3 g\rh #2 |%10
a8-2\rh #3 g\rh #2 f-3\rh #3 e-2\rh #2 f-3\rh #1 a-2\rh #2 d-4\rh #3 a\rh #2 |%11
b8\rh #3 g\rh #2 c\rh #3 g\rh #2 d'-3\rh #3 g,\rh #2 e'\rh #4 g,\rh #2 |%12
d'8-3\rh #3 c-1\rh #2 b\rh #3 a-2\rh #2 g\rh #1 e'\rh #3 d\rh #2 e\rh #4 |%13
f8-1\rh #3 c-1\rh #2 b\rh #3 c\rh #2 a-2\rh #1 c\rh #3 b\rh #2 c\rh #3 |%14
d8-3\rh #2 c\rh #3 b\rh #2 a-2\rh #3 g\rh #1 c-1\rh #3 b\rh #2 c\rh #3 |%15
a8-2\rh #2 b\rh #3 c-1\rh #2 d-3\rh #3 b4.\rh #2 c8-1\rh #3 |%16
\partial 2. c2.\rh #2 |%17_0
}
\midi {}
}

В листинге 4.2.1 встречается новое ключевое слово:

\partial

Это часть такта. В музыке называется затакт. После этого слова указывается длительность, которая соответствует последующему нотному фрагменту. Автор отмечает затакты цифрой ноль. Смотрите такты |%0, |%8_0, |%9_0, |%17_0 в качестве примеров.

Нужно также обратить внимание на конструкцию:

rh=#rightHandFinger

Ранее автор не ставил знак решетки после символа равно, и в итоге программа не сильно ругалась, но всё же компилировала фрагмент корректно. Однако, это могло отразиться на качество отображаемых нот на картинке. Но на звук это никак не влияет. Всё же используйте знак решетки, чтобы избежать ненужных предупреждений от lilypond.

Использование нумерации тактов есть чистая формальность, хотите проставляйте эти цифры, хотите не проставляйте их.

Листинг 4.2.2. Л. Бетховен. Отрывок из финала девятой симфонии

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{
\relative
{
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 4/4
\tempo "Moderato"
\key c \major
e'2-2\rh #1 f4-3\rh #1 g-0\rh #2 |%1
g4\rh #3 f\rh #1 e\rh #1 d-0\rh #1 |%2
c2-3\rh #1 d4\rh #1 e-2\rh #1 |%3
e4.\rh #1 d8\rh #1 d2\rh #1 |%4
e2-2\rh #1 f4-3\rh #1 g-0\rh #2 |%5
g4\rh #3 f\rh #1 e\rh #1 d-0\rh #1 |%6
c2-3\rh #1 d4\rh #1 e-2\rh #1 |%7
d4.\rh #1 c8-3\rh #1 c2\rh #1 |%8
d2-0\rh #1 e4-2\rh #1 c-3\rh #1 |%9
d4\rh #1 e8\rh #1 f\rh #1 e4\rh #1 c-3\rh #1 |%10
d4\rh #1 e8\rh #1 f\rh #1 e4\rh #1 d\rh #1 |%11
c4-3\rh #1 d-4\rh #1 g,-3\rh #1 e'-2\rh #1 ~ |%12
e4\rh #1 e\rh #1 f-3\rh #1 g-0\rh #2 |%13
g4\rh #3 f-3\rh #1 e-2\rh #1 d-0\rh #1 |%14
c2-3\rh #1 d4\rh #1 e\rh #1 |%15
d4.\rh #1 c8\rh #1 c2\rh #1 |%16
d2-0\rh #1 e4-2\rh #1 c-3\rh #1 |%17
d4\rh #1 e8\rh #1 f\rh #1 e4\rh #1 c-3\rh #1 |%18
d4\rh #1 e8\rh #1 f\rh #1 e4\rh #1 d\rh #1 |%19
c4-3\rh #1 d-4\rh #1 g,-3\rh #1 e'-2\rh #1 ~ |%20
e4\rh #1 e\rh #1 f-3\rh #1 g-0\rh #2 |%21
g4\rh #3 f-3\rh #1 e-2\rh #1 d-0\rh #1 |%22
c2-3\rh #1 d4\rh #1 e\rh #1 |%23
d4.\rh #1 c8\rh #1 c2\rh #1 |%24
}
\midi {}
}

Листинг 4.3.1. (30) Фернандо Сор. Этюд

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 4/4
\tempo "Lento"
\key c \major
\unfoldRepeats
{%b_unfoldRepeats
\repeat volta 2
{%b_repeat volta 2
c'4-3\rh #1 b-2\rh #1 c\rh #1 e-2\rh #1 |%1
g4-0\rh #2 g,-3\rh #1 g'\rh #2 f-4\rh #1 |%2
e4-2\rh #1 d-0\rh #1 c-3\rh #1 d\rh #1 |%3
b4-2\rh #1 a\rh #1 g-3\rh #1 a8\rh #1 b-2\rh #1 |%4
c4-3\rh #1 d\rh #1 e-2\rh #1 c-3\rh #1 |%5
d4\rh #1 e8-2\rh #1 fis-4\rh #1 g-0\rh #3 a-2\rh #2 b-0\rh #3 g-0\rh #2 |%6
e4-2\rh #1 c-3\rh #1 a\rh #1 d\rh #1 |%7
g,4-3\rh #1 g'8-0\rh #2 f-4\rh #1 e4-2\rh #1 d\rh #1 |%8
}%e_repeat volta 2
\repeat volta 2
{%b_repeat volta 2
cis4-4\rh #1 e-2\rh #1 a,-0\rh #1 b8-2\rh #1 cis-4\rh #1 |%9
d4-0\rh #1 e-2\rh #1 f-3\rh #1 g8-0\rh #3 a-2\rh #2 |%10
bes4-3\rh #3 g-0\rh #2 e-2\rh #1 a8-3\rh #3 g-0\rh #2 |%11
f4-3\rh #1 e-2\rh #1 d\rh #1 c-3\rh #1 |%12
b4-2\rh #1 d\rh #1 g,-3\rh #1 g'8-0\rh #2 f-4\rh #1 |%13
e4-2\rh #1 d\rh #1 c-3\rh #1 c'8-1\rh #2 b\rh #3 |%14
a8-2\rh #2 g\rh #3 fis-4\rh #1 e-2\rh #1 d\rh #1 c-3\rh #1 b-2\rh #1 a\rh #1 |%15
g4-3\rh #1 b8-2\rh #1 d\rh #1 g4\rh #2 f-3\rh #1 |%16
e4-2\rh #1 d\rh #1 c-3\rh #1 d8\rh #1 e\rh #1 |%17
f4-3\rh #1 g\rh #2 a\rh #3 g\rh #2 |%18
fis4-4\rh #1 e-2\rh #1 d\rh #1 e8-2\rh #1 fis-4\rh #1 |%19
g4-0\rh #2 a-2\rh #3 b-4\rh #2 a-2\rh #3 |%20
gis4-1\rh #2 fis-4\rh #1 e-2\rh #1 fis8-4\rh #1 gis-1\rh #2 |%21
a4-2\rh #3 b\rh #2 c\rh #3 b\rh #2 |%22
a8-2\rh #3 g\rh #2 f-3\rh #1 e\rh #1 d4\rh #1 g\rh #2 |%23
c,4-3\rh #1 c'\rh #2 c,\rh #1 r |%24
}%e_repeat volta 2
}%e_unfoldRepeats
}%e_relative
\midi {}
}%e_score

Обратите внимание на следующие изменения:

Чтобы не запутаться в скобках автор использует примечания: копирует ключевое слово без обратной косой черты и ставит перед ним "b_" и "e_", отмечая тем самым начало и конец данной конструкции. Это лишь для удобства, и это необязательно.

В листинге появились два новых ключевых слова:

\repeat volta число повторений музыкальное выражение.

Смотрите для примера повторяющиеся фрагменты: такты |%1 по |%8 и |%9 по |%24.

Если бы мы текст выводили бы в графический файл, то этого было бы достаточно. Однако мы выводим текст в звук, поэтому нужно использовать ключевое слово:

\unfoldRepeats

ТО есть раскрыть повторения, если перевести на английский язык.

Дело в том, что MIDI не понимает такие вещи как повторения, поэтому в звуковом файле просто тупо выписываются все такты.

Больше ничего нет непонятного в листинге 4.3.1.

Листинг 4.3.2. (32) Фернандо Сор. Этюд

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 6/8
\tempo "Andante"
\key a \minor
<<
{ a8\rh #1 a'-2\rh #2 b\rh #3 c-1\rh #2 d-4\rh #3 e\rh #4 } \\
{ a,,2. }
>> |%1
<<
{ d8\rh #1 d'-4\rh #2 e\rh #4 f-1\rh #3 d-4\rh #2 b\rh #3 } \\
{ d,2. }
>> |%2
<<
{ e8-2\rh #1 gis-1\rh #2 b\rh #3 e,,\rh #1 e''\rh #4 d-4\rh #3 } \\
{ e,4. e, }
>> |%3
<<
{ a8\rh #1 c'-1\rh #2 b\rh #3 d-4\rh #4 c\rh #3 b\rh #2 } \\
{ a,2. }
>> |%4
<<
{ a8\rh #1 a'-2\rh #2 b\rh #3 c-1\rh #2 d-4\rh #3 e\rh #4 } \\
{ a,,2. }
>> |%5
<<
{ d8\rh #1 d'\rh #2 e\rh #4 f\rh #3 d-4\rh #2 b-0\rh #3 } \\
{ d,2. }
>> |%6
<<
{ e8-2\rh #1 gis-1\rh #2 b\rh #3 a\rh #2 e-2\rh #1 c'-1\rh #4 } \\
{ e,2 e4 ~ }
>> |%7
<<
{ b'8\rh #3 gis-1\rh #2 e'\rh #4 s s s } \\
{ e,4. e,4 r8 }
>> |%8
<<
{ e'8-2\rh #1 gis-1\rh #2 b\rh #3 e\rh #4 d-4\rh #3 b\rh #2 } \\
{ e,2. ~ }
>> |%9
<<
{ c'8\rh #3 a-3\rh #2 c\rh #3 e\rh #4 c\rh #3 a\rh #2 } \\
{ e2. }
>> |%10
<<
{ e,8\rh #1 gis'-1\rh #2 b\rh #3 e\rh #4 d-4\rh #3 b\rh #2 } \\
{ e,,2. }
>> |%11
<<
{ a8\rh #1 c'\rh #2 b\rh #3 a-2\rh #2 c-1\rh #3 e\rh #4 } \\
{ a,,2. }
>> |%12
<<
{ d8\rh #1 f'-1\rh #3 f\rh #2 g,\rh #1 b\rh #3 b\rh #2 } \\
{ d,4. g }
>> |%13
<<
{ c,8-3\rh #1 e'\rh #3 e\rh #2 f,\rh #1 a\rh #3 a\rh #2 } \\
{ c,4. f }
>> |%14
<<
{ d8\rh #1 b'\rh #3 b\rh #2 e,-2\rh #1 gis-1\rh #3 gis\rh #2 } \\
{ d4. e }
>> |%15
<<
{ a,8\rh #1 a'-3\rh #3 e-2\rh #2 a,4\rh #1 r8 } \\
{ a4. s }
>> |%16
}%e_relative
\midi {}
}%e_score

В этом листинге, пожалуй, только один момент не ясен — новый знак:

s (space)

Это пауза, но в отличие от

r (rest)

Этот знак вынуждает пропускать пространство, ничего не печатая. Это удобно, к примеру, когда пауза очевидна, и чтобы чем-то забить значимый промежуток в голосах.

слово "Andante" Значит играть шагом. Чуть медленее чем "Moderato".

Всё остальное понятно.

Листинг 4.4.1. (33) Упражнения в аккордах

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 4/4
\tempo "Moderato"
%Part 1
< e''\rh #4 c-1\rh #3 a-2\rh #2 a,-0\rh #1 >2 < f-1 d-4 a-2 d,-0 > |%1
< g-4 c,-1 g-0 e-2 >2 <f-1 b,-0 g-0 d-0 > |%2
< e-0 c-1 g-0 c,-3 >2 < e-0 d-4 gis,-1 b,-2 > |%3
< e-0 c-1 a-2 a,-0 >1\fermata |%4
< f-1 b,-0 a-2 d,-0 >2 < e-0 b-0 gis-1 e-2> |%5
< e-0 c-1 a-2 a,-0 >2 < fis-3 c-1 a-2 d,-0 > |%6
< g-4 b,-0 g-0 e-2 >2 < fis-4 b,-0 a-3 dis,-1 > |%7
< e-0 b-0 g-0 e-2 >1\fermata |%8
\bar "||"
%Part 2
< f-1 d-4 a-2 d,-0 >2 < f-1 d-4 g,-0 b,-2 > |%9
< e-0 c-1 g-0 c,-3 >2 < g-4 cis,-2 a-1 a,-0 > |%10
< f-1 d-4 a-2 d,-0 >2 < f-1 b,-0 g-0 g,-3 > |%11
< e-0 c-1 g-0 c,-3 >1\fermata |%12
< e-0 d-4 gis,-1 b,-2 >2 < e-0 cis-3 a-2 a,-0 > |%13
< f-1 d-4 a-2 d,-0 >2 < f-1 b,-0 a-2 d,-0 > |%14
< e-0 c-1 a-3 e-2 >2 < e-0 d-4 gis,-1 e,-0 > |%15
< e-0 c-1 a-2 a,-0 >1\fermata |%16
\bar "|."
}%e_relative
\midi { }
}%e_score

Примечания к листингу:

\fermata

Это ключевое слово говорит о том, что нужно удержать длительность на неопределённое время, как правило, в полтора или два раза дольше. На MIDI-файле никак не отражается, хотя и можно сделать, чтобы отразилось, тогда придётся вводить дополнительные знаки, но пока обойдёмся без них.

\bar

Этим чисто графическим ключевым словом можно вставлять различные тактовые черты. Пример двойной тактовой черты идет после восьмого такта. Пример заключительной тактовой черты стоит в конце. Это чисто графические элементы. По большому счету, можно довериться LilyPond. На MIDI-файле никак не отражается.

Листинг 4.4.2. (34) Четыре гармонические фигурации

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 4/4
\tempo "Moderato"
%Figuration 1
<<
{ a8\rh #1 e''\rh #4 c\rh #3 a\rh #2 d,\rh #1 a'\rh #2 d\rh #3 f\rh #4 } \\
{ a,,2 d }
>> |%1
<<
{ e8 g' c, g d g b f' } \\
{ e,2 d }
>> |%2
<<
{ c8 e' c g b, gis' d' e } \\
{ c,2 b }
>> |%3
< e' c a a, >1 |%4
\bar "\\"
%Figuration 2
<<
{ c8\rh #3 e\rh #4 c\rh #3 a\rh #2 d\rh #3 f\rh #4 d\rh #3 a\rh #2 } \\
{ a,2\rh #1 d\rh #1 }
>> |%5
<<
{ c'8 g' c, g b f' b, g } \\
{ e2 d }
>> |%6
<<
{ c'8 e c g d' e d gis, } \\
{ c,2 b }
>> |%7
< e' c a a, >1 |%8
\bar "||"
%Figuration 3
<<
{ a,,8\rh #1 a'\rh #2 e'\rh #4 c\rh #3 d,\rh #1 a'\rh #2 f'\rh #4 d\rh #3 } \\
{ a,2 d }
>> |%9
<<
{ e8 g g' c, d, g f' b, } \\
{ e,2 d }
>> |%10
<<
{c8 g' e' c b, gis' e' d } \\
{ c,2 b }
>> |%11
< e' c a a, >1 |%12
\bar "||"
%Figuration 4
<<
{ a,,8\rh #1 e''\rh #4 a,\rh #2 c\rh #3 d,\rh #1 f'\rh #4 a,\rh #2 d\rh #3 } \\
{ a,2 d }
>> |%13
<<
{ e8 g' g, c d, f' g, b } \\
{ e,2 d }
>> |%14
<<
{ c8 e' g, c b, e' gis, d' } \\
{ c,2 b }
>> |%15
< e' c a a, >1 |%16
\bar "|."
}%e_relative
\midi { }
}%e_score

Листинг 4.5.1. (35) Ф. Карулли (1770 - 1841). Этюд

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 3/8
\tempo "Lento"
\key c \major
%Part 1
c'8-3\rh #1 < e'\rh #3 c-1\rh #2 > < e\rh #3 c-1\rh #2 > |%1
d,8 < f'-1 b, > < f-1 b, > |%2
c,8-3 < e' c-1 > < e c-1 > |%3
d8-4\rh #2 b\rh #3 g\rh #2 |%4
c,8-3 < e' c-1 > < e c-1 > |%5
d,8 < f'-1 b, > < f-1 b, > |%6
g,8\rh #2 a\rh #3 b\rh #4 |%7
< c\rh #3 c,\rh #1 >4 r8 |%8
\bar "||"
%Part 2
f,8-3\rh #1 < b\rh #3 g\rh #2 > < b\rh #3 g\rh #2 > |%9
e,8-2 < c'-1 g > < c-1 g > |%10
d,8 < f'-1 b, > < f-1 b, > |%11
c,8-3 < e' c-1 > < e c-1 > |%12
f,8-3\rh #1 < b\rh #3 g\rh #2 > < b\rh #3 g\rh #2 > |%13
e,8-2 < c'-1 g > < c-1 g > |%14
< f-1\rh #4 d, >8 d-3\rh #3 b\rh #2 |%15
< e\rh #3 c-1\rh #2 c,-3\rh #1 >4 r8 |%16
\bar "||"
%Part 3
\clef "treble_8"
\key a \minor
< a,-2\rh #2 a,\rh #1 >8 c-1\rh #3 e\rh #4 |%17
< a,-2\rh #2 a,\rh #1 >8 c-1\rh #3 e\rh #4 |%18
< d-3\rh #2 e,, >8 c-1\rh #3 b\rh #2 |%19
< c-1\rh #3 a, >8 b\rh #2 c\rh #3 |%20
< a-2\rh #2 a,\rh #1 >8 c-1\rh #3 e\rh #4 |%21
< a,-2\rh #2 a,\rh #1 >8 c-1\rh #3 e\rh #4 |%22
< d-3\rh #3 e,, >8 c-1\rh #2 b\rh #3 |%23
< a\rh #2 a, >4 r8 |%24
\bar "|."
}%e_relative
\midi { }
%\layout { }
}%e_score

Примечания к листингу:

\layout { }

Это ключевое слово позволяет сгенерировать pdf-файл. В листинге это слово закомментировано, ведь нам не нужно создавать графический файл.

После шестнадцатого такта в произведении выставлен ключ с тональностью повторно. В принципе, можно было не выписывать заново ключ с другой тональностью. Таким образом можно указать тональность явно, в данном случае, это ля минор, и эта тональность параллельна тональности до мажор. Почему она параллельна? Потому что в ней также нет чёрных клавиш фортепиано как и в тональности до мажор.

Листинг 4.5.2. (36) Упражнение в форме пьески

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 2/4
\tempo "Lento"
\key c \major
< c''-1\rh #3 e,-2\rh #1 >8 g\rh #2 < c-1\rh #3 e,-2\rh #1 > g\rh #2 |%1
< d'-4 b,-2 >8 g, < d'-4 b,-2 > g, |%2
< e'\rh #4 c,-3\rh #1 >8 g,\rh #2 < e'\rh #4 c,-3\rh #1 > g,\rh #2 |%3
< c\rh #3 c,\rh #1 >8 g\rh #2 < c\rh #3 c,\rh #1 > g\rh #2 |%4
< f'\rh #4 d,\rh #1 >8 g,\rh #2 < f'\rh #4 d,\rh #1 > g,\rh #2 |%5
< c\rh #3 a,\rh #1 >8 g\rh #2 < d'-4\rh #3 b,\rh #1 > g,\rh #2 |%6
< e'\rh #4 c,-3\rh #1 >8 g,\rh #2 < e'\rh #4 c,-3\rh #1 > g,\rh #2 |%7
< c\rh #3 c,\rh #1 >8 g\rh #2 < c\rh #3 c,\rh #1 > g\rh #2 |%8
< d'-4 f,-3 >8 a-2 < d-4 f,-3 >8 a-2 |%9
< f'-1 d, >8 a,-2 < f'-1 d, >8 a,-2 |%10
< cis-2 e,-1 >8 g < cis-2 e,-1 >8 g |%11
< d'-4 f,-3 >8 a-2 < d-4 f,-3 >8 a-2 |%12
< c-1\rh #3 e,-2\rh #1 >8 g\rh #2 < c\rh #4 e,\rh #2 g,-3 > g\rh #3 |%13
< b f-4 >8 g < b f > g\rh #4 |%14
< d'-4\rh #4 f,-3\rh #2 c-2\rh #1 >8 g,\rh #3 f\rh #2 g\rh #3 |%15
< c e, c >4 r |%16
}%e_relative
\midi { }
%\layout { }
}%e_score

Листинг 4.6.1. (37) Д. Агуадо (1784 - 1849)

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 3/4
\key a \minor
%Part 1
\unfoldRepeats
{%b_unfoldRepeats
\repeat volta 2
{%b_repeat volta
<<
{ c''4-1\rh #3 b\rh #2 c\rh #3 } \\
{ e,2.-2\rh #1 }
>> |%1
<<
{ a4-2\rh #2 gis\rh #3 a\rh #2 } \\
{ c,2.-3\rh #1 }
>> |%2
<<
{ b'2.\rh #3 } \\
{ d,4\rh #1 e\rh #1 d\rh #1 }
>> |%3
<<
{ a'2. } \\
{ c,2. }
>> |%4
<<
{ c'2.-1 } \\
{ e,4-2 f-3 e }
>> |%5
<<
{ b'4 c b } \\
{ d,2. }
>> |%6
< a'-2 c,-3 >4 < b d, > < a dis,-1 > |%7
< gis-1 e-2 >2 r4 |%8
}%e_repeat volta
}%e_unfoldRepeats |%9 - %16
%Part 2
\unfoldRepeats
{%b_unfoldRepeats
\repeat volta 2
{%b_repeat volta
<<
{ gis2.-1 } \\
{ f4-3 e-2 d }
>> |%17
<<
{ a'4-2 b c } \\
{ c,2.-3 }
>> |%18
<<
{ b'2. } \\
{ e,4 d b }
>> |%19
<<
{ c'4 e a, } \\
{ a,2. }
>> |%20
<<
{ cis'2.-2 } \\
{ bes,4-1 a g-3 }
>> |%21
<<
{ d''4-4 a-2 f' } \\
{ f,,2-1 d'4 }
>> |%22
<<
{ b'4 e gis, } \\
{ e,2. }
>> |%23
< a' a, >2 r4 |%24
}%e_repeat volta
}%e_unfoldRepeats |%25 - %32
\bar "|."
}%e_relative
\midi { }
%\layout { }
}%e_score

Листинг 4.6.2. (38) Гамма до мажор

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 4/4
\key c \major
c'8-3\rh #2 d-0\rh #3 e-2\rh #2 f-3\rh #3 g-0\rh #2 a-2\rh #3 b-0\rh #2 c-1\rh #3 |%1
b8\rh #2 a\rh #3 g\rh #2 f\rh #3 e\rh #2 d\rh #3 c4\rh #2 |%2
\bar "|."
}%e_relative
\midi { }
%\layout { }
}%e_score

Листинг 4.6.3. (39) Мелодическая гамма до минор

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 4/4
\key c \minor
c'8-3 d-0 ees-1 f-3 g-0 a-2 b-0 c-1 |%1
bes8-3 aes-1 g-0 f-3 ees-1 d-0 c4-3 |%2
\bar "|."
}%e_relative
\midi { }
%\layout { }
}%e_score

Листинг 4.6.4. (39) Гармоническая гамма до минор

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 4/4
\key c \minor
c'8-3 d-0 ees-1 f-3 g-0 aes-1 b-0 c-1 |%1
b8-0 aes-1 g-0 f-3 ees-1 d-0 c4-3 |%2
\bar "|."
}%e_relative
\midi { }
%\layout { }
}%e_score

Листинг 4.6.5. (40) Хроматическая гамма (по полутонам)

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 3/4
c'8 cis d dis e f |%1
fis8 g gis a bes b |%2
c8 b bes a aes g |%3
fis8 f e ees d des |%4
c2. |%5
\bar "|."
}%e_relative
\midi { }
%\layout { }
}%e_score

Листинг 4.6.6. (41) Упражнение в аккордах

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 3/4
\key c \major
\partial 4 < f''-1\rh #4 b,-0\rh #3 g-0\rh #2 g,-3\rh #1 >4 |%0
< e-0 c-1 g-0 c,-3 >2 < d-4 g,-0 f-3 b,-2 >4 |%1
< c-1 g-0 e-2 c-3 >2 < f-2 b,-0 gis-1 d-0 >4 |%2
< e-0 c-1 a-2 c,-3 >2 < d-4 gis,-1 e-3 b-2 >4 |%3
< c-1 a-3 e-2 a,-0 >2 < g'-4 b,-0 g-0 f-3 >4 |%4
< g-4 c,-1 g-0 e-2 >2 < f-1 b,-0 g-0 d-0 >4 |%5
< e-0 c-1 g-0 c,-3 >2 < f-2 b,-0 aes-1 d,-0 >4 |%6
< e-0 c-1 g-0 e-2 >2 < b-0 g-0 f-4 g,-3 >4 |%7
\partial 2 < c-1 g-0 e-2 c-3 >2 |%8_0
\bar "|."
}%e_relative
\midi { }
%\layout { }
}%e_score

Листинг 4.7.1. (42) Д. Агуадо (1784 - 1849)

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 2/4
\key c \major
%Theme
%Part 1
\unfoldRepeats
{%b_unfoldRepeats
\repeat volta 2
{%b_repeat volta
< c''-1\rh #3 g\rh #2 e-2\rh #1 >4 < c-1\rh #3 g\rh #2 e-2\rh #1 > |%1
< b g d >4 < b g d > |%2
< d-4 f,-3 b,-1 >4 < d-4 f,-3 b,-1 > |%3
< c-1 e,-2 c-3 >4 < c-1 e,-2 c-3 > |%4
< e c-1 a-2 >4 < e c-1 a-2 > |%5
< d-4 a-2 f-3 >4 < d-4 a-2 f,-1 > |%6
< b g g,-3 >4 < b f-4 g,-3 > |%7
< c-1 e,-2 c-3 >4 r |%8
}%e_repeat volta
}%e_unfoldRepeats |%9 - %16
\bar "||"
%Part 2
\unfoldRepeats
{%b_unfoldRepeats
\repeat volta 2
{%b_repeat volta
< e g, c, >4 < e g, c, > |%17
< d-4 g, b,-2 >4 < d-4 g, b,-2 > |%18
< fis-2 c-1 a, >4 < fis-2 c-1 a, > |%19
< g-4 b, g,-3 >4 < g-4 b, g,-3 > |%20
< f-1 b, gis,-4 >4 < f-1 b, gis,-4 > |%21
< e c a, >4 < e c e,, > |%22
< d-4 a-2 f,-1 >4 < b g g,-3 > |%23
< c e, c >4 r |%24
}%e_repeat volta
}%e_unfoldRepeats |%25 - %32
\bar "||"
%Variation
%Part 3
\time 4/4
\unfoldRepeats
{%b_unfoldRepeats
\repeat volta 2
{%b_repeat volta
<<
{ r8 c\rh #3 g\rh #2 c\rh #3 r c\rh #3 g\rh #2 c\rh #3 } \\
{ c,2\rh #1 e\rh #1 }
>> |%33
<<
{ r8 b' g b r b g b } \\
{ d,2 d }
>> |%34
<<
{ r8 d'-4 g, d' r d-4 g, d' } \\
{ b,2-2 g-3 }
>> |%35
<<
{ r8 c' g c r c g c } \\
{ c,2 c }
>> |%36
<<
{ r8 e' c e r e c e } \\
{ a,2 a }
>> |%37
<<
{ r8 d-4 a-2 d r d-4 a-2 d } \\
{ f,2-3 f,-1}
>> |%38
<<
{ r8 b' g b r b f-4 b } \\
{ g,2-3 g }
>> |%39
< c' e, c >2 r |%40
}%e_repeat volta
}%e_unfoldRepeats |%41 - %48
\bar "||"
%Part 4
\unfoldRepeats
{%b_unfoldRepeats
\repeat volta 2
{%b_repeat volta
<<
{ r8 e g, e' r e g, e' } \\
{ c,2 c }
>> |%49
<<
{ r8 d' g, d' r d g, d' } \\
{ b,2 b }
>> |%50
<<
{ r8 fis'' c fis r fis c fis } \\
{ a,,2 d }
>> |%51
<<
{ r8 g' b, g' r g b, g' } \\
{ g,,2 g }
>> |%52
<<
{ r8 f''-1 b, f' r f-1 b, f' } \\
{ gis,,2-4 gis }
>> |%53
<<
{ r8 e'' c e r e c e } \\
{ a,,2 e }
>> |%54
<<
{ r8 d''-4 a-2 d r b g b } \\
{ f,2-1 g-3 }
>> |%55
< c' e, c >2 r |%56
}%e_repeat volta
}%e_unfoldRepeats |%57 - %64
\bar "|."
}%e_relative
\midi { }
%\layout { }
}%e_score

Следует отметить, что размер четыре четверти и две вторых может отображаться двояко. По умолчанию размер четыре четверти отражается на нотоносце латинской буквой "ц", а размер две вторых — перечёркнутой латинской буквой "ц".

Если необходимо, чтобы эти размеры отображались на нотоносце цифрами, то следует записать так:

\numericTimeSignature
\time 4/4

или

\time 2/2

Если нужно вернуть отображение по умолчанию, тогда следует записать так:

\defaultTimeSignature
\time 4/4

или

\time 2/2

В третьей и четвёртой частях листинга 4.7.1 Размер четыре четверти отражается на нотоносце латинской буквой "ц".

Листинг 4.8.1. (43) Фернандо Сор (1780 - 1839)

\version "2.22.1"
rh=#rightHandFinger
\score
{%b_score
\relative
{%b_relative
\transposition c
\clef "treble_8"
\time 3/4
\tempo "Andante"
\key c \major
%Part 1
\unfoldRepeats
{%b_unfoldRepeats
\repeat volta 2
{%b_repeat volta
\partial 4 g'4\rh #2 |%0
<<
{ e'2\rh #4 c4-1\rh #3 } \\
{ c,2.-3\rh #1 }
>>|%1
<<
{ g'4\rh #2 c\rh #3 e\rh #4 } \\
{ e,2.-2\rh #1 }
>> |%2
<<
{ g'4-4\rh #3 f\rh #2 d\rh #3 } \\
{ d,2. }
>> |%3
<<
{ b'2\rh #2 g4\rh #3 } \\
{ f2.-3\rh #1 }
>> |%4
<<
{ g2\rh #2 c4\rh #3 } \\
[ e,2.-2\rh #1 ]
>> |%5
< c'-1\rh #2 e,-2\rh #1 >4 < b\rh #3 d,\rh #1 > < c-1\rh #2 c,-3\rh #1 > |%6
<<
{ < d-4\rh #3 b,-2 >2. ~ } \\
{ r4 g,-0\rh #2 g }
>> |%7
<<
{ d'2 r4 } \\
{ g,4\rh #2 g\rh #3 g\rh 2 }
>> |%8
<<
{ e'2\rh #4 c4-1\rh #3 } \\
{ c,2.-3\rh #1 }
>>|%9
<<
{ g'4\rh #2 c\rh #3 e\rh #4 } \\
{ e,2.-2\rh #1 }
>> |%10
<<
{ g'4-4\rh #3 fis-2\rh #2 f\rh #3 } \\
{ d,2. }
>> |%11
<<
{ d'4-4\rh #2 b\rh #3 g\rh #2 } \\
{ f2.-3\rh #1 }
>> |%12
<<
{ c'2-1\rh #3 e4\rh #4 } \\
{ e,4-2\rh #1 g\rh #2 c\rh #1 }
>> |%13
<<
{ a4-2\rh #2 d-4\rh #3 b\rh #2 } \\
{ f2-3\rh #1 g4\rh #1 }
>> |%14
<<
{ c2\rh #3 e4\rh #4 } \\
{ c,4\rh #1 e\rh #1 g\rh #2 }
>> |%15
\partial 2 <c e, c >4 r |%16_0
}%e_repeat volta
}%e_unfoldRepeats |%17_0 - |%31_0
\bar "||"
%Part 2
\unfoldRepeats
{%b_unfoldRepeats
\repeat volta 2
{%b_repeat volta
\partial 4 g4\rh #2 |%32_0
<<
{ f'2\rh #3 f4\rh #3 } \\
{ r4 g,2\rh #2 } \\
{ d2. }
>> |%33
<<
{ e'2 e4 } \\
{ r4 g,2\rh #2 } \\
{ c,2 s4 }
>> |%34
<<
{ d'2-4\rh #3 d4\rh #3 } \\
{ r4 g,2\rh #2 } \\
{ f2.-3\rh #1 }
>> |%35
<<
{ c'2 c4 } \\
{ r4 g2\rh #2 } \\
{ e2. }
>> |%36
<<
{ < b' d, >2 < d-4 f,-3 >4 } \\
{ r4 g,2 }
>> |%37
<<
{ < c e, >2 < e c, >4 } \\
{ r4 g,2 }
>> |%38
<<
{ < d' b, >2. ~ } \\
{ r4 g, g }
>> |%39
<<
{ d'2. } \\
{ g,4 g g }
>> |%40
<<
{ e'2 c4 } \\
{ c,2. }
>> |%41
<<
{ g'4 c e } \\
{ e,2. }
>> |%42
<<
{ g'4 fis f } \\
{ d,2. }
>> |%43
<<
{ d'4 b g } \\
{ f2. }
>> |%44
< c'\rh #2 e,\rh #1 >4 < e\rh #3 c,\rh #1 > < c\rh #2 e,\rh #1 > |%45
<<
{ a4\rh #2 d\rh #3 b\rh #2 } \\
{ f2\rh #1 g4\rh #1 }
>> |%46
<<
{ c2.\rh #3 ~ } \\
{ c,4\rh #1 e\rh #1 g\rh #1 }
>> |%47
\partial 2
<<
{ c4 r } \\
{ c,4 s }
>> |%48_0
}%e_repeat volta
}%e_unfoldRepeats |%49_0 - |%63_0
\bar "|."
}%e_relative
\midi { }
%\layout { }
}%e_score

Примечание к листингу: обратите внимание, что во второй части листинга встречаются трёхголосные такты. Да, немного трудно для восприятия, однако наглядно. Всё должно быть понятно, такк как ничего нового здесь не встречается.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2022