|
Я бы хотел немного расширить рамки своего доклада и поделиться опытом привлечения средств на осуществление работы по обучению инвалидов по зрению новым информационным технологиям. Любое важное дело невозможно без основных трех составляющих: это материально-техническая база, кадры и финансы. Наш компьютерный класс (позже преобразованный в электронный читальный зал) был создан и развивался на средства грантовой поддержки из различных фондов, в том числе из городского и регионального бюджетов. Когда у нас сформировались свои кадры и стало понятно, что разработана определенная методика преподавания, мы решили, что готовы оказывать услуги по информационной реабилитации инвалидов по зрению; и по нашему предложению при формировании очередной региональной программы "Реабилитация, обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края" было внесено мероприятие "Информационная реабилитация инвалидов по зрению". С 2006 года мы получаем средства из регионального бюджета на оказание этой услуги. Естественно, это в последнее время стало происходить на конкурсной основе, но поскольку на сегодняшний день в Пермском крае конкурентов по оказанию данной услуги у нас нет, то понятно, что заказ передается нам. Я хочу отметить, что всю работу по обучению инвалидов по зрению современным информационным технологиям мы осуществляем в непосредственном взаимодействии, тесном контакте с Пермской краевой специальной библиотекой для слепых, с нашим реабилитационно-досуговым центром. Каждая из наших организаций вносит свой достойный вклад в существование и развитие этого дела, и считаем, что только при таком плодотворном взаимодействии можно получить позитивные результаты, которые, собственно говоря, мы на сегодня имеем. С 2006 года мы стали проводить пятидневные семинары для инвалидов по зрению, в основном, приезжающих с территорий Пермского края. Инвалиды по зрению, проживающие в Перми, имеют возможность прийти в электронный читальный зал в любое удобное для них время и получить какие-то консультации, посидеть, позаниматься на компьютере. Наша задача была - привлечь к этому процессу и незрячих, проживающих в отдаленных территориях. Позже в очередную программу мы заложили уже более серьезные средства, и на сегодняшний день у нас предусматриваются в течение 10 дней 80 часов подготовки. Наши преподаватели разработали методику занятий с оплатой проживания обучающихся в гостинице, ну и суточные еще мы выплачиваем. Кроме того, происходит оплата преподавателей. Сейчас у нас сформирована очередная программа на следующий трехлетний период, и там на обучение инвалидов по зрению с территорий Пермского края на курсах информационной реабилитации закладывается (уже со следующего года) по 180 тысяч рублей. Эти средства нам позволяют проучить 24 человека в течение года. Получается, что фактически 2 месяца у нас электронный читальный зал работает на обучение инвалидов по зрению. Выполняя уставные, так скажем, задачи Всероссийского общества слепых, мы стали думать, как совместить наши возможности по обучению с трудоустройством инвалидов по зрению, ведь умение работать на персональном компьютере и знание современных информационных технологий позволяет незрячему человеку, как, собственно, и всем остальным, быть более конкурентоспособным на рынке труда. А для того чтобы подтвердить свои знания, свои навыки, работодателю нужно предъявить какие-то документы. И, посовещавшись, мы решили, что мы готовы к оказанию образовательной именно услуги, но образовательная услуга требует лицензирования. Наверное, на сегодняшний день это не столь актуальная вещь - получение лицензии, но все-таки мы, посоветовавшись с Центром занятости населения города Перми, нашли выход из создавшегося положения. Центр занятости населения сотрудничает в части повышения квалификации, переобучения граждан, стоящих на учете в центре занятости, в очереди на трудоустройство, - сотрудничает с региональным межотраслевым центром повышения квалификации. Мы пригласили к нам в гости, в электронный читальный зал специалистов центра занятости и специалистов этого центра повышения квалификации. Они посмотрели наши возможности, как материально-технические, так и методики преподавания; убедились, что мы действительно можем обучать инвалидов по зрению, давая довольно серьезные, основательные знания. И действительно, обучившись на наших курсах, незрячие люди вполне могут работать в каких-то структурах, используя персональный компьютер. Тогда мы договорились, что при получении заказа от центра занятости региональный межотраслевой центр повышения квалификации, обладающий, безусловно, всеми лицензиями на образовательные услуги, будет передавать заказ на обучение инвалидов по зрению, стоящих на учете в центре занятости, непосредственно нам. Сейчас это так и происходит на основании договора о сотрудничестве. Центр повышения квалификации заключает трудовые договоры непосредственно с нашими преподавателями и организаторами учебного процесса. Кстати, тут нашим преподавателям пришлось еще раз адаптировать свою методику и растянуть ее уже на 200 часов, но это, я думаю, еще больше повысило качество преподавания. Таким образом, помимо того, что наши преподаватели получают дополнительную заработную плату, инвалиды по зрению, обучающиеся в нашем электронном читальном зале, получают свидетельства, удостоверения государственного образца о том, что они повысили свою квалификацию и получили специальность "оператор персонального компьютера". Ряд обучившихся инвалидов по зрению на сегодняшний день успешно трудоустроились и работают в различных структурах. Какая у нас стоит задача на будущее? С учетом того, что мы проводим курсы по краевой программе (это 2 месяца в году), и две очереди у нас проходит по исполнению заказа городского центра занятости (4 месяца в общей сложности), - электронный читальный зал, на сегодняшний день, полгода работает чисто на обучение инвалидов по зрению. При этом достаточно сложно уже отвлекаться и обслуживать инвалидов по зрению и незрячих пользователей, просто пришедших в читальный зал, для того чтобы получить какую-то информацию, записать книги и так далее. Но доступ в электронный читальный зал библиотеки должен быть свободным для всех незрячих пользователей. Поэтому образовательную услугу все-таки необходимо нам выносить в отдельное помещение, и мы хотим создать компьютерный класс, который будет работать только на обучение, образование инвалидов по зрению, вот такая задача. По региональной программе мы получали средства на обновление программного обеспечения нашего электронного читального зала. В этом году нам удалось частично обновить парк компьютеров и увеличить количество рабочих компьютерных мест до 12-ти. Вот такие у нас успехи. Я думаю, что и перспективы в части развития и все большего внедрения новых информационных технологий в жизни незрячих у нас есть. Дополнительная информация
|
|||||||||
Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения. Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин, 2004-2024 |
Социальные сети