|
Классическая гитара. Общая характеристика. Ноты. АппликатураКто не видел классическую гитару? Все ли могут отличить классическую гитару от не классической? Сложно ли научиться играть на музыкальном инструменте вообще, а на классической гитаре в частности? Можно ли самостоятельно освоить музыкальную дисциплину? На эти и другие вопросы автор попытается ответить. Гитара классическая отличается от не классической по следующим признакам:
Вот и все видимые отличительные черты классической гитары от не классической. Если хотя бы один из признаков отсутствует, то гитара есть не классическая. На классической гитаре играют пальцами. Нумерация пальцев левой руки начинается от нуля до четырех. Где ноль — это открытая струна, а четыре — это мизинец. Оптимальное расположение пальцев называется аппликатура. Не отходя от кассы, введём обозначения пальцев левой руки в LilyPond.
Обозначение пальцев левой руки идут сразу же после информации о ноте, например: c'4.-4 Это Однако, как нам уже известно, длительность, октава могут опускаться и тогда ту же самую информацию можно записать проще: c-4 Нумерация струн также проста как и пальцы левой руки:
Струны считаются от нижнего края гитары. Первая струна — самая высокая. Шестая — самая низкая по звучанию. Обозначения струн, если требуется, пишутся после аппликатуры или же после информации о ноте. Вот пример всех открытых струн гитары: \version "2.22.1" \relative { \clef "treble" \time 6/4 \key c \major e''4-0\1 b-0\2 g-0\3 d-0\4 a-0\5 e-0\6 } Давайте разберемся потихонечку с этим фрагментом. Указание октав продиктовано правилами относительного расположения нот, которые рассматривались ранее. \relative — относительное расположение нот. \clef "treble" — скрипичный ключ. \time 6/4 — размер шесть четвертых. \key c \major — тональность до мажор. e''4-0\1 — ми второй октавы четвертная, открытая первая струна. b-0\2 — си первой октавы, длительность указана в предыдущей ноте, стало быть, четвертная, открытая вторая струна. g-0\3 — соль первой октавы четвертная, открытая третья струна. d-0\4 — ре первой октавы четвертная, открытая четвертая струна. a-0\5 — ля малой октавы четвертная, открытая пятая струна. e-0\6 — ми малой октавы четвертная, открытая шестая струна. Обозначения пальцев правой руки начинается с ключевого слова А теперь, собственно, перечисляются обозначения пальцев правой руки:
Пробел перед знаком решетки обязателен. Если ниже следующий пример скомпилировать, то на изображении pdf- ) файлы эти пальцы будут обозначаться начальными буквами соответствующих испанских слов. Например: \version "2.22.1" \relative { \clef "treble" \time 6/4 \key c \major e1.-0\6\rightHandFinger #1 |%1 } При печати этого примера получится Пока не будем торопиться компилировать файлы. Нам нужно пройти ещё несколько важных знаков. Вы, наверняка, обратили внимание на знак вертикальной черты. Это очень важный знак, он позволяет программе отсчитывать такты, заодно проверяя их на правильность. Если в такте не будет хватать каких-то долей, то программа нам даст знать. Поэтому в конце такта следует поставить знак вертикальной черты, хоть это и необязательно. Далее после знака вертикальной черты расположен знак процента. От знака процента и до конца строки мы можем писать что угодно. Программа при обработке нашего файла будет игнорировать всё то, что идет после процента до конца строки. В нашем примере записан номер такта. Так проще всего ориентироваться, зная номер такта. Философское отступлениеПрежде чем приступить к практической стороне вопроса, предлагаю небольшое философское отступление. Автор не является музыкантом, но его интересует музыка, как познавательный процесс. У автора нет музыкального образования, нет компьютерного образования. Автор, прежде всего, интересуется игрой на классической гитаре. Желающий освоить музыкальную дисциплину должен изначально поставить себе цели. Нужно к чему-то стремиться. Но это не должны быть цели грандиозные, хотя последние тоже имеют место. Мы живём в двадцать первом веке и должны понимать следующее:
На этом завершим философское отступление, подчеркивая, что это лишь субъективное точка зрения автора, которая не претендует на полноту. Наша занятие продолжается. И у нас почти нет повода для откладывания практической деятельности. Для установки LilyPond нужно скачать дистрибутив программы с официального сайта. Загуглив, найдём официальный сайт, загружаем последнюю стабильную версию и устанавливаем ее. Установка ничем не примечательно. Просто нужно установить все компоненты. В довесок к приложению прилагается огрызок в виде текстового редактора LilyPad, который уступает даже блокноту. После того как программа установлена, станет заметно одно существенное добавление: модифицированное контекстное меню Проводника. В нём добавятся два пункта:
Разумеется, эти пункты станут доступны только тогда, когда системный фокус окажется на файле с расширением Первый пункт контекстного меню как раз и компилирует наш входной файл. Выбрав файл в Проводнике, мы просто можем нажать клавишу Enter. В результате появится ещё два файла, если не было ошибок. Они будут называться так же, как и входной файл, но с разными расширениями. Протокол компиляции будет отражен в файле с расширением Нас интересует звук, а поэтому мы не будем заострять внимание на изображении. Только слушая, можно определить, получилось ли желаемое или нет. Предыдущие листинги нот приводились в упрощенном формате, чтобы не сбивать с толку читателя обилием информации. Однако для компиляции midi файла этого не достаточно. Давайте скомпилируем наш первый звуковой файл. Вот самый минимальный пример: \version "2.22.1" \score { \relative { c'4 e g e } \midi {} } Да, дорогие читатели, это наш первый пример, который был опубликован ранее. Но есть пара не ясных моментов. Как видно, блок \relative { } Вложен в более крупный блок \score { \midi {} }
Как раз \midi {} Находится на этом уровне. А если вам потребуется, дорогие читатели, получить pdf, тогда тут же можно вписать еще и такую конструкцию: \layout {} Что можно перевести как "расположение" или даже "раскладка". Обратите внимание на фигурные скобки, в которых ничего нет. Фигурные скобки нужны, между ними записываются дополнительные параметры. Теперь ваша задача, дорогие читатели, получить MIDI файл. Создайте любой текстовый файл с расширением Пример Processing `.../test.ly' Parsing... Interpreting music... MIDI output to `.../test.mid'... Success: compilation successfully completed Из этого файла видно, что компиляция прошла успешно. MIDI файл можно прослушать стандартными средствами операционной системы или же подвергнуть его дополнительной обработке, скажем, в секвенсере. Хочется надеяться, что у вас, дорогие читатели, не возникнут сложности. Но если всё же будут ошибки, тогда программа сообщит вам об этом в лог файле. Можете, стоя на этом файле, выбрать из контекстного меню "Edit cource...". И в открывшемся файле с помощью приложения LilyPad устранить опечатку или же ошибку. ВЫ можете открыть файл с нотной записью любым текстовым редактором. К слову о текстовых редакторах, специально заточенных для LilyPond. Можно, например, установить текстовый редактор Frescobaldi. Весьма достойная вещь! В этом редакторе можно, например, с помощью midi клавиатуры набирать нотный текст. И вообще, в нём можно всё автоматизировать и оптимизировать. Но на раннем этапе изучения LilyPond всё же рекомендуется записывать ручками. Краткий разбор музыкальных понятий нужно начать с длительностей и тактовых размеров. Что такое длительность ноты? Это — относительная временная характеристика продолжительности звучания или тишины. Музыкальное произведение может исполняться в быстром темпе, а может воспроизводиться медленно. Но в рамках этого исполнения произведение звучит ритмично. Поэтому-то и временная характеристика относительна. А теперь рассмотрим нечто конкретное. Яблоко бывает большим, средним или маленьким. Но яблоко — целое. К вам пришел приятель, а у вас яблоко, будем его кушать целиком? На съедание этого целого яблока у вас уйдет какое-то время. Приятелю может показаться, что вы яблоко кушаете быстро, а вам кажется это нормальным темпом (скоростью). Временная характеристика относительна. Вы разжевываете яблоко медленно или быстро, а может со средней скоростью (или темпом), но делаете это ритмично. Ну вот вы берете второе яблоко! Стыдно же должно быть, товарищ! Тем более, яблоко — последнее! ВЫ берёте нож и режете яблоко пополам. Одну половину даете своему приятелю. А другую ... если кушать половину яблока с такой же скоростью (или темпом), то явно половина яблока будет съедена за половину времени относительно времени съедаемого целого яблока. Таким образом, мы ввели понятие целого и половинного. А если бы к вам нагрянуло бы сразу три приятеля, тогда яблоко можно было бы разделить на четвертинки. Ну, а на восемь частей делить яблоко будет неудобно, да и очень быстро вы его съедите. Вы в детстве играли игру "молчанка"? Нет? Не страшно. Молчать тоже можно определённое время. Так сказать, взять паузу. Вот вам и музыкальная пауза, то есть незвучание ноты. Насколько быстро или медленно надо исполнять музыкальное произведение, определяется скоростью (темпом. Для записи темпа в программе LilyPond используется ключевое слово \tempo "Moderato" И далее в кавычках указывается темп на итальянском языке. Вот самые распространенные итальянские слова, описывающие скорость исполнения произведения:
Эти слова нужно писать в кавычках. Такт — это метрическая единица музыкального фрагмента, показателем которого служит (тактовый) размер. Размер — это обыкновенная дробь. В числителе отражается количество долей. Знаменатель показывает чему равна доля. Возьмем мандарин и головку чеснока. Сколько долей в головке чеснока? А в мандарине? Ну так вот, количество долей отражено в числителе тактового размера. Какая доля больше по размеру, от головки чеснока или от мандарина? Показателем размера доли служит знаменатель в тактовом размере. Примеры тактовых размеров:
Тактовый размер четыре четвёртых. Это значит, что такт состоит из четырёх долей, а доля равна по длительности четвертной ноте. \time 6/4 Тактовый размер — шесть четвёртых. В такте — шесть долей, а доля равна четвертной ноте. \time 3/8 Тактовый размер три восьмых. В такте — три доли, но доля равна по длительности восьмой ноте. \time 3/2 Тактовый размер — три вторых. В такте содержится три доли, но доля уже по длительности равна половинной ноте. Зачем этот сыр бор с долями и размерами и тактами? Да всё очень просто, ведь нужно музыку исполнять ровно и ритмично. Следует отметить, иногда встречается музыка без тактового размера. В таком случае такты бывают разными по длительности. Одни — длиннее, другие короче. Графически такты отделяются друг от друга вертикальной чертой. Эту черту называют тактовая черта. В LilyPond, как было сказано ранее, используется знак вертикальной черты "|", именно для подсчёта тактов. При заучивании музыкального фрагмента было бы правильно воспользоваться метрономом. Не обязательно электронным или механическим. Достаточно своим — внутренним. Вы должны считать, дорогие читатели, когда разучиваете музыкальный фрагмент. Кто-то отсчитывает, постукивая ногой по полу, а кто-то проговаривает либо про себя, либо вслух. Но всё равно все считают, особенно на раннем этапе. А теперь правила отсчета тактов:
\time 3/4 В знаменателе — доля равна четвертной ноте, а в числителе показано, что долей всего три. Тогда считаем так: раз и два и три и. \time 6/4 Тут знаменатель тоже равен четвертной доле, но в числителе показано уже шесть долей. Считаем так: раз и два и три и четыре и пять и шесть и. \time 9/8 В знаменателе длительность доли равна уже восьмой ноте, а количество долей числитель показывает девять. Тогда уже нет необходимости прибавлять слог "и". считаем так: раз два три четыре пять шесть семь восемь девять. Что касается половинной ноты в знаменателе, это будет обсуждаться, если возникнет необходимость. Тут уж можно прибавлять слог "и" или можно не прибавлять оного. Ну а теперь к практике. Упражнение на открытых струнах для развития пальцев правой руки. На начальном этапе сложно выполнить качественны щипок струны, поэтому потренируемся. А тем, кому это упражнение уже не интересно, будет полезно посмотреть на листинг и даже скомпилировать и послушать, что из этого вышло, а выйдет явно не то, что ожидается. Проверьте так ли это или нет, совпадает ли звучание с написанным. Листинг упражнения на открытых струнах. \version "2.22.1" \score { \relative { \time 6/8 \tempo "Moderato" e8-0\6\rightHandFinger #1 g'-0\3\rightHandFinger #2 b-0\2\rightHandFinger #3 e-0\1\rightHandFinger #4 b-0\2\rightHandFinger #3 g-0\3\rightHandFinger #2 |%1 e,8 g' b e b g |%2 e,8 g' b e b g |%3 e,8 g' b e b g |%4 } \midi {} } В листинге четыре одинаковых такта, поэтому аппликатура и струны не указаны со второго по четвёртый такт. Так и поступают при нотной записи: нет смысла писать однотипную аппликатуру тем более, если она повторяется. Если вы, дорогие читатели, всё же скомпилировали упражнение на открытых струнах, то, прослушав получившийся MIDI-файл, заметили следующее:
Но это дело поправимое, да и в принципе нам это не важно. Ведь мы, прежде всего, читаем ноты. Разумеется, в дальнейшем будут показаны способы, чтобы MIDI Зазвучало звуками гитары, а самое главное, чтобы написанное соответствовало бы звучанию. Следует оговориться, что это не ошибка, это просто минимальный листинг для практических занятий на реальном инструменте. Да и к тому же звучание MIDI всё-таки игрушечное, если вы, дорогие читатели, не озаботились установкой качественного музыкального оборудования (как программ, так и железа). Хороших бесплатных приложений хватает. Но вернемся к нашей гитаре. Что такое нота? Нота — это графическое отражение высоты звука. Так же, как и буква, которая графически отражает гласный или согласный звук. Октава — это участок от ноты "до" до ноты "си". Понятное дело, что для уже достаточно опытных музыкантов это не интересно. Однако, нужно всё равно вводить понятия, чтобы каждому желающему было доступно прочтение дальнейших материалов. Если ограничиться одной какой-то октавой, то будет не вполне ясно, какими звуками она должна звучать. Но октав значительно больше чем одна. Давайте перечислим эти октавы:
Обозначения здесь даются в абсолютном расположении нот. Стоит напомнить, что Апострофы и запятые при обозначении октав в относительном расположении нот обозначают уже не сами октавы, а лишь повышение или понижение на определенное количество октав. Только первая нота с апострофами или запятыми или совсем без них в относительном расположении указывается в реальной октаве, как приведено выше. Таким образом, становится ясно, насколько велик диапазон звучания фортепиано относительно гитары. Гитара охватывает лишь четыре октавы. Давайте рассмотрим их:
Это фактическое звучание гитары. Но графически тяжело, хотя и можно, отобразить ноты в этом диапазоне октав — получится слишком громоздко. И поэтому люди решили записывать ноты на октаву выше, чтобы всё-таки больше нот уместилось на стандартные пять линеек. И формально получается следующее обозначение октав на гитаре:
Теперь надо понять, как расположены ноты на гитаре. Это очень просто, не нужно обладать гениальным слухом, достаточно лишь простой арифметики. В музыке есть расстояние между нотами. Да, они, действительно, физически расположены на определенном расстоянии друг от друга на нотоносце. Высоты звука отличаются друг от друга определенной величиной, числом колебаний в секунду — герц. Герц — величина частоты. Но для простого обывателя, каким является автор, это как-то утомительно и сложно звучит. Музыканты не пользуются при игре такими величинами, как герц. Нужно быстро определить звук на слух, и не нужна такая скрупулезная точность. Музыкантам пришла в голову идея использовать метрическую единицу под названием тон. Если пианисту величина тон вполне очевидна, то для начинающего гитариста это не так. Есть более мелкая величина чем тон. Как ни странно, это величина называется половина тона или полутон. Итак, в нашем арсенале есть две величины для измерения расстояния между звуками — тон и полутон. По названию сразу понятно, что в тоне два полутона. А расстояние между звуками в теории музыке — это интервал. Мы знаем, что у нашей гитары шесть струн. А сколько ладов? У классической гитары их 19. Интервал между соседними ладами равен полутону. Интервал между открытой струной и первым ладом равен тоже полутону. Соответственно, интервал через один лад будет равняться одному тону или просто тону. Интервал от открытой струны до второго лада будет равным тоже одному тону. Итак, мы постепенно приходим к понятию тональности и гамме. Что такое гамма? Название буквы греческого алфавита, скажете вы автору. Да, действительно, так оно и есть. И это вовсе не случайное название. Об этом на досуге сами поразмышляйте, дорогие читатели. Музыкальное определение гаммы может быть таковым: Математически упорядоченный звукоряд называется гамма. Математически упорядоченный значит упорядоченный по определенной формуле. Название гаммы образуется от названия звука, от которого отсчитываются или проигрываются другие звуки и от двух, непонятных пока для нас, слов "мажор" и "минор". Всем известная, по крайней мере у всех на слуху, гамма до мажор. Это означает, что звукоряд начинается со звука "до" и записывается нотой "до". Формула, по которой располагаются по порядку звуки, выгляди следующим образом:
Или проще говоря: Два тона полутон и три тона полутон. Так образуется любая мажорная гамма. Давайте посмотрим на гамму до мажор: Если взглянуть на клавиатуру фортепиано, то все белые клавиши как раз и будут представлять гамму до мажор, если начинать играть именно со звука "до", октава не имеет значения. С гитарой немного сложнее. Посмотрим на наш листинг из части 3.1. Листинг. Пример открытых струн с аппликатурой. \version "2.22.1" \relative { \clef "treble" \time 6/4 \key c \major e''4-0\1 b-0\2 g-0\3 d-0\4 a-0\5 e-0\6 } В листинге показаны все открытые струны гитары. Названия нужно запомнить, да их всего лишь шесть.
Далее, чтобы показать, что фактически гитара звучит на октаву ниже, скрипичный ключ будет записываться так: \clef "treble_8" Зная названия звуков всех открытых струн, не трудно рассчитать звуки гаммы до мажор. Например, рассуждаем так:
Но всё время считать и просчитывать не интересно, проще запомнить расположение звуков на грифе гитары, а уж потом прийти от частного случая к общему пониманию. Вот практический пример гаммы до мажор с аппликатурой, которую желательно отработать, если вы, дорогие читатели, начинаете заниматься на гитаре. Листинг. Гамма до мажор. \version "2.22.1" \score { \relative { \clef "treble_8" \time 2/4 \key c \major \tempo "Moderato" c'4-2\5\rightHandFinger #2 d-0\4\rightHandFinger #3 |%1 e4-2\4 f-3\4 |%2 g4-0\3 a-2\3 |%3 b4-0\2 c-1\2 |%4 } \midi {} } Однако получаемый MIDI-файл всё еще не соответствует фактическому звучанию гитары. Стоит немного поговорить о звукоизвлечении. Есть два основных приёма извлечения звуков правой рукой. Два испанских слова характеризуют эти приемы игры так:
Оба приема хороши, но кто-то предпочитает один из них, а кто-то пользуется обоими приемами. Всё зависит от желания и мастерства музыканта, характера произведения и тому подобное. Если надо сыграть быстро, то подойдет тирандо, но тогда звук будет тише. Если надо сыграть громко, то подойдет апояндо. Звук получается насыщенным и громким, но скорость падает. Поэтому нужно усвоить оба эти приема звукоизвлечения. В нотации вариант звукоизвлечения никак не отражается. Конечно, можно написать эти слова, но автор такого не встречал. Обычно придерживаются такой практики звукоизвлечения:
Нестандартная аппликатура пальцев правой руки может быть расписана в нотах. Листинг 3.6.1. Упражнение в переборах \version "2.22.1" \score { \relative { \transposition c \clef "treble_8" \time 2/4 \key c \major \tempo "Moderato" d'8-0 g-0 b-0 f'-1 |%1 d,8-0 g-0 b-0 g'-3 |%2 e,8-2 g-0 c-1 e-0 |%3 e,8-2 g-0 c-1 e-0 |%4 } \midi {} } В листинге есть только одно новое ключевое слово \transposition c Это ключевое слово как раз и позволяет последующие записанные ноты проиграть на октаву ниже. В качестве параметра для транспонирования указывается высота звука в абсолютном расположении нот. В данном случае указана нота до малой октавы. Упражнение, конечно, звучит пока инструментом фортепиано, но теперь звучит именно в нужном нам диапазоне. Пальцы правой руки и струны намерено не указаны. Вы можете вычислить ноты, руководствуясь ранее изложенными правилами. Аппликатура правой руки типична для таких переборов, поэтому нет надобности указывать пальцы правой руки. Листинг 3.6.2. Упражнение в переборах. \version "2.22.1" \score { \relative { \transposition c \clef "treble_8" \time 4/4 \key a \minor \tempo "Moderato" a8-0 a'-2 c-1 a-2 e'-0 a,-2 c-1 a-2 |%1 e,8-0 a'-2 c-1 a-2 e'-0 a,-2 c-1 a-2 |%2 d,8-0 a'-2 d-4 a-2 f'-1 a,-2 d-4 a-2 |%3 a,8-0 a'-2 d-4 a-2 f'-1 a,-2 d-4 a-2 |%4 g,8-3 d'-0 g-0 d-0 b'-0 d,-0 g-0 d-0 |%5 d8-0 g-0 b-0 g-0 f'-1 g,-0 b-0 g-0 |%6 e8-2 g-0 c-1 g-0 e'-0 g,-0 c-1 g-0 |%7 c,8-3 e-2 g-0 e-2 c'-1 e,-2 g-0 e-2 |%8 } \midi {} } Это известный перебор, а листинг не должен вызывать у вас затруднений. Всем известные аккорды — ля минор и ре минор, по крайней мере, для тех, кто начинает учиться играть на гитаре. Для исполнения дворовых песен достаточно знать пару аккордов. И пару ударных техник, называемых боями. Но мы с вами нырнём глубже. Нам нужно понять и разобрать аккорды, уметь считывать их по LilyPond, а также исполнять их. В теории музыки аккордом называют одновременное звучание трёх и более звуков. Из определения видно, что менее двух одновременных созвучий — уже не аккорд. Всё это формальности, и программное обеспечение это доказывает. Не будем углубляться в теорию музыки без крайней необходимости. Аккорд графически отображается в виде вертикально написанных друг над другом (или друг под другом) нот. В LilyPond Для обозначения вертикально написанных нот используются угловые скобки: <...> (знаки "меньше" и "больше"). Последовательность нот в этих скобках и будет составлять аккорд. Любая белиберда, записанная таким образом, формально может считаться аккордом. Можно даже в угловых скобках записать одну ноту. По правилам синтаксиса LilyPond это тоже аккорд. Впрочем, так и делают зрячие, чтобы выделить как-то эту ноту. Но мы так поступать не будем. Автор знакомит лишь с минимальным набором знаков, чтобы далее передавать тексты нот в удобоваримом формате. Общее у нот, которые составляет аккорд, есть длительность. Поэтому, если нужно или можно, то за правой угловой скобкой указывают длительность. Примеры аккордов: <g' e c>4 Четвертной аккорд до мажор. <d' b g>2 Половинный аккорд соль мажор. <a' f d>1 Целый аккорд ре минор. Звуки указаны в относительном расположении нот. В аккорде ноты записаны от самого высокого звука до самого низкого. Но можно записывать и наоборот:что в лоб, что по лбу. Всё равно графически ноты располагаются вертикально. Но в брайлевской нотописи придерживаются такого порядка:
Обычно в начале нотного текста даются указания, как нужно трактовать аккорды сверху вниз или снизу вверх. Для фортепиано по брайлю аккорды для правой руки записываются сверху вниз, а для левой — снизу вверх. В LilyPond мы будем записывать аккорды сверху вниз. Всё еще остаются непонятными термины "мажор" и "минор". Пусть пока так оно и остаётся. Пока это не особо-таки нужно. Теперь по упражняемся в аккордах на практике. Заодно закрепим знание LilyPond. Листинг 3.7.1. Упражнение в аккордах \version "2.22.1" \score { \relative { \transposition c \clef "treble_8" \time 2/4 \key c \major \tempo "Moderato" <e''-0 c-1 g-0 c,-3>2 |%1 <f-1 d-4 a-2 d,-0>2 |%2 <f-1 b,-0 g-0 d-0>2 |%3 <e-0 c-1 g-0 c,-3>2 |%4 } \midi {} } Относительное расположение нот в аккордах ведётся от верхней ноты. Верхняя нота следующего аккорда рассчитывается от верхней ноты предыдущего аккорда. В этом листинге все аккорды половинные. Нужно тренироваться правильно выполнять щипок для аккорда. На первых порах это даётся не легко. То звуки получаются разные по громкости, то не удаётся одновременно захватить струны. В общем, нужно тренироваться.
Пока не будем вдаваться в подробности, почему аккорды называются именно так. Объяснение будет позже, но не сейчас. Мы, дорогие читатели, постепенно готовимся к реальному чтению нот. И хочется надеяться, что и интерес к классической гитаре таким образом возрастёт. Итак, по меньше теории и больше практики. Листинги 3.8.1 и 3.8.2 дадут вам хорошее представление об одиночных нотах и длительностях. Также вам предстоит отработать эти, в общем-то, цельные небольшие народные песни. Взято, конечно же, не из головы,а из учебника П. Агафошин "Школа игры на шестиструнной гитаре". Весьма почтенный и качественный учебник, да вот только очень много опечаток в брайлевском издании от 2006 года. Может быть, это не опечатки, а просто копирование аппликатур со зрячего, так сказать, источника. Автор не знает. Нет, этих опечаток на начальном уровне нет, они есть дальше. Но автор будет прилагать усилия, чтобы в электронный вариант они не попадали. В случае необходимости они будут корректироваться сообразно знаниям и умениям автора. Листинг 3.8.1. Венгерская народная песня \version "2.22.1" \score { \relative { \transposition c \clef "treble_8" \time 2/4 \key a \minor \tempo "Moderato" a'8-2\rightHandFinger #1 e'-0\rightHandFinger #2 e\rightHandFinger #3 d-4\rightHandFinger #2 |%1 e4\rightHandFinger #2 c8-1\rightHandFinger #3 a-2\rightHandFinger #2 |%2 a8\rightHandFinger #1 e'\rightHandFinger #2 e\rightHandFinger #3 d-4\rightHandFinger #2 |%3 e4\rightHandFinger #2 c8\rightHandFinger #3 a\rightHandFinger #2 |%4 d4-4\rightHandFinger #3 c8-1\rightHandFinger #2 b-0\rightHandFinger #3 |%5 a4-2\rightHandFinger #2 b\rightHandFinger #3 |%6 c8-1\rightHandFinger #2 c\rightHandFinger #3 b\rightHandFinger #2 b\rightHandFinger #3 |%7 a4-2\rightHandFinger #2 a\rightHandFinger #3 |%8 } \midi {} } Листинг 3.8.2. Со вьюном я хожу (хороводная) \version "2.22.1" \score { \relative { \transposition c \clef "treble_8" \time 2/4 \key a \minor \tempo "Moderato" e''4-0\rightHandFinger #2 d8-3\rightHandFinger #3 e\rightHandFinger #2 |%1 c4-1\rightHandFinger #3 b8\rightHandFinger #2 b\rightHandFinger #3 |%2 a4-2\rightHandFinger #2 f'-1\rightHandFinger #3 |%3 e4-0\rightHandFinger #2 d8-3\rightHandFinger #3 e\rightHandFinger #2 |%4 c4-1\rightHandFinger #3 b8\rightHandFinger #2 b\rightHandFinger #3 |%5 a4-2\rightHandFinger #2 d8-3\rightHandFinger #3 d\rightHandFinger #2 |%6 c8-1\rightHandFinger #3 c\rightHandFinger #2 b-0\rightHandFinger #3 b\rightHandFinger #2 |%7 a4-2\rightHandFinger #3 e8-2\rightHandFinger #2 g-0\rightHandFinger #3 |%8 a4-2\rightHandFinger #2 d8-3\rightHandFinger #3 d\rightHandFinger #2 |%9 c8-1\rightHandFinger #3 c\rightHandFinger #2 b-0\rightHandFinger #3 b\rightHandFinger #2 |%10 a4-2\rightHandFinger #3 e8-2\rightHandFinger #2 g-0\rightHandFinger #3 |%11 a2\rightHandFinger #2 |%12 } \midi {} } Прежде чем переходить к разбору листинга 3.8.3, нужно пояснить новые обозначения. Это всем известная песня записана двухголосным нотным текстом. Начало и конец двух и более голосной партий отмечается, соответственно: << ... >> (знаки "меньше меньше" и "больше больше"). Заключенные таким способом такты указывают, что это двух и более голосное произведение. каждый голос должен быть заключён в фигурные скобки: { ... } Один голос отделяется от другого двумя обратными косыми чертами: \\ Можно выписать сначала такты одного голоса, а затем другого. Но тогда нам с вами придется тяжело, поэтому в листинге написано по одному такту двухголосного произведения. В LilyPond есть много средств для сокращения и упрощения записи текстов, но всё это нам не пригодно, так как снижается читаемость и без того нагруженного текста. Наша цель — иметь возможность читать ноты в доступном варианте, попутно слушая аудио. Или передавать готовые тексты для чтения другим. Можно даже написать утилиты для конвертации таких текстов в брайль. Эта задача в принципе не сложная. Но наш курс посвящён разбору и записи нот в приложении LilyPond всяческими доступными способами. Кстати, две обратные косые черты очень напоминают большой объединитель ль в брайлевской системе записи нот. Пожалуй, в нижеследующем листинге больше нет для вас ничего непонятного. Листинг 3.8.3. Во саду ли, в огороде \version "2.22.1" \score { \relative { \transposition c \clef "treble_8" \time 2/4 \key a \minor \tempo "Moderato" << { f''8-1\rightHandFinger #2 f\rightHandFinger #3 e-0\rightHandFinger #2 e\rightHandFinger #3 } \\ { d,4-0\rightHandFinger #1 a-0\rightHandFinger #1 } >> |%1 << { d'8-3\rightHandFinger #2 d\rightHandFinger #3 d\rightHandFinger #2 e\rightHandFinger #3 } \\ { d,4 d } >> |%2 << { f'8-1\rightHandFinger #2 f\rightHandFinger #3 e\rightHandFinger #2 e\rightHandFinger #3 } \\ { d,4 a } >> |%3 << { d'4-3\rightHandFinger #2 d\rightHandFinger #3 } \\ { d,2 } >> |%4 << { c'8-1\rightHandFinger #2 c\rightHandFinger #3 b-0\rightHandFinger #2 b\rightHandFinger #3 } \\ { a,4 e-0} >> |%5 << { a'8-2\rightHandFinger #2 a\rightHandFinger #3 a\rightHandFinger #2 b\rightHandFinger #3 } \\ { a,4 a } >> |%6 << { c'8-1\rightHandFinger #2 c\rightHandFinger #3 b-0\rightHandFinger #2 b\rightHandFinger #3 } \\ { a,4 e} >> |%7 << { a'4-2\rightHandFinger #2 a\rightHandFinger #3 } \\ { a,2 } >> |%8 } \midi {} } Не секрет,что помимо белых клавиш на фортепиано есть еще и чёрные. Пять чёрных клавиш. И это никак не заметно по гитаре. У гитары лады все одинаковы. Не будем брать в расчёт, что некоторые лады ближе к отверстию (розетке) — маленькие. Ну так вот, эти пять черных клавиши не имеют собственного названия. К названиям просто прибавляются слова диез, бемоль и бекар. Эти названия отражает повышение — диез, понижение — бемоль, и отмена этих действий — бекар. А все эти знаки плюс и двойные собратья — дубль диез и дубль бемоль в музыке называют знаками альтерации. В LilyPond используются, как было сказано ранее, следующие знаки:
Не будем обсуждать, почему разработчики так решили. Просто примем правила игры и будем им следовать. Далее всё станет ясно. А теперь пора разобраться, что такое тональность. Тональность — это математически обусловленная музыкальная последовательность звуков. Согласен, есть некоторый сумбур в определении. Музыкальная последовательность звуков — это значит, что не всякий набор звуков можно считать музыкой. Ну, если уж у людей разных направлений развита своя философия музыки, то и там будет, какая-то музыкальная обусловленность. Но мы с вами обсуждаем, прежде всего, классику. И поэтому музыкальная последовательность есть гармонически обусловленный набор звуков. А математическая обусловленность есть закономерность, по которой строится музыкальная последовательность. В гамме до мажор все клавиши белые. Формула нам известна. Но чтобы образовать, например, гамму соль мажор по формуле: Два тона полутон три тона полутон. Нам придётся столкнуться с необходимостью повысить звук фа (белая клавиша) на полтона, иначе не получится желаемая гамма соль мажор. И мы вместо белой клавиши нажимаем на чёрную клавишу. И этот повышенный на полтона звук будет называться уже фа диез. На гитаре мы просто пропускаем соседний лад после звука ми. Было подсчитано, что в одной гамме нет чёрных клавиш, а в других по одной, по две, по три, по четыре и даже по пять. Теперь идут последовательности, которые лучше всего запомнить, ну а если кто сомневается, то пусть перепроверяет. Количество диезов — мажорная гамма — ноты с диезами.
Количество бемолей — мажорная гамма — ноты с бемолями.
Но так как музыкальная последовательность звуков почти никогда не является гаммой, то такую последовательность называют тональность. Ччто общего между гаммой и тональностью? В них используются те же самые звуки. Возьмём, например, гамму до мажор и тональность до мажор. В обоих этих понятиях отражен тот факт, что у них общими звуками являются: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. С той лишь разницей, что в гамме звуки упорядочены, а тональность есть свойство — закономерной неупорядоченности тех же самых звуков. И чтобы сто раз не выписывать эти же диезы и бемоли, которые повторяются из раза в раз, рядом с скрипичным ключом указывают количество диезов или бемолей (Просто выписывают знаки на соответствующих линейках). Если не указать никаких диезов или бемолей, то это значит, что в данной последовательности звуков не будет ни одного диеза или бемоля. Такие знаки называются постоянными или ключевыми. Но какое правило без исключения? Исключения как раз и подтверждают правила. Когда мы говорим или обсуждаем что-то, бывает так, что мы оговариваем сказанное. Мы вроде как уже совсем согласились, но появляются некоторые обстоятельства, и мы пересматриваем некоторые моменты. Так и в музыке. Есть постоянные знаки альтерации, но бывает иногда нужно, чтобы в любом случае появился звук, который не предусмотрен не то, чтобы в тональности, так и в гамме ему нет места. Однако, его надо будет ввести по задумке композитора, так будет звучать красивее. Например, в гамме до мажор или тональности до мажор нет чёрных клавиш по правилам этих последовательностей. Тогда надо выписывать знаки альтерации перед каждой нотой, показывая тем самым, что это случайный знак, а не постоянный или ключевой. А если взять гамму соль мажор или тональность соль мажор, то одна чёрная клавиша будет присутствовать и это именно, фа диез. А если вы захотите, чтобы было написано именно фа, тогда вы поставите знак бекара, и эта белая клавиша также будет случайной. Всё выше сказанное относится к записи нот, то есть, визуальному отображению значков. LilyPond, как было сказано выше, использует несколько другую трактовку. Нет, в принципе, всё верно для записи нот. Но для звучания, а для нас важно именно звучание, не совсем так, нужно в любом случае ставить знаки альтерации, чтобы midi файл звучал корректно. Примеры записи нот со знаками альтерации: cis до диез. ges соль бемоль. Между нотой и знаком альтерации не могут быть другие знаки. Что касается тональности, то, как было указано ранее, это понятие вводится ключевым словом \key За которым следует нота, а затем ключевое слово \major или \minor Например: \key c \major тональность до мажор. \key g \major тональность соль мажор. Если сформировать графический документ, то будет видно, что количество диезов в тональности соль мажор один знак. Этот знак будет соотнесен к ноте фа. Для midi файла Это всё не имеет значения. Поэтому следует повторить еще раз, диезы и бемоли нужно указывать в lilypond всегда. Хотя графически всё будет отображаться как надо,а вот если не указать диезов и бемолей, то в midi файле получится другой звук. Далее приведены два листинга. В первом листинге дается полноценный этюд Фернандо Сора. В тексте не должно встретиться вам ничего непонятного. Только размер две вторых выглядит немного неясным. Числитель указывает, что количество долей равно двум. Знаменателе показано, что доля равна по длительности половинной ноте. Считаем так: раз "и" два "и" На раз "и" приходится половинная нота. А просто на раз или на "и" приходится четвертная нота. В принципе можно было записать этюд и с размером две четверти, где половинную ноту заменили бы на четвертную, а четвертную, на восьмую. Но композитором является Фернандо Сор, а он указал именно такой размер. Этюд проигрывается медленно. Второй листинг представляет собой аккорды половинной длительности, нужно просто оттачивать щипок для одновременного взятия нескольких струн. Аппликатура правой руки стандартная. Листинг 3.9.1. Фернандо Сор (1780 — 1839). Этюд \version "2.22.1" \score { \relative { \transposition c \clef "treble_8" \time 2/2 \key c \major \tempo "Adagio" % Играть не быстро. c''2\rightHandFinger #3 b4\rightHandFinger #3 g\rightHandFinger #2 |%1 c2\rightHandFinger #3 b4\rightHandFinger #3 g\rightHandFinger #2 |%2 c4-1\rightHandFinger #3 d-3\rightHandFinger #2 e\rightHandFinger #3 g-4\rightHandFinger #2 |%3 f4-1\rightHandFinger #3 e\rightHandFinger #2 d-4\rightHandFinger #3 g,\rightHandFinger #2 |%4 c2-1\rightHandFinger #3 b4\rightHandFinger #3 g\rightHandFinger #2 |%5 c4-1\rightHandFinger #3 e\rightHandFinger #2 d-4\rightHandFinger #3 b\rightHandFinger #2 |%6 a4-2\rightHandFinger #3 c-1\rightHandFinger #2 d,\rightHandFinger #1 fis'-3\rightHandFinger #3 |%7 g4-4\rightHandFinger #4 < b,\rightHandFinger #3 g\rightHandFinger #2 d\rightHandFinger #1 > g,-3\rightHandFinger #1 r |%8 g''4-4\rightHandFinger #4 g,\rightHandFinger #1 e'\rightHandFinger #2 g\rightHandFinger #3 |%9 f4-1\rightHandFinger #4 g,\rightHandFinger #1 d'-4\rightHandFinger #2 f\rightHandFinger #3 |%10 e4\rightHandFinger #4 g,\rightHandFinger #1 c-1\rightHandFinger #2 e\rightHandFinger #3 |%11 d4-4\rightHandFinger #2 b\rightHandFinger #3 g\rightHandFinger #2 f-3\rightHandFinger #1 |%12 e4-2\rightHandFinger #1 g\rightHandFinger #2 c\rightHandFinger #3 e,\rightHandFinger #1 |%13 f4-3\rightHandFinger #1 a-2\rightHandFinger #2 d,\rightHandFinger #1 f\rightHandFinger #1 |%14 e4-2\rightHandFinger #1 g\rightHandFinger #2 g,-3\rightHandFinger #1 b-2\rightHandFinger #1 |%15 c4-3\rightHandFinger #1 < e'\rightHandFinger #4 c-1\rightHandFinger #3 g\rightHandFinger #2 > c,\rightHandFinger #1 r |%16 } \midi {} } Листинг 3.9.2. Упражнения в аккордах. \version "2.22.1" \score { \relative { \transposition c \clef "treble_8" \time 2/4 \tempo "Moderato" < e''-0 b-0 g-0 e-2 >2 |%1 < f-1 b, g d-0 >2 |%2 < e-0 c-1 g-0 c,-3 >2 |%3 < e-0 c-1 a-2 a,-0 >2 |%4 < e-0 b-0 g-0 e,-0 >2 |%5 } \midi {} } Завершая эту часть, нужно объяснить еще некоторые базовые понятия. Мы рассмотрели диезы, бемоли и бекары. Определили случайные и постоянные (ключевые) знаки. Есть еще один важный момент, который нужно учитывать при записи нот, но не в LilyPond. Если в такте выписывается случайный знак, то этот случайный знак (диез, бемоль или бекар) выписывается только один раз, и далее в пределах одного такта знак не появляется. Это означает, что эта нота, один раз появившись со знаком, будет его и подразумевать, хотя больше не записывается в пределах этого такта. Например, возьмем мелодию в тональности до мажор: \relative { \time 2/4 /key c \major g'8 fis g f |%1 f4 d |%2 }
Как мы видим, в первом такте первая нота фа указана с диезом, а вторая уже идет без диеза. С точки зрения записи нот это правильно. Вторая нота тоже будет фа диез, хоть знак альтерации и не указан, так как это — одна и та же нота в той же октаве. Во втором такте встречаем ту же самую ноту. Но так как случайный знак действует только в пределах одного такта, то это фа уже будет просто нота фа без знака. Для LilyPond Эта запись ошибочна, точнее, она верна, просто мы получим не то, что нам нужно, звучать будет чистая нота фа, если она без знака, и фа со знаком диез, если она стоит с этим знаком. Поэтому следует еще раз напомнить, что в программе LilyPond необходимые знаки альтерации нужно выставлять в любом случае. А вот пример, где указаны ноты фа диез: \relative { \time 2/4 /key c \major g'8 fis g fis |%1 f4 d |%2 } Графический файл всё равно будет отображаться корректно. Как пишут разработчики, это сделано для того, чтобы легче было показывать или озвучивать транспонирование, то есть записать ту же самую мелодию, но в другой тональности. Программа LilyPond создавалась, в первую очередь, для отображения нот, а не их озвучивания. Но не объяснить правила нотной записи тоже было нельзя. Ранее автор употреблял понятия ступень, чтобы объяснить, как правильно использовать относительное расположение нот. Правда, ему пришлось признаться, что понятие было некорректным. Ноты в музыкальной теории нумеруются как раз ступенями. В тональности до мажор это:
То есть каждая нота имеет фиксированный номер ступени. В теории музыки даже имеются собственные названия для соответствующих ступеней, например, для первой ступени это тоника. Но не будем углубляться в теорию музыки, тем более автор сам любитель и очень может быть, что где-то не совсем верно истолковывает понятия. Вот и пришла пора прояснить понятие минора и мажора. Если от первой ступени до третьей ступени расстояние между нотами равно два тона, то такое расстояние называется большим, то есть мажорным. А если полтора тона, тогда — малым то есть минорным. Эти расстояния важны для построения аккордов. Мы изучили знак точки, который увеличивает предыдущую длительность на 50 процентов. Но есть еще один способ обозначить увеличенную длительность — это лига или лига держания. Для обозначения лиги в LilyPond используется знак ~ (тильда). Этот знак используется только для соединения нот одинаковой высоты. Например так: \relative { \time 4/4 /key c \major c'1~ |%1 c4 r2. |%2 }
В этом примере нота до тянется пять четвертей. Конечно, звучание струны на гитаре, скорее всего, прекратиться, но таковые указания возможны, особенно для произведений, которые переложены для гитары. Это вся базовая информация по LilyPond. Конечно, это далеко не все возможности программы. Остальные будут излагаться по мере необходимости. |
|||||||||
Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения. Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин, 2004-2024 |
Социальные сети