Как собрать домашнюю студию бюджетного варианта для электронной музыки на базе PC. Часть 1

Заблаговременный отказ от ответственности.

Прежде чем вы начнете это читать, прошу учесть, что все ниженаписанное является личным мнением автора, его собственным опытом, и тем, чего автора понабрался на форумах. Я прекрасно понимаю, что многие моменты в статье могут вызвать серьезные споры, и поэтому подаю все это как рекомендации, а не как категоричные приказы. Пожалуйста, воздержитесь по прочтении статьи от фраз вроде "AMD лучше Intel" - повторяю еще раз, что все нижесказанное является личным мнением.

Для начала...

Для начала следует сказать вот о каких моментах. Данной теме (сборка домашней студии на базе ПК) посвящено достаточно много статей на разных сайтах. Их все объединяет несколько существенных недостатков, и первый из них - ориентированность прежде всего на живую музыку. То есть на запись оной посредством компьютера. При этом большинство внимания уделяется конкретным устройствам, которые могут быть интегрированы с ПК, и меньше всего - всему остальному. Считаю данный подход в корне неправильным. Почему? Потому что не все хотят записывать на ПК живую музыку или устраивать дома концерты.

Исходя из этого, в данной статье я попытаюсь оттолкнуться прежде всего от собственного опыта, а также от того, чем компьютер, ориентированный на работу с электронной музыкой, отличается по конфигурации (как аппаратной, так и программной) от компьютера для записи живой музыки. Также я не буду рассматривать вариант мобильной студии - это тема для отдельной статьи. Итак, поехали...

И де я?

Собирать себе мини-студию для записи электронной музыки, конечно же, на порядок проще, чем для живой. Например, вам не понадобится микрофон и предусилители, скорее всего, не понадобится микшер... Но акустику помещения понадобится учитывать в любом случае.

Примите как аксиому тот факт, что ваша комната - совершенно не идеал с акустической точки зрения, и в домашней студии практически невозможно создать акустически правильное помещение (еще если учесть всю ту мебель, которая обычно нагромождается по стенам и полу). В отличие от живой музыки, электронная дает гораздо больше возможностей идти на компромиссы, хотя бы потому, что вам не нужно записывать ударные или бас-гитары в микрофон (не говоря уже о вокале). Здесь имеется ввиду не только то, что это будет чрезвычайно сложно сделать технически, а еще и то, оценят ли это ваши соседи :)

Главный постулат здесь можно выразить так: "твердая, гладкая и ровная поверхность - ваш враг, а мягкая и рыхлая - ваш друг". Поэтому при финальной записи и мастеринге старайтесь по мере возможности сделать свое место работы наиболее акустически правильным, чтобы не получилось потом что-то из разряда "у меня звучало так, а на самом деле звучит совсем не так" - в том случае, если мастеринг вы не выполняете полностью в наушниках. Например, полированный шкаф можно просто занавесить одеялом, и примерно так же поступить с зеркалами и другими стеклами, которые могут вам помешать услышать правильный звук.

И строить, и жить помогает

Но поначалу все это вам совсем не пригодится. Для начала вам нужно подобрать для себя сам компьютер. И тут есть достаточно много подводных камней, ибо универсального решения не существует. Можно пойти двумя путями: собрать машину самому, или же купить готовое brandname-решение (то так называемые "брэндовые" уже собранные и отлаженные машины). И у того, и у другого метода есть свои достоинства и недостатки, о чем я скажу далее.

Плюсы brandname-решения очевидны: все уже собрано, протестировано и настроено. Не нужно думать ни о совместимости, ни об уровне шума, ни об эффективном охлаждении. Но из такого решения вытекает и ряд недостатков, первый из которых - расширение и замена компонентов. Ведь не факт, что пользоваться всеми компонентами вы будете, и со временем не захотите что-то получше. Подчеркиваю: не заменять ВЕСЬ компьютер, а только какую-то деталь. Например, захотите двухплатный аудиоинтерфейс. И куда вы его вставите, если неохота переплачивать за внешнее FireWire-решение?..

Если вас интересуют "брэндовые" barebone-компьютеры (то есть компьютеры небольшого размера, своеобразные "кубики") для домашней студии на сегодняшний день (по крайней мере, так заявляет компания Мультимедиа-клуб) - компьютеры Shuttle X. С моей точки зрения, у Shuttle X достаточно много недостатков, и первый из которых - который позиционируется как его достоинство! - это его малые размеры. Да, такой компьютер весьма удобен в турах и на концертах, но рекомендовать его для домашней студии я совершенно воздержусь. Например, ну что такое два слота под платы расширения? В сегодняшнем мире это практически ничто. Ведь что греха таить, домашний компьютер нами используется не только для музыкальной студии (это было бы в идеале - выделить отдельный мощный ПК исключительно для музыки), но и для всего остального. О том, кстати, как сделать это максимально безболезненно, я расскажу чуть ниже.

Второй (промежуточный) вариант - заказать сборку на фирме, но при этом нужно четко знать, какие компоненты вам нужны, и никто не гарантирует, что все выбранное вами будет работать без сбоев. Такой вариант вам обойдется дороже на 10-15% схемы "сделай сам", но, по крайней мере, можно будет заменить компоненты, не желающие уживаться друг с другом, еще до покупки.

И, наконец, самый популярный "юзерский" вариант на сегодня - тот самый "сделай сам". Как вы уже поняли выше, главный недостаток этой схемы - большая вероятность несовместимости купленного оборудования. Даже люди подкованные не один день разбираются, почему та или иная деталь не хочет работать как надо, а что уж говорить о новичках, для которых кишки, торчащие в машине, выглядят страшными и ужасными. Но и достоинство такой схемы очевидно: можно подбирать все вдумчиво и осмотрительно, не полагаясь только на сборщиков, которым лень забивать себе этим мозги. Хоть этот вариант и достаточно дешев, помните, что скупой платит дважды. И наилучшим решением из всего этого вытекает заказной компьютер (не брэндовый!) у солидных фирм.

Что касается самой начинки компьютера, здесь опять-таки стоит ориентироваться на ваш бюджет и здравый смысл: все должно быть сбалансировано. Можно дать лишь несколько общих советов по самым важным элементам:

  1. Материнская плата. Не имеет никакого смысла брать самый навороченный экземпляр, выбирайте, исходя прежде всего из надежности платы. В домашней студии этот параметр важен, как нигде.
  2. Процессор. Вечный спор: Intel или AMD? Есть ярые фанаты как того, так и другого, и они никак не могут договориться между собой. Скажу лишь исходя из своего личного опыта и времени пребывания на форумах: на процессоры Intel намного меньше жалоб, чем на AMD. Но вне зависимости от того, какой процессор вы выбрали, частоту меньше чем 2.8 ГГц брать не рекомендуется. Конечно, если вы не планируете делать апгрейд через пару месяцев. И рекомендуется сразу же заменить комплектный кулер на качественный бесшумный: лишние децибелы нам ни к чему.
    Отдельная тема - выбор между одноядерным или двухядерным процессором. Как свидетельствуют показания пользователей тех и других, на двухядерных системах (например, Athlon 64 или Pentium D) достигается значительный прирост производительности в крупных приложениях, изначально "заточенных" под такое решение; например, популярные секвенсоры Cubase и Sonar.
  3. Оперативная память. Есть одна старая поговорка: ОЗУ никогда не бывает мало. Разумный минимум в настоящее время для работы с музыкой - 1 Гб. Если обратить внимание в сторону конкретных брэндов, то здесь что-то определенное посоветовать трудно из-за обилия плат - однозначно не рекомендуется лишь брать самые дешевые экземпляры: экономия денег на памяти может вылиться в один прекрасный день в большие проблемы.
  4. Жесткий диск. Вот тут экономить не стоит совершенно. Винчестер должен быть не только быстрый и надежный, но еще и вместительный. Подумайте сами, сколько гигабайт будут занимать сэмплы или дистрибутивы нынешних огромных программ, и не забудьте про то, что будете создавать вы сами. Разумным минимумом здесь можно назвать 160 Гб. Обязательно обратите внимание на шумовые характеристики: шуршащий винчестер нам совсем ни к чему.
    Иногда практикуется еще такое решение: два отдельных винчестера, один из которых системный, а второй используется для хранения сэмплов и ваших проектов.
    Что касается конкретных марок, то рекомендуется серия Seagate Barracuda: по крайней мере, нарекания на данные жесткие диски встречаются реже всего. Не рекомендуются большинством пользователей Western Digital и Maxtor.
  5. Приводы. Пишущий DVD-привод уже стал сейчас нормой. Если есть такая возможность, берите внешний транспорт, либо же внешний бокс для привода. И оценивайте прежде всего, конечно, надежность, а не наибольшую скорость. Все равно ваш демо-диск на максимальной скорости писать вы не будете. 
  6. Корпус. Это один из самых спорных и "трудноподбираемых" элементов. Требования к корпусу для домашней студии таковы: он должен быть максимально бесшумным, хорошо вентилируемым и качественным по сборке. Поэтому дешевые корпуса - это не наш выбор, так как качество сборки и шумоизоляции у них в подавляющем большинстве случаев изрядно хромает. Конечно, если вам безумно нравится какой-то один конкретный экземпляр, вы можете его купить, а затем заменить блок питания и внутренние кулеры; но наиболее разумным будет приобрести уже полноценный и качественный корпус с бесшумными вентиляторами. Сложность здесь еще и другая: при своей бесшумности они должны быть достаточно мощными, чтобы у вас внутри ничего не сгорело и не перегрелось. Вследствие этого подумайте о внешних контроллерах скоростей оборота вентиляторов и температур. Иногда они бывают полезны. Традиционно считаются надежными корпуса InWin. Помимо них, пользователи рекомендуют Chieftec, Stacker, V-tech. Если вы предпочитаете готовое решение сразу по всем пунктам, обратите внимание на корпуса Arctic Cooling Silentum.
  7. Питание. Как известно, наши электросети стабильностью не отличаются, и поэтому использование в домашней студии ИБП (источника бесперебойного питания, он же UPS) является обязательным вне зависимости от того, используете вы отдельный фильтр (например, купив его много лет назад) или нет. Ведь вы же не хотите потерять все с таким трудом написанные данные?.. Выбирая себе UPS, не забудьте обратить внимание на его рассчитанную мощность, и желательно учесть при этом чуть большую цифру, и намного большую - если вы планируете расширение вашей студии дополнительными устройствами: ИБП им не повредит, а будет чрезвычайно полезен.
  8. Дисплей. Если у вас не особо много денег и есть выбор между хорошим ЭЛТ-экраном и плохим LCD, берите лучше первое: и сэкономите, и картинка будет явно получше. Купить сейчас в Москве данный вариант (17" CRT или 15"LCD) можно за 150-170 долларов США.
    Наилучший вариант - иметь два монитора и, соответственно, "двухголовую" видеокарту. По себе знаю, что работать в секвенсорах типа Cubase или FLStudio с двумя мониторами на порядки удобнее, чем с одним.

Звук - это не только "мультимедия"

Фирмы, торгующие компьютерами, как правило, только компьютерами и занимаются :). Ну и аксессуарами. То есть вторую важнейшую деталь - звуковую плату - вам все равно придется искать и покупать где-нибудь в другом месте.

И тут встает вечный как мир вопрос - а что, собственно, выбрать?.. Прежде чем отвечать на этот вопрос, решите для себя, как вы будете использовать компьютер - только ли для записи и сочинения музыки? Если вы стыдливо отвечаете "нет", и вам хочется еще на этом компьютере и в игры играть, или же ваши домашние тоже пользуются машиной (например, жена набирает тексты в ворде и работает с бухгалтерией, а ребенок обожает Half-Life-2), то я предложу немного нетрадиционное, на первый взгляд решение - две звуковые платы. Одна - исключительно для игр, мультимедии и жены с ребенком (при крайней скупости для данной области применения можно использовать интегрированное в материнскую плату решение - но это в крайнем случае), а вторая - для собственно работы с музыкой. И это решение не настолько "внебюджетное", как может показаться на первый взгляд. Ведь если подумать, то чем больше установлено в компьютере различных приложений, а особенно игр, то тем больше вероятность, что ваш ПК будет давать сбои в самый неподходящий момент.  У этого решения тоже есть свой недостаток, о котором уже говорилось выше - может возникнуть опасность несовместимости двух плат. Как его устранить, я расскажу ниже.

Рассказывать о том, какую именно звуковую плату (или аудиоинтерфейс) для домашней студии выбрать - занятие крайне неблагодарное. Копий на эту тему сломано уже немало на тысячах форумах, и дабы пресечь это, я дам лишь те рекомендации, которые сам читал на различных форумах, то есть некое "обкатанное" решения. Но перед этим - несколько общих советов:

  1. Сориентируйтесь прежде всего со своим бюджетом. Не стоит сразу же выбирать себе самую навороченную плату, ориентируясь только на то, что она лучшая, и урезать финансы на все остальное. Подберите оптимальный вариант по цене.
  2. Подумайте, что вам действительно нужно от платы. Сколько входов и выходов, какая разрядность и частота дискретизации вас устроят, и т.д. Не стоит опять-таки ориентироваться на самые высокие цифры - вряд ли вы будете их использовать на первых этапах. Большинство плат имеют по 2-4 моно-выхода и ориентированы на работу с внешним микшером. 
  3. Почитайте различные тесты и форумы, как наши, так и зарубежные. Выясните, какие типовые недостатки или "глюки" у выбранной вами платы, и как решить эти проблемы. Предупрежден - значит защищен. И еще: не слишком полагайтесь на тесты, особенно на крупных многопрофильных всеобъемлющих сайтах. Есть большой риск того, что хвалебная статья-тест на таком сайте окажется просто-напросто рекламно-заказной..

Кстати, если у вас есть такая возможность, берите б/у экземпляр. Он обойдется вам до 60% дешевле своей магазинной цены, а в качестве вы ничего не потеряете: ведь в аудиоплатах отсутствуют движущиеся части, следовательно, они долго могут оставаться в отличном состоянии. Но проверять девайс перед покупкой, тем не менее, нужно обязательно.

Что касается конкретных моделей, то разделим данные рекомендации на две части: мультимедийную и полупрофессиональную.

В первом случае можно смело рекомендовать, конечно, семейство Audigy и X-Fi от Creative. Данные карты предлагаются в достаточно широких ценовых диапазонах, от 20 до 400 долларов, и какую вам нужно взять - решайте, как уже было сказано, по вашим потребностям и финансовым возможностям.

По секрету говоря, рекомендации продукта Creative вовсе не значит, что он самый лучший: просто он наиболее совместим с программными приложениями. Конкурентом Audigy может выступать M-Audio Revolution 7.1: его цена составляет около 100$.

Во втором случае при отсутствии должной технической подкованности, которая обычно бывает в самом начале, можно ограничиться широко распространенными решениями: M-Audio Audiophile 2496 (~80$), ESI Juli@ ($130), M-Audio Delta 1010LT (~110$), E-mu 0404 (~120$) - для начала этого вполне хватит. Если вам нужно внешнее решение на USB или FireWire, то имейте ввиду, что оно будет существенно дороже. Обратите внимание на продукты от M-Audio (например, Fast Track USB, Audiophile. FireWire Solo), также неплохим считается новый FireWire-интерфейс Edirol FA-66 (но он будет уже существенно дороже всех остальных). При покупке не забудьте про "мани-бэк" (возврат денег): аудиоинтерфейсы есть вещь довольно капризная, и под вашей системой вполне могут некорректно работать...

Далее >>

Метки

Компьютерная музыка


Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024