Применение высокотехнологичных средств реабилитации незрячих и слабовидящих детей

Материалы научно-практической конференции "Высокотехнологичные средства реабилитации для незрячих и слабовидящих", Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, Санкт-Петербург, 2009
Дата публикации:12.02.2010
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Об авторе: Сыщенко Геннадий Иванович, Заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям, Государственное образовательное учреждение (Ленинградская область) Мгинская специальная общеобразовательная (коррекционная) школа-интернат.

В настоящее время, благодаря успехам современной медицины, количество тотально незрячих детей относительно невелико. И это радует. И всё было бы замечательно, если бы с грустью не приходилось констатировать факт снижения общего уровня здоровья наших детишек. В настоящий момент подавляющее большинство детей школьного возраста, обучающихся в специальных интернатах, имеют два-три, а нередко и три-четыре серьезных хронических, сопутствующих основному, диагноза.

Виды заболеваний на примере учащихся нашей школы перечислены в приведенной ниже таблице (по данным Карташовой Г.И.)

Нарушения зрения 90 человек
Нарушения ЦНС 67 человек
Нарушения ОДА 53 человека
Нарушения слуха 3 человека
эндокринология 25 человек
соматики 27 человек

Специалисты в области педагогики и психологии знают, что понижение общего уровня здоровья ребенка на ранних этапах развития, ведёт к резкому торможению становления личности, снижению адаптивных возможностей и снижению уровня восприимчивости к образовательным и воспитательным процессам.

Дети, развивающиеся в условиях сенсорной депривации, оказываются в ещё более тяжелой ситуации. Дело в том, что одним из основных способов освоения знаний и умений ребенком на ранних этапах развития является подражание действиям взрослых и сверстников в тех или иных ситуациях. Снижение способности воспринимать окружающий мир во всем его многообразии ведет к резкому торможению процессов познания и социальной адаптации у таких детей.

Ещё одним нередким явлением в сегодняшней практике коррекционного педагога стало появление «детей-Маугли». Это дети по тем или иным причинам попадающие в школу уже в подростковом периоде. Ситуация таких мальчиков и девочек поистине незавидна. Резкое замедление темпа развития и социализации таких подростков обусловлено тяжелой сенсорной депривацией и нередким социальным или физическим сиротством. К тому же они попадают в среду некомфортного общения, не соответствующую их возрасту и социальным предпочтениям.

Тем не менее, всё не так уж безнадёжно. В нашей практике постепенно накапливается позитивный опыт работы с такими детьми. Одним из ключевых моментов, позволяющих более или менее успешно решать проблемы воспитания и образования незрячих и слабовидящих детей, является повышение их мобильности.

Мобильность можно разделить условно на следующие категории:

  • Внутренняя (психологическая) мобильность.
  • Пространственная мобильность.
  • Социально-бытовая мобильность.

Все эти виды мобильности тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Без сомнения можно утверждать, что залогом личной успешности любого человека является его мобильность во всех сферах жизни. Обязательно нужно отметить, что высокий уровень мобильности любого человека является фундаментом его высокой самооценки и, как следствие, его высокой социальной и позитивной активности.

Таким образом, вполне логично сделать вывод, что главными задачами коррекционного педагога является повышение мобильности и на её основе уровня самооценки воспитанников. Одной из самых насущных проблем видится формирование реальных представлений у общества о возможностях людей с тяжёлыми нарушениями зрения. Именно недостаток таких знаний становится непреодолимой стеной между незрячим и зрячим.

На практике очень часто приходится иметь дело с исключением незрячих из общественной жизни под тем или иным предлогом. Очень часто предлог вполне благороден – это помощь. Однако объем и адекватность такой помощи, к сожалению, каждый понимает по своему. И, нередко, приходится наблюдать как те или иные действия выполняются не вместе, а вместо незрячего. Такой подход формирует иждивенческую жизненную позицию, снижает мобильность, самооценку и, в конечном итоге, социальную активность.

Тогда как в сферах, где реально и объективно требуется особенно деликатный подход к инвалидам по зрению , особенно со стороны государства, - существуют очень труднопреодолимые преграды. Чаще всего это проявляется как не соответствие формальных и фактических возможностей в сфере социальной активности. Такое положение обусловлено низким уровнем знаний о насущных проблемах инвалидов по зрению, прежде всего чиновниками социальных ведомств. Однако в рамках этого доклада я не буду красочно расписывать тяжёлую борьбу с бюрократической машиной нашего государства.

Таким образом, выше мы уже коснулись некоторых проблем социальной интеграции инвалидов по зрению и упомянули о способах решения этой проблемы. Ниже хотелось бы чуть более подробнее остановиться на средствах решения проблемы адаптации и интеграции.

Конечно, наука не стоит на месте, и ряд технических средств компенсации недостатков зрения делают доступными все больше сфер деятельности. Значение этих средств трудно переоценить.

С социально-психологической точки зрения, самый главный эффект, который мы получаем от применения технических средств компенсации недостатка зрения, это существенное повышение уровня жизни инвалидов по зрению. Вовлечение наших воспитанников во все большее число доступных видов деятельности делает их более уверенными в себе, более позитивными, а значит и более успешными в дальнейшем.

В соответствии с категориями мобильности технические средства абилитации и реабилитации можно условно разделить на следующие группы:

  • Средства, повышающие коммуникативную мобильность.
  • Средства, повышающие пространственную мобильность и безопасность на маршруте.
  • Средства, повышающие бытовую автономность.

А теперь давайте более подробно рассмотрим каждую из этих групп.

Как известно – человек существо социальное и его существование в обществе невозможно без общения. Если рассматривать с этой позиции возможности людей с недостаточным или отсутствующим зрением, то мы вынуждены будем признать, что диапазон их восприятия ограничен только вербальными кинестетическими способностями. Тогда как психологами уже давно установлено, что до 90% информации об окружающем мире, и в сфере общения в том числе, человек воспринимает с помощью механизмов визуального восприятия.

Все это было бы очень драматично, если бы не достижения микропроцессорной техники XXI века. Если мы зададимся целью в двух словах описать суть этого чуда, то можно будет сказать, что с помощью средств современной микроэлектроники поток визуальной информации трансформируется в систему доступных для восприятия незрячим сигналов.

Одним из самых удивительных механизмов, которые сегодня используются для этой цели, безусловно, является компьютер. Портативность современного ноутбука такова, что он выглядит просто крохотным в сравнении с не самыми большими брайлевскими фолиантами. Между тем функциональность этих компьютеров уже нередко конкурирует с настольными компьютерными системами.

Если такую персональную систему дополнить программой экранного чтения и вручить незрячему школьнику, то его возможности вырастают до качественно иного уровня. Специфика использования компьютера в качестве средства коммуникации в том, что эта машина может предоставлять одну и ту же информацию в разных системах восприятия. Незрячему - в звуковой форме, а зрячему - в визуальной.

Второй группой являются средства, повышающие пространственную мобильность и безопасность при передвижении на маршруте.

К одной из самых захватывающих технических новинок в наши дни, можно отнести системы спутниковой навигации, которые теперь становятся доступными и для незрячих. Даже в самом простом варианте, когда навигационная программа установлена в мобильном телефоне, такая система делает возможным успешное самостоятельное преодоление недосягаемых прежде маршрутов.

Очень хочется верить, что в самом ближайшем времени эти относительно недорогие и простые в использовании системы будут доступны всем, кто в них нуждается.

Очень интересным видится сочетание таких средств навигации с относительно традиционными – например, собака-проводник.

На мой взгляд, при этом совершенно не стоит забывать о том, что даже самые современные технические средства пространственной ориентировки пока ещё не могут заменить обычную ориентирующую трость.

И ещё один класс устройств, о которых необходимо упомянуть как о средствах обеспечения дополнительной безопасности - это ультразвуковые приборы - детекторы препятствий, которые при умелом использовании способны давать много дополнительной информации, при ориентировке в замкнутом пространстве сложной конфигурации.

И наконец, последняя группа технических средств, позволяющая получить незрячему относительную бытовую автономность. Это всевозможные бытовые устройства и приспособления, делающие быт комфортным и безопасным. В этой области нами накоплен большой опыт.

Такие технические средства можно разделить на две группы:

  • Специальные средства.
  • Технические средства общего назначения.

К специальным средствам нужно отнести приборы и приспособления аудиовизуализации. Другой группой технических средств, повышающих бытовую автономность незрячих, являются промышленно выпускаемые бытовые приборы, доступные в использовании и безопасные для людей с недостаточным зрением. Это и модная новинка последнего времени — пароварка, и микро- волновые печи с клавишным управлением и даже стиральные машины с электронным программированием.

Единственный недостаток всего этого многообразия машин -- довольно высокая стоимость. Тем не менее, опыт показывает, что высокая бытовая автономия высвобождает время и силы для общественно полезного труда. Стало быть затраты себя оправдывают.

В следующей части своего доклада мне хочется немного рассказать, каким образом доступные технические средства служат решению задач образования и интеграции наших школьников.

Одним из самых значительных достижений я считаю внедрение в повседневную практику использование персонального компьютера. Как уже было отмечено, использование компьютерных технологий открывает совершенно небывалые горизонты в сфере общения, образования и воспитания. Для специалистов не секрет, что в последние годы существуют определенные трудности в приобретении тифлопедагогических пособий и приспособлений. К тому же достаточно трудной является работа по подготовке специалистов по работе с незрячими учащимися на местах. Печатной литературы в системе брайля становится все меньше и меньше, она не отвечает современным требованиям. Использование персональных компьютеров практически полностью снимает все эти проблемы.

Единственное чего бы хотелось – это большей заинтересованности государства. При хозяйском подходе – дешевле каждому незрячему ученику купить маленький ноутбук стоимостью 12000, легальную копию системы экранного чтения, и обеспечить электронными версиями учебной литературы, которая в любом случае существует. И на этом проблема интеграции незрячих в учебный процесс была бы решена если не полностью, то в большей части.

Ещё одной предметной областью в нашей работе является использование технических средств для развития навыков взаимодействия с пространством и безопасности. Для этого с успехом применяются ультразвуковые детекторы препятствий и звуковые маячки.

В заключение хочется отметить, что применение технических средств абилитации - это интересная и перспективная область деятельности коррекционного педагога. Применение современных средств мобильной связи и ориентировки в пространстве повышает интерес к разнообразным видам деятельности у учащихся, делает их знания активными, прочными и эффективными. Применение персонального компьютера в повседневной практике позволяет существенно снизить ограничения в общении, делает досуг ребят насыщенным и интересным. А применение серверных технологий хранения и обмена информацией обеспечивают доступность различных режимов учебной деятельности и более полно позволяют учитывать личностные особенности учащихся, эффективнее реагировать на вызовы в процессе динамичного развития.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024