Комплекс упражнений для практических и самостоятельных работ, используемый при обучении незрячих людей работе на персональном компьютере

(Материалы научно-практической конференции "IT-технологии как средство реабилитации незрячих людей: Состояние, проблемы и перспективы", Государственное бюджетное учреждение культуры "Пермская краевая специальная библиотека для слепых", Пермь, 2011)
Дата публикации:01.07.2012
Twitter Facebook Vkontakte

Учебный курс "IBM PC для пользователя" преподается в Санкт-Петербургском Центре реабилитации для инвалидов по зрению более десяти лет. Программа обучения включает в себя темы как для начинающих пользователей, так и для людей, уже имеющих навыки работы на персональном компьютере и стремящихся расширить знания, освоить приемы работы со специальными, профессиональными программами.

В настоящей работе представлены материалы, используемые для обучения начальным навыкам работы на персональном компьютере.

Существенной частью учебного процесса при освоении курса "IBM PC для пользователя" являются такие этапы, как практическая работа с "наглядными" материалами, самостоятельная работа и работа контрольная. Для поддержки этих этапов разработан "Комплекс упражнений для практических и самостоятельных работ".

Комплекс представляет собой набор упражнений в виде заранее подготовленных фрагментов текста, набора файлов и (или) папок, вместе с сопроводительными заданиями. В настоящий момент комплекс включает в себя тридцать упражнений, разбитых на три темы:

  1. Навигация и чтение.
  2. Редактирование текста.
  3. Файлы и папки.

Кроме того, упражнения можно условно поделить на "иллюстративные", то есть те, которые предназначены для практических занятий в присутствии учителя, и на упражнения для самостоятельных или контрольных работ.

Так, упражнения с 1.1 по 1.5 из темы "Навигация и чтение" содержат фрагменты текста, который нужно прочитывать, используя разные команды: чтение по буквам, чтение по строкам, по предложениям, абзацам и так далее. И эти упражнения чаще используются как иллюстративные. Учитель с их помощью показывает, а ученики осваивают на практике различные способы чтения.

В качестве примера заданий для самостоятельных или контрольных работ можно привести упражнения с 1.1 по 1.3 из темы "Редактирование текста". Упражнения представляют собой текстовые файлы, содержащие наборы парных слов. Парные слова соединены условным знаком равенства, например: машина = Маша, гора = нора и т. п. Задание, при этом, выглядит следующим образом: "Отредактируйте первое из двух слов так, чтобы оно стало "равно" второму, то есть совпало полностью". Из слова "машина" в результате редактирования должно получиться "Маша". Данные упражнения помогают на практике освоить такие важные и довольно сложные для начинающих учеников приемы, как удаление и вставка символов, ориентирование в редактируемом тексте. При этом их можно использовать как в качестве задания для самостоятельной работы, так и в качестве контрольного задания, для оценки навыков редактирования.

Очевидным является тот факт, что любые упражнения будут выполняться с большей эффективностью, если задание будет интересно ученику. А поскольку в учебный кабинет приходят люди с очень разными интересами, разного возраста и пола, то упражнения должны учитывать эти различия.

В качестве примера реализации этого утверждения можно привести упражнения с 2.1 по 2.6 из темы "Редактирование текста". Они состоят из текстов, в которых намеренно сделаны опечатки и орфографические ошибки. При этом тексты взяты из самых разных областей знаний: от басни Крылова до статьи о синтезаторах речи. Эти упражнения можно использовать как для закрепления навыков "ручного" редактирования, так и для обучения навыкам исправления орфографических ошибок с помощью средств Microsoft Word.

Обучение построено по принципу "от простого - к сложному" и помогает постепенно подвести учащегося к самостоятельной работе. Например, в теме "Файлы и папки" первое упражнение помогает учащимся сделать "первые шаги" в различении файлов по их расширению. И не просто учит различать расширения, но и дает возможность тут же проверить, чем похожи и чем отличаются файлы разных форматов.

Следующее упражнение в этой же теме ("Создание папок и сортировка файлов") ставит задачу чуть посложнее - создать папки и разложить в них однотипные файлы из заранее предложенного набора. Выполняя однотипные действия (создание папки, вырезание и вставка файлов), учащиеся быстрее осваивают принципы работы с файловой системой, начинают лучше ориентироваться в структуре папок и файлов, получают навыки, необходимые для работы с файловой системой.

В работе над комплексом упражнений приходится учитывать, что обучаются взрослые люди, которые осознанно ставят перед собой конкретные цели обучения, сами стремятся к самостоятельности и самореализации, поэтому задания должны быть приближенными к некоторым "реальным ситуациям", иметь практическое применение в работе, и в то же время содержать в себе творческую составляющую, доставлять удовольствие, положительные эмоции. В качестве примеров можно привести задания "Офис" и "Дом" из темы "Файлы и папки". Эти задания закрепляют навыки по созданию, копированию, перемещению, переименованию папок и файлов и в то же время файлы, используемые в качестве "материала для сортировки" не "пустые", а "рабочие". Например, выполняя упражнение "Дом" в учебном кабинете или дома учащийся может одновременно и прослушать аудио-файл (песню, музыку), и прочитать интересный текст, и посмотреть фотографию.

В комплекс упражнений, кроме уже упомянутых, входят задания по таким учебным разделам, как работа с блоками текста, работа с таблицами и другие.

Поскольку данный комплекс упражнений используется в учебном процессе уже несколько лет, его эффективность проверена на многих учебных группах.

В настоящее время работа над представленным комплексом упражнений продолжается. Мы стараемся не только делать задания более естественными, приближенными к реальным задачам, но и разнообразить их содержание. Вместе с тем будет расти и количество учебных разделов, в которых можно будет использовать упражнения.

Дополнительная информация



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2019