Игра «Зеркало» и платформа текстовых игр INSTEAD

Дата публикации:04.01.2017
Twitter Facebook Vkontakte
«Тёмное дождливое утро встретило неподвижное войско людей посреди широкого поля...
Людям предстояла решающая битва с жестоким и грозным противником.
Орды орков и гоблинов во главе с Рыцарем Тьмы и его Чёрным Магом напали на страну.
— Вперёд, мои верные слуги! Я хочу, чтобы был мёртв каждый, кто осмелился восстать против меня!
И разгорелась кровавая битва...»

Предыстория

В 1997-1998 годах под компьютеры ZX Spectrum творческой группой Art Work (коды и музыка — Пасечник И. А., сценарий и графика — Степанов В. Ю.) была разработана текстовая игра «Зеркало» с музыкальным и графическим оформлением.

В 2008 году Максимом и Александром Васильевыми на основе текстов оригинальной игры был сделан ремейк первого уровня игры с добавлением собственного звукового оформления. Примечательной особенностью этой версии была ориентированность на незрячих пользователей, путём реализации вывода текстовых описаний с помощью синтеза речи через Max-Reader, JAWS или непосредственно синтезатор Digalo Russian Nicolai. К сожалению, в рамках этого проекта портирование последующих уровней игры выполнено не было, и он оказался заброшен, как, впрочем, и весь проект Max-Reader.

Тем не менее, игра «Зеркало» в сообществе незрячих игроков стала живой легендой и притчей во языцех, а вопрос «Где взять полную версию игры "Зеркало"?» стал одним из наиболее часто задаваемых на игровых форумах и в игровых рассылках незрячих вплоть до 2016 года.

Тем временем, в 2010 году (с последующей доработкой в течение нескольких лет) Вадимом Балашовым игра «Зеркало» была перенесена на платформу текстовых игр INSTEAD (IN — INterpreter, STEAD — Simple TExt ADventure) и стала доступна на современных операционных системах. Однако в данном случае речь шла лишь об общей доступности, а не о невизуальной доступности для пользователей с нарушениями зрения, так как интерфейсы существовавших проигрывателей игр INSTEAD не читались программами экранного доступа ввиду специфики их технической реализации.

Однако в начале 2016 года данная проблема была поднята в сообществе INSTEAD и основной разработчик платформы Пётр Косых начал выделение C-ядра платформы в отдельную библиотеку, что должно было обеспечить возможность создания альтернативного интерпретатора игр без привязки к графической составляющей. Ну а к началу декабря того же года появилась рабочая версия соответствующей библиотеки, на базе которой Антоном Ласточкиным при скромном содействии автора данной статьи была начата разработка специализированного проигрывателя игр INSTEAD, доступного для незрячих.

В итоге, в самом конце декабря 2016 года, в канун нового года, когда, как известно, исполняются желания, состоялся первый релиз публичной бета версии адаптированного для незрячих проигрывателя текстовых игр PlainInstead, в котором впервые пользователи Windows с нарушениями зрения смогли запустить долгожданную для многих полную версию игры «Зеркало», а также ещё несколько протестированных на совместимость текстовых игр: обучающей игры, головоломки «Волк, коза и якудза», а также живой классики платформы INSTEAD — «Возвращение квантового кота».

Проигрыватель PlainInstead

На момент написания этого материала, проигрыватель PlainInstead находится в статусе публичной бета версии и продолжает активно развиваться, тестируясь и дорабатываясь на предмет совместимости с различными играми INSTEAD. Загрузить его актуальную версию можно с официальной страницы проекта.

После распаковки архива следует запустить файл PlainInstead.exe. Файл является приложением для операционных систем MS Windows (исключая Windows XP и более ранние).

Если при запуске исполняемого файла возникает ошибка, то, скорей всего, пользователю требуется установить пакет необходимых библиотек, который можно загрузить по ссылке https://www.microsoft.com/ru-ru/download/details.aspx?id=48145. Кроме того, для операций, предполагающих создание файлов и папок, например, для сохранений в играх, может потребоваться запуск приложения от имени администратора.

Есть пара моментов, которые желательно знать перед погружением в мир игр на платформе INSTEAD:

Во-первых, сама платформа является многофункциональной и позволяющей разрабатывать очень разные игры, в том числе не чисто текстовые, а также тексто-графические или чисто графические. То есть доступными для незрячих чисто технически могут быть далеко не все INSTEAD-игры. Кроме того, даже существующие текстовые игры зачастую требуют специальной адаптации, прежде чем они станут полностью доступными и принципиально проходимыми в чисто текстовом режиме. Соответствующая работа ведётся, но она требует времени, поэтому на момент написания этого материала незрячим предлагается лишь небольшое число доступных INSTEAD-игр, чтобы обкатать сам плеер, но в будущем их число увеличится.

Например, в конце четвёртого уровня оригинальная версия «Зеркала» содержит пазл с табличками, на которых графически изображено две надписи кириллицей и иероглифами. Игрок должен путём визуального сравнения найти соответствие. В итоге, для обеспечения невизуальной доступности этой части игры данный фрагмент пришлось переписать в виде двух текстовых надписей на русском и выдуманном языке, между которыми опять же надо найти соответствие. Да и вообще «Зеркало» была дополнительно полностью отлажена Аликом Гаджимурадовым для работы с PlainInstead, что позволило обеспечить её гарантированную проходимость в чисто текстовом режиме.

Во-вторых, в оригинальном варианте INSTEAD-игры представляют собой экран с возможной графикой и текстом, внутри которого отдельные слова являются визуально выделенными ссылками, на которые надо кликать мышкой. В свою очередь, текст описания может быть разделён на несколько областей, например, основную часть так называемой сцены и панель инвентаря. Это разделение также оформлено визуальными средствами. Всё это не очень эргономично для незрячего игрока, поэтому в предлагаемом плеере механика интерфейса адаптирована под специфику невизуальной работы. В частности, интерактивные объекты сцены вынесены в отдельные списки, из которых их можно активировать, а обновление этих списков опционно иллюстрируется звуковыми сигналами. В самом начале желательно запустить и пройти специальную обучающую игру, в которой принципы работы с PlainInstead объяснены на тренировочных примерах.

Кроме того, для большей наглядности Аликом Гаджимурадовым подготовлен обзор работы с PlainInstead, в котором объяснены принципы взаимодействия с этим приложением на примере классической INSTEAD-игры «Возвращение квантового кота»:

Применительно к игре «Зеркало» следует отметить, что при портировании на INSTEAD, была поставлена задача максимально близко повторить оригинальный интерфейс ZX Spectrum с выпадающими списками объектов. В связи с этим, система управления в этой игре несколько отличается от стандартной для INSTEAD, поэтому конкретно для неё Аликом Гаджимурадовым подготовлен отдельный обзор:

Ещё раз отметим, что Максим и Александр Васильевы в своей адаптированной версии первого уровня игры «Зеркало» изменили звуковое оформление, то есть эта часть их версии является эксклюзивной и неповторимой. В предлагаемой же версии реализовано оригинальное звуковое оформление с ZX Spectrum, поэтому игрокам, впервые познакомившимся с «Зеркалом» именно в версии от Васильевых, не стоит удивляться.

Планы по развитию PlainInstead

Работа по разработки PlainInstead продолжается и в будущем незрячие любители текстовых игр получат доступ к большему числу игр платформы INSTEAD, в том числе ставших уже классикой русскоязычной интерактивной литературы и текстовых приключений. В частности, планируется доработать совместимость с рядом других текстовых игр, а также встроить в приложение менеджер загрузки доступных игр с сервера.

Сам же проект PlainInstead является частью общего движения по обеспечению доступности текстовых игр и интерактивной литературы, в рамках которой ранее уже было выпущено два доступных интерпретатора парсерных игр на платформе RTADS: TadsWrapper для систем Windows и Androtads для систем Android.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2017