Зрелые технологии: доступность сервисов и услуг для незрячих в интернете, некоторые проблемы и возможные пути решения

Материалы научно-практической конференции "Высокотехнологичные средства реабилитации для незрячих и слабовидящих", Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, Санкт-Петербург, 2009
Дата публикации:03.02.2010
Twitter Facebook Vkontakte

Об авторе: Обрядин Дмитрий Анатольевич Санкт.Петербургский государственный учебный центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (СПб ГУЦСРИДИ).

Средства доставки, к которым можно отнести почти любое устройство связи и любой компьютер, выполняют интегрирующую функцию. Инвалид почти без чьей-либо помощи выравнивает свои возможности, становится менее инвалидизированным. В частности, улучшается ситуация с доступностью товаров и услуг. Товар можно «рассмотреть» в интернет-магазине, прочитать о нем подробно, сделать выбор. Также улучшается способность различать качество услуг. Например, не нужно стоять в очередях на вокзале или в кассе предварительной продажи билетов. Билет на поезд дальнего следования можно купить дома, прямо на сайте: www.rjd.ru, а потом, в удобное время, выбрав ближайшую некоммерческую кассу, предъявить серию цифр и забрать готовый билет, на некоторые рейсы уже не нужно и забирать билет, достаточно зарегистрироваться на сайте и в поезде предъявить проводнику паспорт.

Теперь незрячий легко может приобретать софт, что облегчает, кстати сказать, борьбу с пиратством. Простой пример – покупка программы экранного доступа Talks для смартфона – теперь пустяковое дело. Достаточно зайти на www.talks.it/ru и сделать выбор. Правда, сам факт покупки происходит в данном случае не в России, а в Италии, хотя принципиально лишь то, что, зайдя на русское зеркало, купишь дешевле. Жаль, не догадываются иностранцы.

Но Talks – софт редкий, а ресурсов у наших дистрибьюторов специальных средств немного. Если говорить о «большом» софте, например, антивирусах, то на сайтах производителей можно купить лицензию или обновить существующую, причем, не только на российских типа www.kaspersky.ru или www.drweb.ru, но и иностранных, нередко прямо из меню программы. А как легко оплатить Skype, прямо из меню окна, а пополнить счет провайдера Yota…

Также вполне возможно покупать редкие товары в других странах. Например, совсем недавно был произведен удачный эксперимент, в котором человек, живущий в маленьком городе, попросил меня купить ему устройство, которое не продается у нас в стране. Устройство было найдено в Великобритании по адресу магазина www.crownhill.co.uk, где было заказано и приобретено по банковской карте.

Поскольку, похоже, это был первый случай отправки в Россию, товар был отправлен обычной почтой и пришел в тот самый маленький город, где жил заказчик.

Гораздо хуже могут обстоять дела с покупкой у тех фирм, которые давно работают с Россией и отправляют через DHL. Товар в этом случае приходится растаможивать. При очевидно высокой скорости доставки товара очень много времени уходит на таможню, а вероятность не получить не только товар, но и деньги назад, как ни странно, есть.

В конце концов, если даже не планируется покупок в другой стране и даже в родной, незрячий человек, владея информационными технологиями, может просто оплатить услуги оператора сотовой связи, не выходя из дома. При этом несколько снижается острота недоступности банкоматов и терминалов оплаты, хотя проблема стоит в полный рост.

В некоторых странах банкоматы, например, озвучены. Незрячему достаточно прийти к такому устройству с наушниками. Не все, конечно, такие, но уже есть. Банкоматы и терминалы оплаты чаще всего имеют платформу Windows, а эта платформа уже давно отработана на предмет речевой доступности.

Есть также проблема, которую слепой решить не может: его социальная пенсионная или зарплатная карта непригодны к оплате через веб- интерфейс. Причем вопрос формирования зарплатных или социальных проектов нередко находится в ведении правительства города и является предметом договоренностей с банками. Для решения проблемы нужна всего лишь воля и инициатива правительства. При этом сами проекты и социальные карты можно оставить для тех, кто не может или считает, что не может заказать для себя нужный тип карты или выбрать нужный банк.

Поскольку описываемое происходит прямым образом в Интернете, стоит сказать пару слов о провайдерах.

В общем и целом работать с провайдерами нетрудно, молодые люди, обслуживающие клиентов, в основном дружелюбны и помогают, например, составить договор, прочтут что нужно, помогут с подключением.

В наше время многие незрячие работают с выделенными линиями и, следовательно, так или иначе ведут отношения с провайдерами, обслуживаются и оплачивают услуги. Несколько мешают идти вперед два фактора: во-первых, дорогой мобильный Интернет. Интернет трудно вывести за пределы дома, не затратив основательное количество денег. Второе – это отсутствие или малая доступность нужных сервисов. Например, известный сайт www.kremlin.ru с каждым разом, как на него захожу, все усложняется.

Еще летом я от имени одной знакомой писал обращение к Президенту на тему быта в ее селе. Теперь написать письмо Президенту слепой не сможет, потому что будет не в состоянии заполнить форму. Я так и не смог выбрать из списка страну, хотя стоит самый новый браузер и программа экранного доступа.

Второй пример – сайт биржи труда www.rspb.ru, на котором я многим находил работу, однако во многих случаях просто необходим раздел вакансий для инвалидов. Подавая заявку в этот раздел, работодатель четко давал бы понять, что согласен взять на работу инвалида. Иначе сплошь и рядом даже на ярмарке вакансий для инвалидов, которую время от времени устраивает город, получив список нужных вакансий, получаешь отлуп работодателя.

Я спрашивал человека, который подбирал вакансии на ярмарке, откуда он их берет. Оказалось, что оттуда же, откуда их берут все. И работодатель, скорее всего, не ждал появления инвалида в поле зрения.

Продолжая тему вакансий, скажу еще, что очень многие из тех, кто искал там работу, не находили ничего для людей с высшим образованием, это подтвердили те, кто выдавал анкеты на недавней такой ярмарке вакансий. Что касается предложений с претензией на владение высокими технологиями, то незрячим там места не нашлось вообще. Не было ни представителей операторов связи, ни провайдеров Интернета, ни специалистов от реабилитационных центров. А если кто из перечисленных и окажется на ярмарке, то почти стопроцентно незрячий работы не получит. Так было пять лет назад в случае с «МегаФоном».

Это говорит о том, что цепь событий, когда незрячий мог бы освоить, например, компьютер, найти себе применение и, как продолжение его, работу или занятие, отсутствует.

Из отсутствующих ресурсов, которые могли бы быть и не требуют больших вложений, я бы предложил сайт, где указывались бы места уличных работ, улицы с ямами, адресами, где в дождь образуются большие лужи. А также перекрестки, оборудованные специализированными светофорами или, кстати, неработающими светофорами. Такие ресурсы могли бы редактироваться самими незрячими, а город выделял бы средства на доменную поддержку и оплату разработчика сайта.

* * *

В настоящее время, помимо технологий, которые служат специально инвалидам, созрели обычные, которые шли рядом с человеком, но оказали непереоценимую помощь инвалидам. Их возможности стали выравниваться и, пусть асимптотически, но все же приближаются к возможностям человека вообще.

Поскольку социальная защищенность инвалида при отсутствии средств доставки информации ниже, чем у оснащенного такими средствами, было бы неплохо поддерживать стремление освоить компьютер и другие устройства, на что следует обратить внимание в центрах реабилитации инвалидов.

А еще было бы здорово, если бы город субсидировал хотя бы частично расходы на Интернет и связь инвалидов. Это обязательно сыграет положительную роль в образовании инвалида.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2019