»спользование современных информационных технологий в психологическом консультировании лиц с ограниченными возможност€ми здоровь€

(ћатериалы научно-практической конференции "IT-технологии как средство реабилитации незр€чих людей: —осто€ние, проблемы и перспективы", √осударственное бюджетное учреждение культуры "ѕермска€ краева€ специальна€ библиотека дл€ слепых", ѕермь, 2011)
ƒата публикации:11.06.2012
ѕоделитьс€ в Twitter ѕоделитьс€ в F******k ѕоделитьс€ в VKontakte ѕоделитьс€ в Telegram

¬ насто€щее врем€ в –оссии инвалидов прин€то относить к сло€м населени€, нуждающимс€ в социальной защите. » этот культурный стереотип инвалида как человека, зависимого от окружающих, глубоко входит в его субъективный мир, тем самым создава€ внутреннее противоречие. ѕротиворечие заключаетс€ в расхождении желани€ инвалидов быть равноценными участниками общественной жизни и одновременно желани€ передать ответственность за решение жизненных трудностей внешнему окружению. ƒругой пример жизни некоторых инвалидов показывает, что быть равноценным членом общества - это вполне достижима€ цель при условии самосто€тельного прин€ти€ жизненно важных решений и приложени€ собственных усилий дл€ их осуществлени€. ¬ ходе длительного общени€ с незр€чими и недавно ослепшими людьми € выделила две группы. ќдни понимают жизнь как ограниченную в возможност€х, другие - как пространство потенциальных ресурсов, которое необходимо обживать.

«ачастую круг общени€ инвалидов зависит от условий их проживани€. ƒети-инвалиды живут и обучаютс€ в специализированных школах-интернатах, либо в семь€х с гиперопекой или гипоопекой. »х близкие, порой неосознанно, в процессе общени€ задают ребенку негативную топологию ценностей, эмоциональных шаблонов ограниченных возможностей жизни инвалида. ƒл€ того чтобы ребенок мог продолжать жить, он вынужден примен€ть психологическую защиту, но эти неадаптивные стратегии срабатывают лишь в конкретных проблемных ситуаци€х и на конкретных люд€х. ¬ дальнейшей жизни у инвалидов возникает желание расширить сферы жизнеде€тельности, и тут они сталкиваютс€ с трудност€ми, которые они не могут преодолеть с помощью прежних защит. ¬ этот момент инвалид переживает состо€ние кризиса, который имеет два выхода: позитивный и негативный. » в этот момент становитс€ необходима встреча инвалида с человеком, готовым вступить с ним в смыслотворческий процесс, помочь инвалиду осознать свои ценности, негативную настроенность и психологические защиты, осознать и прин€ть ответственность за собственную целостность, расширить усили€ на разрешение трудной ситуации. ¬ этом случае возможен позитивный выход из кризиса. ѕри отсутствии встречи с другим человеком инвалид может использовать внутренние ресурсы и самосто€тельно разрешить проблему, но дл€ этого необходим высокий уровень духовной активности, направленной на осознание мира и своего места в нем.

ѕо результатам диссертационного исследовани€ Ўульмина ћ.ѕ. (“√”, факультет психологии, 2009 г.) 65 % инвалидов имеют фрагментированные субъективные миры, что мешает их социальной адаптации. ѕри потере зрени€ фактически 100 % людей попадают в информационный вакуум, не имеют представлени€ об образе жизни без контрол€ зрени€, не имеют самосто€тельных навыков передвижени€, ведени€ домашнего хоз€йства, самообслуживани€. ѕотер€вшие зрение люди погружаютс€ в длительное и глубокое кризисное состо€ние. „асть проблем может решить прохождение курса элементарной реабилитации в центрах реабилитации слепых, но не каждый может туда поехать из-за состо€ни€ собственного здоровь€ и семейного положени€.

 роме того, человек, внезапно потер€вший зрение и попавший в кризисное состо€ние, не может сразу изменить образ своей жизни и не готов действовать в новом состо€нии. ƒолжно пройти врем€, прежде чем возникнет потребность учитьс€ жить по-новому, получать новые навыки, и он решит поехать в центр реабилитации. ƒл€ каждого человека этот период индивидуален и зависит от личностных качеств, от жизненного опыта.

Ќа собственном опыте пережив состо€ние кризиса потери зрени€ и информационного вакуума в 2001 году, испытав сильную потребность в поддержке со стороны компетентных людей, € понимаю важность своевременной и доступной психологической помощи. ¬ св€зи с чем, совместно с психологом-консультантом Ўульминым ћ. ѕ. был разработан сайт по оказанию психологической помощи.

»нтернет-консультирование в сопоставлении с различными формами очного психологического консультировани€ может уступать последним по некоторым критери€м, но дл€ работы с категорией лиц, имеющих различные физические ограничени€, эта форма работы имеет некоторые преимущества. Ёто св€зано, в частности, с трудност€ми в самосто€тельном передвижении, которые €вл€ютс€ не только физическим барьером. ¬есьма часто здесь затрагиваютс€ глубокие переживани€ человека. Ќа вопрос психолога: " ак вы рассматриваете вариант получени€ очной консультации?" - девушка, обративша€с€ за консультацией по электронной почте, категорично отвечает: "я не хочу, чтобы кто-либо из моих близких знал, что € обращаюсь за консультацией к психологу, а самосто€тельно € не смогу добратьс€ до места консультации".

„еловек, который переживает трудности в общении из-за неправильного отношени€ к собственному заболеванию (что может сопровождатьс€ определенными патохарактерологическими изменени€ми личности), получает возможность проработать совместно с психологом беспоко€щие его проблемы в ситуации, котора€ рассматриваетс€ им самим как безопасна€.

—пецифическими проблемами, с которыми обращаютс€ к психологу люди с ограничени€ми в жизнеде€тельности, €вл€ютс€ следующие:

  1. ќтношение к инвалидности. "я инвалид с опорно-двигательными нарушени€ми, хочу учитьс€ в университете, но боюсь, что из-за моей инвалидности приемна€ комисси€ даже документы мои не будет рассматривать"... "я всю жизнь был опорой в семье, а теперь € стал никому ненужным инвалидом, как жить дальше"?
  2. ¬заимоотношени€ со здоровым окружением. "ћои друзь€ бросили мен€, они не хот€т общатьс€ с дефективным"... "я боюсь создавать отношени€ с мужчинами, мне не хочетс€ быть отвергнутой из-за моего заболевани€"... "ћой муж бросил мен€ потому, что € теперь не смогу родить ему".
  3. ѕереживани€, св€занные с состо€нием своего здоровь€. "я не могу никуда устроитьс€ на работу; когда они узнают, что € больна эпилепсией, то отказывают мне в работе, говор€, что не подхожу им"... "я болен ƒ÷ѕ; когда получал среднее образование в форме обучени€ на дому, то у мен€ была цель к чему стремитьс€, а теперь обучение закончилось, и как мне теперь быть"? и др.

¬ процессе общени€ с психологом клиент получает опыт активного участи€ в разрешении собственных проблем, что особенно важно дл€ лиц с нарушением здоровь€, которые зачастую занимают пассивную позицию по отношению к собственной жизни. Ёффективное решение проблемы создает необходимую психологическую почву дл€ повышени€ уверенности в себе, самосто€тельности и готовности прин€ть ответственность за собственное существование.

—овместна€ работа психолога и клиента заключаетс€ в акцентировании тех смыслов, которые клиент вкладывает в сообщени€, адресованные психологу. “акие экзистенциальные категории, как смерть, ограниченность, брошенность, беспомощность, надежда, болезнь, одиночество и др., имеют дл€ каждого человека сугубо индивидуальные смыслы, которые во многом определ€ют его реальные поступки. ≈сли человек придает своим переживани€м только негативное значение, проникаетс€ пессимистическим отношением к происход€щему, то он обрекает себ€ на утрату подлинной духовности, или, другими словами, на утрату возможности быть человеком. Ќеобходимо помочь ему, чтобы он не утыкалс€ носом в преп€тстви€, но открыл бы дл€ себ€ новые перспективы полноценного существовани€.

Ќеобходимо отметить, что при »нтернет-консультировании расшир€етс€ и круг людей, которым необходима помощь: это люди, проживающие в отдаленных районах области, а также люди, проживающие в других област€х и регионах страны.

ƒл€ мен€ важно, что, освоив персональный компьютер, € нашла возможность не только знакомить других инвалидов с новыми техническими средствами реабилитации и обучать основам работы на ѕ , но и оказывать поддержку в трудных жизненных услови€х, помогать выходить из кризисной ситуации, что €вл€етс€ и дл€ мен€ самовыражением и творческой самореализацией.

ƒополнительна€ информаци€



–аспространение материалов сайта означает, что распространитель прин€л услови€ лицензионного соглашени€.
»де€ и реализаци€: © ¬ладимир ƒовыденков и јнатолий  амынин,  2004-2022