Проблемы использования средств gps-навигации в условиях жесткой визуальной ограниченности

Материалы научно-практической конференции "Высокотехнологичные средства реабилитации для незрячих и слабовидящих", Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, Санкт-Петербург, 2009
Дата публикации:11.02.2010
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Об авторе: Порецкий Игорь Борисович, Научно-производственная фирма «Ракурс», старший инженер лаборатории специальных средств измерения, Санкт-Петербург.

Рассказывать сегодня о том, что такое GPS-навигация и как это круто — неблагодарная затея. Технология уже глубоко проникла в нашу повседневную жизнь, да и материалов на эту тему кругом предостаточно. Принципиальная полезность средств GPS-навигации для людей, обремененных серьезными визуальными ограничениями, вряд ли вызывает сколько-нибудь обоснованные сомнения. Более того, средства эти должны и могли бы играть важную роль в процессе реабилитации. Однако подавляющее большинство существующих на сегодняшний день программных и аппаратных решений в этой области оказываются, мягко говоря, не вполне доступными для представителей рассматриваемой категории из-за ориентированности интерфейса, прежде всего, именно на визуальное взаимодействие. Здесь мы попытаемся наметить некоторые практические пути к преодолению обозначенной проблемы.

Несмотря на всю прелесть интегрированных подходов, то есть устройств, специализирующихся на GPS-навигации и решающих эту задачу целиком от начала до конца, мы оставим их за рамками нашего обсуждения, ибо невизуальная доступность представленных на сегодняшнем рынке моделей такого рода, увы, оставляет пока желать много лучшего.

С другой стороны, большинство современных КПК и смартфонов в той или иной мере оснащены средствами GPS-навигации, использование которых в нашем контексте представляется более перспективным. И, прежде всего, мы сосредоточим свое внимание как раз именно на смартфонах, оснащенных речевым интерфейсом, которые как правило и так имеются в распоряжении большинства представителей целевой аудитории.

Джентльменский набор большинства (если не всех) смартфонов фирмы Nokia, построенных на базе операционной системы Symbian series 60, начиная с версии 9.1, уже содержит в своем составе программное обеспечение для GPS-навигации. Существуют и альтернативные программы, которые можно устанавливать дополнительно, такие как Route66, Cityguide, Tomtom, Garmin, Google maps, Wayfinder и другие.

В сущности, все эти программы решают сходный круг задач: определение собственного местоположения, поиск мест по координатам, адресу, названию или тематике, построение маршрута и ведение по нему. Стилистика интерфейсов тоже варьируется не шибко. И хотя графическое представление информации и визуальная наглядность играют в них не последнюю роль, все же разнообразные меню, текстовые диалоги и подсказки теоретически вполне могут быть доступны невизуально посредством программ экранного доступа. На практике же объем доступной функциональности зависит как от конкретики реализации интерфейса в том или ином приложении, так и от особенностей используемой программы экранного доступа. К примеру, программа экранного доступа Talks позволяет использовать большую часть функциональности приложения Nokia maps, встраиваемого в базовое программное обеспечение многих современных смартфонов, в то время как клиент Google maps остается практически недоступным.

Другой немаловажный момент в контексте нашего обсуждения - это качество поддержки пешеходной навигации. Как правило, рассмат- риваемые приложения ориентированы прежде всего на автомобильную навигацию и пешеходный режим если и существует, то оказывается зачастую совершенно непригоден для невизуального взаимодействия. Так, голосовые подсказки при ведении по маршруту обычно сопровождают лишь автомобильную навигацию.

Существуют однако и приложения для GPS-навигации, в той или иной мере учитывающие специфику потребностей пользователей со зрительными ограничениями и обеспечивающие невизуальную доступность интерфейса. К приложениям этого класса относится, например, программа Wayfinder Access. Помимо общей невизуальной доступности интерфейса при использовании программ экранного доступа, она способна порадовать нас неплохой картографической поддержкой, возможностями построения и предварительного просмотра маршрутов, а также полноценной и доступной реализацией режима пешеходной навигации с голосовыми подсказками при ведении по маршруту.

Жаждущим более близкого знакомства с этой программой рекомендуется заглянуть на сайт http://www.talknav.com/access.php или на http://access.mywayfinder.com/index.ru.php. Последняя ссылка интересна еще и тем, что там можно найти online- инструменты поиска мест и построения маршрута.

В качестве еще одной альтернативы можно предложить программу Mobile Geo, работающую на КПК и смартфонах под управлением операционной системы Windows Mobile. Подробнее ознакомиться с ней можно по адресу http://codefactory.es/en/products.asp?id=273.

Несколько иной подход к решению обсуждаемой проблемы предлагает проект Loadstone. Прежде всего следует отметить, что в отличие от упомянутых выше, этот проект некоммерческий и даже open source. Цель его состоит в разработке ориентированного на специфику невизуального доступа навигационного приложения для смартфонов на базе операционной системы Symbian.

По стилистике Loadstone сильно отличается от классических приложений, о которых мы говорили до сих пор. Здесь невизуальный доступ поставлен во главу угла, привычной же визуальной наглядности уделяется минимум внимания. Так, Loadstone не озабочивается каким-либо графическим представлением на экране карты местности. Более того, понятие карты в обычном его смысле здесь вовсе отсутствует и заменяется множеством поименованных точек, покрывающих интересующую нас местность. Вообще, точки на местности для Loadstone играют роль фундаментальных объектов, на манипуляциях с которыми построена вся функциональность программы.

Детальное изложение всех особенностей Loadstone и приемов работы с ним лежит за рамками настоящего сочинения. Интересующимся рекомендуется обратиться к домашней странице проекта по адресу http://www.loadstone-gps.com или к посвященному ему русскоязычному сайту по адресу http://loadstone-rus.site40.net. Программа неплохо документирована, правда, к сожалению, пока только по-английски, но на русском ресурсе можно тоже найти немало практической информации. Мы же сосредоточим свое внимание на некоторых принципиальных соображениях. Прежде всего отметим, что реальная полезность любого навигационного приложения существенно зависит от обилия и качества картографических данных, на которые оно опирается. И хотя, строго говоря, Loadstone на данном этапе своего развития к этому классу не относится, -- авторы проекта позиционируют его как ориентационное приложение, - высказанное утверждение вполне справедливо и для него, только в этом случае роль картографических данных играют поименованные точки, привязанные к местности, о чем уже говорилось выше.

Каковы же могут быть источники картографической информации в случае Loadstone?

Прежде всего - это личный опыт пользователя. То есть, точки можно создавать самостоятельно как путем запоминания текущего местоположения, так и вводя координаты вручную. Существуют и специальные ресурсы, посвященные обмену этой информацией, которые можно найти на страницах проекта.

Другая продуктивная методика состоит в извлечении данных из других проектов и приложений. Например, в Loadstone можно импортировать метки на местности (landmarks), сохраненные при помощи программы Nokia maps. В качестве же наиболее перспективного на сегодняшний день источника картографических данных для Loadstone хотелось бы назвать проект http://openstreetmap.org, тем более, что в последнее время между Loadstone и OpenStreetMap намечается все больше и больше взаимосвязей. Информацию о том, как можно воспользоваться всеми этими источниками, тоже можно найти на страницах, посвященных Loadstone.

Поскольку, как отмечалось выше, Loadstone на сегодня не является полноценным навигационным приложением, он не обладает способностью прокладки маршрута. Однако недостаток этот можно несколько скомпенсировать засчет использования сторонних средств. Например, такую услугу предлагает проект Wayfinder. Заполнив несложную форму по адресу http://access.mywayfinder.com/route.en.php и ответив, если нужно, на несколько уточняющих вопросов, можно получить подробное и вразумительное описание маршрута. Поскольку страничка имеет довольно простую структуру и отнюдь не перегружена лишними деталями, этой службой вполне удобно пользоваться и при помощи браузера, встроенного в смартфон.

Любители русскоязычных интерфейсов могут вместо приведенной ссылки обращаться на http://access.mywayfinder.com/route.ru.php. Правда, описание маршрута будет сгенерировано все равно на английском языке.

И, наконец, в заключение, несколько слов о выборе GPS-приемника. Как уже отмечалось выше, многие современные смартфоны оснащены встроенным GPS-приемником. С другой стороны, существуют и отдельные GPS-приемники, способные принимать и декодировать сигналы со спутников и взаимодействовать со смартфоном по интерфейсу Bluetooth. Серьезных оснований стремиться непременно приобрести смартфон, оснащенный встроенным GPS-приемником, пожалуй, нет. Как правило, внешние приемники обеспечивают лучшие навигационные параметры. Но, если иметь в виду специфику невизуального доступа, вариант с внешним GPS-приемником все же имеет один недостаток, хоть и не столь существенный, пожалуй. Дело в том, что уровень разряда батареи в них обычно индицируется светодиодами и смартфону эта информация не передается, что несколько затрудняет невизуальный контроль. Хотя выбор моделей GPS-приемников на рынке достаточно широк, основные параметры их определяются базовой платформой, тем, что называется chipset. На сегодня имеет смысл рассматривать фактически лишь три платформы: Sirf III, MTK и MTK2. Первые две почти не отличаются по практическим навигационным параметрам, но MTK заметно экономичнее. Платформа же MTK2 обладает плюс к тому еще чуть большей чувствительностью.

И еще, пожалуй, два момента, которые не следует упускать из виду в контексте рассматриваемой специфики. Первый - это так называемый режим статической навигации. Некоторые модели, ориентированные прежде всего на автомобильную навигацию, имеют достаточно ощутимый нижний предел скорости, сравнимый со скоростью движения пешехода, и трактуют все перемещения за гранью этого предела как случайный дрейф.

Второй момент - эргономическая специфика. Как правило, эти приемники имеют один орган управления: выключатель. Но реализован этот выключатель может быть по-разному. Нередко это просто кнопка без фиксации, так что определить включен ли прибор можно лишь по свечению индикационных светодиодов или по наличию связи с ним через Bluetooth. Для невизуального доступа это не самый удобный вариант. Но существуют и модели, где выключатель реализован в виде, например, движка, положение которого легко определить на ощупь.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024