»спользование современных технических средств в процессе обучени€ незр€чих и слабовид€щих ориентированию и мобильности

ћатериалы научно-практической конференции "¬ысокотехнологичные средства реабилитации дл€ незр€чих и слабовид€щих", ÷ентр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, —анкт-ѕетербург, 2009
ƒата публикации:14.02.2010
ѕоделитьс€ в Twitter ѕоделитьс€ в Facebook ѕоделитьс€ в VKontakte ѕоделитьс€ в Telegram

ќб авторах: Ѕондаренко ћарта ѕавловна , Ћюбимов јлексей јлексеевич , научные сотрудники Ћаборатории содержани€ и методов обучени€ детей с нарушением зрени€, »нститут коррекционной педагогики, –оссийска€ академи€ образовани€ (» ѕ –јќ), ћосква.

ѕотер€ зрени€ Ц это не приговор, а всего лишь особенность.

Ќезр€чие люди могут быть самосто€тельными и независимыми. Ёта мысль уже никого не удивл€ет. Ѕыть независимыми, незр€чим во многом помогают технические средства реабилитации.   техническим средствам реабилитации следует отнести всю ту технику, котора€ создаетс€ специально дл€ слепых, зр€чие в ней не нуждаютс€, а дл€ слепых же имеет неоценимо большое значение. »з всего разнообрази€ технических средств реабилитации дл€ слепых и слабовид€щих мы остановимс€ на тех, которые созданы дл€ облегчени€ ориентировани€ в пространстве и помощи в свободном передвижении.

  техническим средствам ориентировани€ (“—ќ) относ€тс€ множество приспособлений, начина€ с простой белой трости и заканчива€ высокотехнологичными GPS-навигаторами.

ƒавайте разделим все “—ќ на две группы Ц технические средства и высокотехнологичные средства реабилитации (¬—–).   техническим средствам ориентировани€ будут относитьс€ приспособлени€, не использующие электронику, а к высокотехнологичным средствам будут относитьс€ приспособлени€, использующие электронику, и иные продукты технического прогресса. —ледовательно, проста€ бела€ трость будет относитьс€ к “—ќ, а бела€ трость с ультразвуковым ма€чком к ¬—ќ.

≈сли обратитьс€ к истории, то мы с удивлением увидим, что только в первой половине XX века по€вилась бела€ трость как инструмент свободного и самосто€тельного передвижени€. ѕримерно в тоже врем€ по€вилась и собака-проводник, в задачу которой входило сопровождение слепого человека. — официальным по€влением приспособлений дл€ самосто€тельного и независимого передвижени€ людей с нарушением зрени€ стали по€вл€тьс€ различные школы, разрабатывающие научно- методическую базу ориентировани€ и мобильности.   этому процессу подключились и конструкторы, придумывающие и разрабатывающие более совершенные средства дл€ ориентировани€ и мобильности с учЄтом последнего слова техники.

“аким образом, на сегодн€шний день мы имеем в арсенале р€д технических и высокотехнологических средств ориентировани€: бела€ трость цельна€, складна€, телескопическа€; ультразвуковой локатор дл€ определени€ преп€тствий на рассто€нии, прибор фотофон, который определ€ет источник света и многое другое.

¬ течение дес€тилетий незр€чие возлагали большие надежды на изобретение электронных устройств, которые помогали бы в ориентировке. ѕо€вились ли такие устройства? ѕо€вились. Ќо на что реально может рассчитывать незр€чий?

ѕо€вл€ютс€ все более сложные, казалось бы, более умные технологии, которые призваны облегчить быт и самосто€тельное передвижение слепых в пространстве. »з таких приспособлений можно привести пример: ультразвуковой локатор, лазерна€ трость, фотофон. ј незр€чий как ходил с тростью сто, двести лет назад, так с ней и ходит.

¬озникает хороший и закономерный вопрос Ц почему?  азалось бы, созданы не плохие приспособлени€, с помощью которых незр€чий сможет самосто€тельно передвигатьс€ даже не прибега€ к помощи трости. Ќо давайте подумаем.

ѕередвижение из пункта ј в пункт Ѕ состоит из двух аспектов. ѕервое - это непосредственно сама ориентировка, то есть человек должен знать направление движени€, представл€ть пространство вокруг себ€, представл€ть сам маршрут. ¬торое - это мобильность, то есть, возможность безопасно и эффективно передвигатьс€ в пространстве, не подверга€ себ€ и других людей опасности. Ѕезопасность передвижени€ во многом зависит от умени€ и навыков владени€ незр€чим белой тростью.

ѕрактика обучени€ слепых и слабовид€щих ориентированию и мобильности показывает, что ¬—– используютс€ крайне редко и в основном оставл€ют негативный осадок у пользовател€ после использовани€. ѕричиной такого отношени€ мы видим в том, что, приобрета€ ¬—–, незр€чий надеетс€, что новый прибор сразу решит все его проблемы. ѕримером такого отношени€ может служить высказывание нашего ученика, который в разговоре поделилс€ с нами своими ожидани€ми: Ђ¬от уже п€ть лет как € потер€л зрение. ¬з€ть в руки трость € стесн€юсь, т.к. не хочу, чтобы в моЄм районе мен€ видели с белой тростью, жалели и считали инвалидом. я узнал, что есть ультразвуковой локатор и GPS-навигатор. я был уверен, что использу€ навигатор, € буду ходить почти как зр€чие Ц куда угодно и когда угодно, а локатор поможет мне не врезатьс€ в стены и деревь€. “аким образом, € буду как все, т.е. без трости и никто не будет обращать на мен€ вниманиеї.

¬ итоге, молодой человек самосто€тельно пришЄл к мысли, что бела€ трость €вл€етс€ самым оптимальным вариантом дл€ самосто€тельного передвижени€.

ƒл€ многих незр€чих важно преодолеть психологический барьер. ѕочему-то им кажетс€, что если они возьмут в руки трость, то сразу обозначат себ€ как слепые, смир€тс€ со своей слепотой. ј вот если они повес€т на шею ультразвуковой локатор дл€ определени€ преп€тстви€, вооружатс€ GPS- навигатором, то они не будут отличатьс€ от Ђусловно здоровыхї прохожих, будут более мобильные, чем слепые, которые ход€т с тростью.

ƒа, электронные приспособлени€ есть, однако в большинстве они не оправдывают все ожидани€. ѕочему? «рение - неоценимый помощник при ориентировке и передвижении в пространстве. «рение €вл€етс€ дистантным органом чувств и позвол€ет опознать предмет, определить его местоположение в окружающем пространстве среди других объектов, определить рассто€ние до этого объекта. —колько не изобретай, а всЄ равно никогда ни один электронный прибор не способен заменить зрение. ѕоэтому стоит задуматьс€ о том, что не нужно ждать какого-то чудо- изобретени€, которое будет само определ€ть безошибочно все преп€тстви€ и делать передвижение абсолютно безопасным и на маршруте и при пересечении перекрЄстков и избавит от открытых люков.

Ёлектронных, высокотехнологичных приборов предлагаетс€ очень много, однако все они в некоторой степени оказались неэффективными.  анава, бордюр, лужа - не обнаруживаютс€, не фиксируютс€ никаким электронным ультразвуковым средством. » потом, контакт между прибором и самим человеком (вибраци€, звуковой сигнал) отвлекает незр€чего: все внимание сосредоточено на этом приборе, а собственные возможности используютс€ уже меньше, незр€чий не так внимательно отслеживает окружающее пространство, которое позвол€ет четко отслеживать ситуацию на маршруте. „еловек отвлекаетс€. ќсобенно это касаетс€ ультразвуковых тростей, которые через наушники передают звуковой сигнал человеку о приближении к преп€тствию. ¬ зависимости от рассто€ни€ до преп€тстви€ мен€етс€ высота звука. Ќедостатки этого приспособлени€, мы думаем, видны Ђне вооруженным глазомї: во-первых, закрыты уши, а во-вторых, посто€нно подаЄтс€ звуковой сигнал, который мешает слушать пространство вокруг и заметить например приближающейс€ автомобиль. “ак же эти трости бывают достаточно т€желые и с ними труднее проходить длинный маршрут.

ћожет ли сегодн€шн€€ технологи€ предложить незр€чему какое-то средство, которое, во-первых, его бы не отвлекало, а во-вторых, было бы универсальным, то есть показывало преп€тстви€ и под ногами, и на уровне колен, и на уровне груди, на уровне головы. ѕричем преп€тстви€ разные: ветки, машины, борт грузовика, детска€ кол€ска, телефоны-автоматы, которые очень неудачно прикреплены к стенам домов, дорожные знаки, ребенок или животное, молча сто€щие на тротуаре.

„то же тогда делать?

”читьс€ слушать пространство, анализировать перекрЄстки, составл€ть ментальную карту своего маршрута и конечно учитьс€ владеть техниками трости. ¬едь сама€ обыкновенна€ трость грамотно подобранна€ по росту в умелых руках способна предупредить и об открытом люке, и о ступеньках, о многих преп€тстви€х, изменении текстуры поверхности.

ћы считаем, что в ориентировании и мобильности в ближайшее врем€, несмотр€ на достижени€ науки и техники, наиболее эффективными средствами останутс€ трость, собака-проводник, обученный сопровождающий и, самое главное, умение воспользоватьс€ собственными возможност€ми, а дл€ этого необходимо пройти обучение на специальных курсах под руководством квалифицированного учител€ по ориентированию и мобильности. “ак же важно учить незр€чих эхолокации, она очень хорошо помогает при самосто€тельном передвижении, и мы думаем сложно еЄ заменить каким-нибудь техническим средством. ƒаже самым совершенным.

≈сть ещЄ важный вопрос Ц кто же всЄ-таки нуждаетс€ в технических средствах пространственного ориентировани€? ќбычно прин€то считать, что только тотально слепой нуждаетс€ в реабилитации. „асто самим люд€м с остаточным зрением даже не приходит в голову, что им будет полезна трость. —лабовид€щие Ц вообще на наш взгл€д одна из самых сложных групп людей. »м возможно в психологическом плане иногда даже сложнее чем тотально слепым. ѕотому что они не относ€тс€ к категории зр€чих, так как многого не вид€т и им сложно обходитьс€ во многих ситуаци€х без посторонней помощи.   слепым их тоже отнести нельз€, так как они всЄ же вид€т.

—лепые и слабовид€щие в большей или меньшей степени испытывают те или иные трудности при ориентировании в пространстве и обеспечении собственной безопасности на маршруте. »сход€ из этого, возникает закономерный вопрос: какие задачи способны решить технические средства ориентировани€, и какой категории пешеходов с нарушением зрени€ они необходимы?

—тратегии обучени€ ориентированию и мобильности слепых и слабовид€щих несколько отличаютс€ друг от друга. Ќо одно мы можем сказать точно: слабовид€щие тоже нуждаютс€ в технических средствах реабилитации, в частности в трости.

ѕроблема заключаетс€ в том, что слепые полностью опираютс€ и довер€ют сохранным анализаторам и трости: при переходе проезжей части слушают направление транспорта, изменени€ уровн€ и различные преп€тстви€ обнаруживают тростью. —лабовид€щие часто стараютс€ опиратьс€ исключительно на своЄ остаточное зрение, тем самым часто подверга€ себ€ опасности: вместо того, чтобы слушать транспорт, стараютс€ рассмотреть цвет сигнала светофора, ступеньки так же стараютс€ увидеть или подтверждают их наличие пробой ногой.

ѕодвод€ итог, необходимо ещЄ раз акцентировать внимание на том, что при обучении слепых и слабовид€щих ориентировании и мобильности и подборе технических и высокотехнологических средств ориентировани€ необходимо всегда придерживатьс€ следующих принципов: безопасность, эффективность и эстетичность.

Ќа сегодн€шний день ¬—–, к сожалению, не отвечают этим принципам. ѕоэтому они должны использоватьс€ как вспомогательные, в дополнение к белой трости. ƒл€ повышени€ эффективности использовани€ ¬—– на маршруте необходимо обучать слепого и слабовид€щего правильному их использованию.



–аспространение материалов сайта означает, что распространитель прин€л услови€ лицензионного соглашени€.
»де€ и реализаци€: © ¬ладимир ƒовыденков и јнатолий  амынин,  2004-2021