|
В современном мире компьютер очень прочно вошел в нашу жизнь. А для незрячего пользователя компьютер стал средством реабилитации. Это признает всё незрячее интернет-сообщество. Работают компьютерные классы во многих городах, проводится обучение на компьютерных курсах в Институте Реакомп и КСРК. Но как быть незрячим, которые живут в поселках, где нет компьютерного класса и даже опытного пользователя компьютера, который мог бы что-то подсказать, например, в работе с программой экранного доступа? Как быть человеку, который не может поехать на курсы? Как, в таком случае, незрячему самому научиться работать на компьютере, научиться печатать и правильно оформлять документ, пользоваться электронной почтой, работать в сети интернет? Многочисленные отзывы именно от таких пользователей показали, что с помощью аудиоучебника многие узнали о самом результативном способе изучения компьютера, без посещения дорогих компьютерных курсов, без толстых учебников, без "метода тыка". Слушая наш курс звуковых занятий, незрячие научились решать многие проблемы по освоению компьютера, не прибегая к помощи других людей. Глобальных проблем при работе на компьютере, которые под силу только продвинутым пользователям, не так уж и много. В большинстве случаев начинающий пользователь может со многим справиться и сам. Благодаря технологиям программ экранного доступа и живого учебника, можно освоить компьютер быстрее, чем изучая толстые печатные учебники или посещая дорогие компьютерные курсы. Можно самим научиться решать многие вопросы. Но чтобы этому научиться, нужно правильно построить учебный процесс. Наш звуковой учебник не был первым, до него многие успешно пользовались учебником Владимира Соколова. Но также многие не знали о нем. Может быть, потому, что он не был выложен для общего доступа в Интернете. И, хотя в 2007-2008 гг. Интернет не был еще так доступен для многих пользователей, как сейчас, наш звуковой учебник быстро стал известен по всей России и ближнему зарубежью, после того как начал публиковаться в Интернете. Многие просто получали записанные диски от друзей и знакомых, много приходило писем и на наши адреса с просьбой выслать Курс занятий на дисках. Предоставленный нами курс занятий основан на личном опыте работы преподавателей в компьютерном классе и проведении компьютерных курсов. Сама идея создания звукового учебника возникла по сетованиям учеников, что придя домой, многое не могут сделать самостоятельно, когда рядом нет преподавателя, и хорошо бы иметь что-то вроде шпаргалок. Записав первые восемь занятий и обратившись за советами к нашему незрячему интернет-сообществу, мы неожиданно для себя узнали, насколько многочисленно востребовано такое учебное пособие. Было много писем с пожеланиями, просьбами, советами, исправлениями. В нашем Курсе звуковых занятий мы изменили последовательность подачи материала. Лично у меня вызывала удивление критика того, что мы начали занятия с изучения клавиатуры, а не с интерфейса, как во всех учебных пособиях. Но зачем незрячему рассказывать про интерфейс, если об этом можно успешно узнать в процессе работы на компьютере. А незрячий работает, управляет компьютером с помощью клавиатуры, что, кстати, делают и опытные программисты. Была критика и за использование метода транслитерации при изучении английской раскладки. Этот метод, т. е. набор русского текста английскими буквами, успешно позволяет освоить английскую раскладку. Хотя каждая группа боится, что не английский учили, что вообще не учили, но в итоге осваиваем английскую раскладку быстрее, чем русскую (за 4 часа). Почему звуковой? Давайте посмотрим, какие есть способы изучения компьютера:
В учебном процессе ни по одному предмету преподавателю не приходится менять учебный план каждые два года, кроме преподавателя информатики. Компьютерные технологии развиваются стремительно, обновляются программы. Многие пользователи сетуют на то, что им не дали материал по пользованию той или иной программой. Но, во-первых, если учитывать все просьбы и пожелания, учебник можно сделать бесконечным, во-вторых, именно в связи со стремительным обновлением программ теряет смысл включать в Курс описание, как пользоваться той или иной прикладной программой. Это решаемо для тех, кто освоил базовый курс занятий. После знакомства с Интернет и электронной почтой, после подписки на дискуссионные листы незрячее интернет-сообщество узнаёт о новых версиях программ, узнаёт, как решить возникшую с компьютером проблему, как сделать ту или иную настройку. Сейчас многие опытные пользователи выкладывают подкасты, познавательные и поучительные, спасибо им большое. А для меня как преподавателя информатики, работающего с незрячими детьми, самой насущной проблемой, особенно в младших классах, является нехватка озвученных обучающих и развивающих игр. Нет математических и логических игр для начальной школы, которые бы озвучивала программа экранного доступа. А обучающая игра и игра вообще для ребенка - это большой стимул для развития и получения знаний. Хочу сказать большое спасибо Владимиру Давыденкову за дискуссионный лист "Тифлокомп" и за портал "Компьютерные технологии". Неоценимая помощь для незрячих, желающих быть в курсе новейших технологий. Спасибо Клубу незрячих пользователей компьютера "Интеграция" за дискуссионный лист и сайт, где тоже можно найти много полезного для работы с некоторыми программами. Спасибо радио РАНСиС, где, кроме многих интересных передач, звучит короткая, но очень информационная передача Евгения Корнева "Инфотрон". Кратко, интересно, познавательно. Спасибо тифлопедагогу, реабилитологу Алексею Любимову за его сайт с выложенными материалами, полезными и для преподавателей, и для родителей незрячего ребенка. Спасибо всем незрячим энтузиастам, которые стремятся помочь и поделиться своими наработками, своими знаниями, своими подборками программ, книг, выкладывая их на своих сайтах. Дополнительная информация
|
|||||||||
Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения. Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин, 2004-2024 |
Социальные сети