|
Курсы компьютерной грамотности для незрячих в БРСБС были открыты в 2007 году. Целью курсов является обучение инвалидов по зрению самостоятельной работе на компьютере посредством программы Jaws. Был создан компьютерный класс. Позднее в рамках реализации республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Республике Башкортостан" на 2007 - 2010 гг. было закуплено новое оборудование на сумму 500 тысяч рублей. На сегодняшний день в классе пять современных компьютеров, оснащённых лицензионной программой Jaws и имеющих выход в интернет. Есть сканер, читающая машина и два ноутбука, тоже оснащённые программой Jaws. Специалистами библиотеки создан сайт www.brsbs.ru , где можно продлить книги, связаться с сотрудниками по Скайпу, заказать литературу, узнать новости ВОС, узнать о мероприятиях, проводимых ВОС, новых книгах, поступивших в библиотеку и пр. Занятия в классе проводятся дважды в неделю по два часа. В остальное время компьютерный класс открыт для самостоятельной работы. Кроме того, для тех, кому сложно передвигаться по городу, раз в неделю организованы занятия на дому. Для этого используется ноутбук. Курс обучения рассчитан на 64 часа. Его можно разделить на две части. Знакомство с компьютером. Работа с компьютером посредством программы Jaws. Работа с программами Блокнот, Word, Проводник, прослушивание книг программой Winamp, создание и переименование папки, файла, ярлыка. Работа в интернете, поиск нужной информации, браузер IE, электронная почта Mozilla Thunderbird, Skype, ICQ, Miranda. Безопасность в интернете, антивирус, файервол. За время работы курсов на них обучилось 66 человек в возрасте от 10 до 60 лет. Это инвалиды по зрению, среди них - студенты, работающие, пенсионеры и школьник. Поскольку в классе пять компьютеров, то одновременно в группе обучаются не более пяти человек. Если человек приходит со своим ноутбуком, то группу можно увеличить до 6 - 7 человек. Одно занятие продолжается два часа, между которыми обязателен пятиминутный перерыв. Если заниматься без перерыва, то люди устают намного сильнее. Сразу замечу, что у меня есть определённый план занятия, тема, основной стержень. Но в рамках этой темы я могу импровизировать, если группа проявляет интерес к какому-то аспекту темы, то он освещается более детально. Занятие строится следующим образом: сначала раскрывается новая тема, затем она отрабатывается на практике. В результате анализа накопленного опыта я пришёл к выводу, что важнее всего формировать практические навыки, а не теоретические знания. Если поначалу я спрашивал: "Как прочесть название окна программой Jaws?", то теперь я прошу: "Прочтите заголовок окна программой Jaws" Некоторые ученики, пользующиеся компьютером, испытывают затруднения, пытаясь описать порядок своих действий. На каждом занятии обязательно повторение уже пройденного материала. Повторение стимулирует ученика к занятиям дома. Он знает, что его могут спросить, и хочет выглядеть осведомлённым. Вообще, если человек занимается дома, это заметно, такой ученик быстро прогрессирует, активно работает на занятии. Напротив, если человек не занимается дома, то на уроке много времени уходит на припоминание пройденного материала. Зачастую ученики просят осветить какую-либо тему. Не следует игнорировать такой интерес. Учащийся должен чувствовать, что курсы созданы для него, для удовлетворения его потребности освоить компьютер. Если эта тема входит в рамки курса, то я заявляю, что мы познакомимся с нею позже. Если этой темы нет в курсе, то я могу посвятить ей одно из следующих занятий. Например, в одной группе был большой интерес к мошенничеству в интернете, способам хищения информации и денег, и способам защиты от всего этого. Я подготовил и провёл специальное занятие по этой теме. Это было одно из лучших моих занятий, в группе сложилась доверительная атмосфера. Вообще отношения в группе очень важны. Люди, встречаясь на занятиях дважды в неделю, знакомятся, начинают делиться впечатлениями, новостями и т. п. Важно направить разговор в компьютерное русло. Если в группе хорошие отношения, то ученики сами зачастую помогают отстающему. При формировании группы я стараюсь друзей и хороших знакомых приглашать в одну группу. Я уже отмечал выше, насколько важны самостоятельные занятия. Желательно, чтобы у учащегося был собственный компьютер. Если же нет, то наш компьютерный класс открыт пять дней в неделю с 9-00 до 17-00, кроме тех часов, когда я занимаюсь с группой. Когда я только приступал к занятиям, я считал, что учащиеся будут пользоваться наушниками, чтобы не мешать друг другу. Однако практика показала, что люди стремятся работать через аудиоколонки. Звуки других компьютеров им не мешают. Одновременно с компьютером они хотят слышать преподавателя. Однако здесь надо соблюдать меру, мне кажется не следует создавать большие группы, это приведёт к трудностям как для преподавателя, так и для учеников. Другое дело - самостоятельная работа. Здесь наушники обязательны. С одной стороны, человек не мешает окружающим, с другой - наушники помогают сосредоточиться на работе, человека ничто не отвлекает. Практика показала, что люди тотально незрячие занимаются лучше, они быстрее осваивают Jaws, уверенно находят нужную информацию, лучше знают команды. Учащиеся с остаточным зрением пытаются разглядывать изображение на мониторе, пробуют работать с мышью. Это нежелательно, так как приводит к напряжению зрения. В результате такие ученики хуже владеют навыками работы с Jaws. Существует мнение, что в этом случае следует выключить монитор. Я прибегал к такой мере всего несколько раз. Занятия должны вызывать у человека положительные эмоции. С другой стороны, придя домой, он всё равно включит монитор и будет пытаться работать с ним. Во всяком случае проблема существует. Несомненно, что работа в интернете посредством программы Jaws достаточно сложна для освоения, но, с другой стороны, и наиболее интересна. В её изучении может помочь знание того, чем интересуются учащиеся. Если это женская группа, можно давать задания найти описание какого-нибудь редкого цветка или какой-либо кулинарный рецепт. Если группа мужская, можно поставить задачу выяснить, какой компьютер на сегодня является самым производительным и т. п. Следует помнить, что человек будет использовать компьютер для удовлетворения своих потребностей, а мы должны ему в этом помочь. Если ученик испытывает интерес, он занимается лучше, быстрее и лучше запоминает команды. Например, одна моя ученица, инвалид 1 группы по зрению, тотально незрячая, 20-ти лет, очень способная, занималась спустя рукава. Самые простые вопросы ставили её в тупик, зато когда я просил её сделать что-либо практически, она легко справлялась. Дома она не занималась вообще. Такие ученики легко могут освоить сложную тему и не разобраться в простых вопросах. Когда мы приступили к интернету, я дал ей задание найти материал о её любимых певицах и о хоккейной команде, за которую она болеет. На уроке мы вместе искали материал, попутно я давал ей соответствующие команды Jaws. Спустя неделю мама девочки сообщила, что дочь не отходит от компьютера. Она очень быстро освоилась в интернете, прекрасно владеет различными приёмами поиска нужной информации. Для работы в домашних условиях важно, чтобы во время занятия учащиеся вели записи в любой удобной для них форме: по Брайлю, на диктофон, на магнитофон. Я не требую, чтобы они конспектировали урок. Записи подлежат только команды, которые надо выучить, и некоторые термины. Большую помощь в самостоятельной работе оказывают различные учебные материалы. Наша библиотека издаёт журнал "Заман" ("Время"), он издаётся в крупношрифтовом формате и в аудиоварианте, на кассетах, и в формате lkf. С 2008 года я веду там рубрику "Компьютер и я", где регулярно публикуются материалы моих уроков. Кроме этого, в нашей библиотеке есть книга по Брайлю Сары Морли "Windows 95", и в этом году мы приобрели пермский учебник по Jaws в аудиоварианте и по Брайлю. Очень важно доводить до учащихся информацию об имеющейся литературе. С другой стороны, хотелось бы больше разной литературы такой тематики. Жизнь не стоит на месте, а у нас до недавних пор была лишь книга о "Windows 95". С другой стороны, преподаватель курсов сам должен всё время совершенствоваться. Приходится много читать, искать ответы на вопросы. В этом году я прошёл обучение на компьютерных курсах в институте "Реакомп", узнал много нового, некоторые уроки переработал. Если есть такая возможность, преподавателей обязательно надо направлять на такое обучение. Подводя итог, скажу, что освоение незрячими компьютерной грамотности позволяет им включиться в общественную жизнь. Интернет стал доступен широким слоям населения, и незрячие получают возможность общаться наряду со зрячими, находить нужную информацию. Повышается самооценка человека, качество его жизни. Желаю всем преподавателям успехов в таком важном и нужном деле. Дополнительная информация
|
|||||||||
Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения. Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин, 2004-2024 |
Социальные сети