Развивающая роль звуковых компьютерных игр

Дата публикации:2005
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Я не открою Америку, если скажу, что компьютерные игры могут оказывать на детей как положительное, так и отрицательное влияние. Это, как говорится, всем известно и никому не интересно. Однако, мы редко задумываемся о том, что подобную позитивную или негативную нагрузку несут в себе не только обычные графическо-звуковые игры, но и специальные - звуковые, рассчитанные на людей с дефектами зрения.

Разумеется, значительный процент любителей этого вида развлечений составляют дети. Поэтому родителям, а также учителям и воспитателям, работающим в спецшколах-интернатах, желательно хорошо ориентироваться в достаточно большом и относительно многообразном ассортименте звуковых компьютерных игр, предлагаемых российскими, польскими, немецкими, английскими, американскими, датскими, шведскими и израильскими производителями [1]. К сожалению, не вся эта продукция корректна с морально этической точки зрения. Классическим примером подобного безобразия, по моему мнению, является игра под названием "месть Бобби" (Bobby's Revenge). В этом творении компании BSC Games игрок выступает в роли семилетнего мальчика, со вкусом терроризирующего Санта-Клауса, за то, что последний имел неосторожность принести не тот подарок, о котором мечтал милый ребенок. Особенно возмутительно в этом случае то, что вышеупомянутая игра является рождественским подарком малолетним геймерам от производителей.

Не всегда чистоплотными бывают игры на развитие у незрячих реакции и мелкой моторики. Ярким примером подобной игры, которую я не стал бы рекомендовать детям, можно считать "Whopas" симулятор бытового мордобоя в ковбойском салуне, созданый группой ESP softworks. Более подробно тему приемлемых звуковых игр на реакцию я освещу чуть позже. Сейчас же хочу отметить тот факт, что подобные игры составляют если не подавляющее то, по крайней мере, значительное большинство от основной массы продукции, рассчитанной на незрячих геймеров. На мой взгляд, это явление вызвано тем, что примитивный экшин или шутер (боевик или стрелялку) написать сравнительно проще, чем создать, к примеру, сложную многофункциональную пошаговую стратегию. А кроме того, работа над играми, призванными развивать реакцию (еще раз подчеркиваю, что речь здесь идет, в основном, о развитии мелкой моторики, а значит - о навыках, которые редко можно полномасштабно применить в реальной жизни), часто является неотъемлемым этапом профессионального роста программистов, работающих в этом направлении. В любом случае, результат на лицо. В распоряжении незрячих любителей компьютерных игр оказалось огромное количество однообразных и малоинтересных стрелялок, часто на космическую тематику. Иногда у меня даже складывается впечатление, что это происходит в рамках секретной программы, готовящей нашего брата на случай войны против инопланетных супостатов.

Вместе с тем, имеется много интересных и полезных звуковых компьютерных игр, способствующих развитию навыков, необходимых незрячему как в жизни, так и в учебе.

Начну с игр, позитивно влияющих на развитие общей эрудиции, логического мышления и работы с системой координат. В первую очередь, разумеется, в этом контексте следует упомянуть озвученные шахматные программы. Поскольку же их положительная роль в формировании вышеупомянутых качеств беспорна, в этом случае я позволю себе ограничится одним лиш упоминанием. Серьезным подспорьем для педагогов, желающих способствовать развитию у детей общей эрудиции и логического мышления, может стать ряд игр, разработаных сотрудниками группы Red storm. Среди этих игр: "Магистр слов" - игра похожая на известную многим "виселицу" (но без самого процесса подвешивания), "Быки и коровы" (два варианта) - игрок должен путем логического сопоставления в течении ограниченного промежутка времени угадать, предложенное компьютером число или слово, карточные игры "дурак" и пасьянсы - кто сказал, что карточные игры со сложными правилами и развитие логического мышления - вещи несовместимые? Жаль, конечно, что у наших программистов вероятно долго еще руки не дойдут до создания озвученного преферанса. И, наконец, жемчужина среди логических игр, созданных группой - ставший любимцем представителей различных возрастных и профессиональных слоев "Сапер". Это -прекрасная логическая игра, помогающая, кроме всего прочего, развивать навыки работы с системой координат, а значит - оказывающая существенную помощь для последующей работы на уроках алгебры, геометрии и географии.

Помимо работ, созданных сотрудниками группы Red storm, существуют несколько других логических игр, в той или иной степени доступных незрячим. Речь идет об играх: "О, счастливчик" - производитель - компания Melcord software (думаю, что здесь комментарии излишни), "не бери последние деньги" М.Г. Квашнина (простая в создании и обращении, но тем не менее замечательная многоуровневая логическая игра, цель которой состоит в том, чтобы в различных ситуациях заставить компьютер забрать с игрового поля последнюю денежную купюру), а также - "Что? Где? Когда?" - созданная и постоянно усовершенствуемая в рамках проекта молдавских программистов DKSoft [2] (игра, хотя и не без изьянов, но в некоторые версии можно играть при помощи джос-курсора).

Среди англоязычных игр подобного рода, не требующих серьезного знания языка могу назвать несколько работ компании WIPgameszone. А именно: "звуковую головоломку" (Sound puzzle), в которой требуется за как можно меньший отрезок времени разместить в каждом ряду объекты с одинаковым звучанием, а также - игру "Пес и кот" (Dog and cat) - игрок за сто ходов, двигаясь по таблице 25 на 25, должен загнать кота на дерево, не давая ему выскочить на забор. И, наконец, достойна внимания близкая родственница "Сапера" - игра "Укротитель мин" (Mine buster) - детище фирмы GMA games. Эта игра не является полным аналогом русскоязычной. Во-первых: мины в ней не обезвреживаются, а только помечаются флажками. В результате, они даже будучи рассекреченными, никуда не деваются с игрового поля, что, в свою очередь, усложняет дальнейшую работу сапера. И во-вторых, в игре предусмотрена возможность обезвреживания минного поля на время. Этому способствует толково продуманная дополнительная система навигации.

Особое место среди игр, интересующей нас дидактическо-функциональной группы, занимают онлайновые пошаговые стратегии, постепенно привлекающие к себе все больше и больше незрячих геймеров. Игры эти весьма разноплановы. Это - футбольная стратегия "Хеттрик" [3], космическая стратегия "Огейм" [4], ряд фентезийных боевых мад-стратегий [5] и симулятор градоправителя "Черная звезда" (нечто, отчасти напоминающее игру "Цезарь") [6]. Разумеется подобные стратегии могут стать весьма полезными для развития качеств и способностей, необходимых при обучении в школе. Прежде всего, это умение представлять многоплановую картину, обрисовывающую ту или иную ситуацию, и учитывать все факторы, могущие на эту ситуацию повлиять. Согласитесь, что ребенок, обладающий подобными способностями, сможет намного эффективнее усваивать знания, касающиеся фактически всех школьных дисциплин. Но, к сожалению, подобные игры пока еще имеют существенные недостатки. Они доступны незрячим в лучшем случае процентов на 90. При этом, такие игры содержат в себе все неудобства, сопряженные с их онлайновым характером. В них нельзя играть в автономном режиме, а кроме того, игрок отчасти зависит от желания партнеров или соперников продолжать игру. Я уже не говорю о том, что полноценный доступ к интернету имеют далеко не все интересующиеся подобными играми. В особенности это касается учащихся школ-интернатов.

Учитывая значительный интерес, который незрячие проявляют к развитию своих музыкальных данных, хочу сказать несколько слов об играх, способствующих развитию музыкальной памяти. Прежде всего, это две русскоязычные игры, перекликающиеся с небезызвестной музыкальной викториной "Угадай мелодию". Первая игра, автором которой является sirotaSOFT, собственно и носит соответствующее название. Единственным неудобством в ней стала необходимость пользоваться джос-курсором или производить специальные адаптационные работы, связанные с менеджером фреймов, встроенным в Джос. Вторая игра, получившая название "Попкорн" (Popcorn) была создана в рамках работы группы Red storm. Как говорится в анотации к игре Она объединяет в себе элементы викторин "Угадай мелодию" и "Два рояля".

Развитию музыкальной памяти могут способствовать также некоторые нерусскоязычные игры. Среди них: игра "Музыкальный тетрис" (Metris), созданная Брайеном Робисоном, и пока единственная польская игра "Пиратская память", написанная в рамках проекта Salon Klango. Смысл последней, заключается в том, чтобы в течении ограниченного отрезка времени найти на игровом поле имеющиеся там пары одинаково звучащих музыкальных фрагментов. При этом, чем выше уровень, тем больше музыкальных фраз оказывается на все увеличивающемся игровом поле.

Как я уже упоминал выше, звуковые компьютерные игры могут быть задействованы также при развитии умений и навыков, необходимых не только для учебы в школе, но и для использования в повседневной жизни. Речь идет конечно об умении ориентироваться в пространстве, ну и, в конце концов - о выработке быстрой реакции.

Для развития качеств, помогающих незрячему при передвижении как в помещении, так и по улице я предлагаю использовать игры, связанные с запоминанием различных маршрутов. Во-первых: это - различные лабиринты. Среди самых эфективных могу назвать игру "Ора" (Aura), написанную компанией Tursiops Truncatus Software, и "Безумный лабиринт" (Maze craze), созданный в рамках проекта Danz Games. Важной особенностью "Безумного лабиринта" на мой взгляд является возможность незрячим самим создавать новые лабиринты (кстати, базируется эта игра на все той же системе координат, что тоже говорит в ее пользу).

Существуют звуковые игры, одновременно способствующие развитию как ориентирования в пространстве, так и хорошей реакции. Это - симуляторы автогонок и, если можно так выразиться, осмысленные боевики. Среди первых особой популярностью пользуется "Винкарт" (Wincart) Джима Китчена и, недавно появившаяся, русскоязычная игра "Ru-Racing" Владимира Довыденкова. Но этим ассортимент виртуальных симуляторов автомобилей далеко не исчерпывается. В этом жанре написаны такие игры, как "Аудио формула 1" (Audio Formula 1) автор - Кристофер Льюис, "Драйв" (Drive), созданная компанией SoundSupport, и "Высшая скорость" (Topspeed), выполненная в рамках проекта Playing in the Dark. Кроме автогонок в распоряжении незрячих геймеров имеется игра "Танк Коммандер" (Tank commander), созданная компанией GMA Games. Здесь приходится не только истреблять ненавистных супостатов, но и вести танк довольно запутанным маршрутом по весьма пересеченной местности.

К осмысленным боевикам бесспорно следует отнести широко известную игру (Тень погибели" (Shades of doom), написанную сотрудниками все той же GMA Games. В этой игре приходиться не только расправляться со всевозможными монстрами, но и блуждать по бесчисленным коридорам, комнатам и переходам секретной научно-исследовательской базы. Подобная русскоязычная игра под названием "Техношок" сейчас создается Анатолием Камыниным [7].

Говоря о развитии реакции при помощи звуковых компьютерных игр, хочу отметить, что для улучшения этого безусловно полезного качества не обязательно использовать набившие оскомину узкофункциональные шутеры. На много больше для этой цели подходят симуляторы спортивных игр. Лучшей из них, по моему мнению, является виртуальный теннис (Winpong), созданный Джимом Китченом. Любителям попрыгать по клавишам могу также порекомендовать игру компании BSC Games "Охотник" (Hunter). Во-первых: как сказал бы герой известного мультфильма: "Это - и охота, и зверей убивать не надо" (ну разве, что змей, зловредных насекомых и скорпионов), а во-вторых: игра обладает весьма разноплановым и насыщенным сюжетом.

В заключении я хочу еще раз повторить то, с чего начал. Компьютерные игры могут приносить как пользу, так и вред. Все зависит от того: когда, как и во что играть. Поэтому не следует забывать, что они должны лишь способствовать развитию навыков, необходимых в жизни и учебе, а не заменять реальное обучение. Как говорится: делу - время, потехе - час.

1 Чтобы облегчить обзор имеющихся в распостранении звуковых компьютерных игр, могу порекомендовать два сайта, на которых размещаются дистребютивы подавляющего большинства игр, а также - информация об этой продукции. Так, все имеющиеся материалы, касающиеся русскоязычных игр, размещены на специальном сайте, созданном в рамках проекта Тифлокомп
http://www.tiflocomp.ru/games/index/php

в случае интереса к играм, созданным за придами постсоветского пространства, рекомендую обратиться к сайту audiogames
http://www.audiogames.net

2 http://www.dksoft.chgk.info. Правда, следует заметить, что последнее обновление игры было осуществлено еще в сентябре прошлого года.

3 http://www.hattrick.org.

4 http://www.ogame.ru.

5 О них можно получить детальную информацию на сайте http://www.mud.ru.

6 http://bs.inbn.ru.

7 На Тифлокомпе выложена бета-версия этой многообещающей игры, которая активно обсуждается завсегдатаями сайта.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024