Как собрать домашнюю студию бюджетного варианта для электронной музыки на базе PC. Часть 2

Источник:Новости, статьи и обзоры цифровой и компьютерной техники, новости hi-tech и высоких технологий на ленте новостей CyberStyle.ru
Дата публикации:2006
Twitter Facebook Vkontakte

Заблаговременный отказ от ответственности

Прежде чем вы начнете это читать, прошу учесть, что все ниженаписанное является личным мнением автора, его собственным опытом, и тем, чего автора понабрался на форумах. Я прекрасно понимаю, что многие моменты в статье могут вызвать серьезные споры, и поэтому подаю все это как рекомендации, а не как категоричные приказы. Пожалуйста, воздержитесь по прочтении статьи от фраз вроде "AMD лучше Intel" - повторяю еще раз, что все нижесказанное является личным мнением.

Понажимаем на клавиши

Скорее всего, вам понадобится MIDI-клавиатура или MIDI-контроллер для того, чтобы не набивать нужные ноты мышкой. Даже в паттерновых секвенсорах вроде Reason или FL Studio MIDI-устройство часто бывает необходимо.

Если вы твердо решили выбрать себе синтезатор - тогда пропускайте данную главу. Если вы решили выбрать MIDI-клавиатуру, обратите внимание на следующие вещи.

Для начала - пару слов о том, что можно купить:

  1. Клавишный инструмент с минимумом управления (как правило, это колеса модуляции. смены высоты тона и ряд простейших управляющих кнопок);
  2. Клавишный инструмент с большим числом ручек и контроллеров;
  3. и чистый контроллер с ручками, кнопками и без клавиш.

Подключение таких устройств идет либо по USB, либо по порту MIDI (еще можно использовать game-port на звуковой плате - подключать MIDI-клавиатуры нужно при помощи специального кабеля).

После того, как вы решили, какой именно инструмент вам нужен, обратите внимание на следующие параметры:

  1. Число октав. На этот вопрос тоже можно взглянуть с двух сторон: можно купить клавиатуру с 25 клавишами, но с большим количеством ручек и кнопок. Можно купить полноразмерную клавиатуру с фортепианной механикой. А можно выбрать недорогой компромиссный вариант в 5 октав с умеренным числом доп. контроллеров. Все зависит от того, что вы планируете играть на ней.
  2. Чувствительность к скорости/силе нажатия. Не надо объяснять, что чем сильнее удар по клавише фортепиано, тем громче звук. Клавиатуры, способные передавать динамику нажатия, обычно называют активными. Однако этот термин не совсем точен, поскольку можно выделить два типа "активности": чувствительность к скорости нажатия (velocity sensitivity) и к силе давления на клавишу (aftertouch, "послекасание"). Первая соответствует динамике обычной фортепианной клавиатуры ("сильнее - громче"), вторая отвечает за длительность сигнала.
  3. Тип механики. От типа механики клавиш зависит в немалой степени и цена изделия. Принято различать три типа механики:
  • Синтезаторную (synth action). Клавиатуры с синтезаторной механикой самые простые и дешевые. Клавиши, как правило, полые, более короткие, чем у фортепиано, имеют пружинную механику и в зависимости от жесткости пружины могут быть "тяжелыми" или "легкими", то есть взвешенными или невзвешенными.
  • Фортепианную (piano action). Клавиатуры этого типа с полноразмерными (и в ширину, и в длину) клавишами имитируют фортепиано, однако нагрузка клавиш по-прежнему "пружинная", поэтому такие клавиши больше похожи на фортепиано по виду, чем на ощупь.
  • Молоточковую (hammer action). Такие клавиатуры используют не пружины (вернее, не только пружины), а молоточки и на ощупь практически неотличимы от настоящего рояля. Но они ощутимо дороже (в среднем от $600), так как большая часть работы при сборке молоточковых клавиатур производится вручную. Выбор типа механики опять-таки за вами.

Кроме того, внутри каждого типа выделяют несколько степеней нагрузки клавиш: невзвешенные клавиши (non-weighted), полувзвешенные (semi-weighted) и взвешенные (weighted).
В данной области сейчас опять же лидируют клавиатуры от M-Audio: ссылки на конкретные модели вы могли видеть чуть выше в описании типов.

Микшер и акустика

Лучший судья для акустических систем - это ваши уши. Здесь, как нигде, не нужно полагаться ни на тесты, ни на мнения. И имейте ввиду следующее: хорошие мониторы не могут стоить дешево. Даже б/у. Если у вас совершенно нет денег на более-менее приличные мониторы (то есть от 400 долларов за пару и выше), можно, конечно, обойтись более дешевым вариантом, но вы рискуете в итоге услышать совершенно не то, что задумывали. А если у вас есть бытовой музыкальный центр, то в качестве второго независимого тестера (но ни в коем случае не вместо первого!) можете использовать его. Для того, чтобы услышать ваше творение таким, каким приблизительно оно будет звучать у других. В качестве мониторов бюджетного класса можно порекомендовать M-Audio BX5 или ESI nEar 05 Xperience (около 350 долларов за пару). Если же денег у вас совсем кот наплакал, обратите внимание на самые что ни на есть бюджетные варианты - M-Audio Studio Pro 3 или 4 (ценой в 100 и 200 долларов за пару соответственно). За свою цену они звучат весьма прилично.

Что касается того вопроса, нужен ли вам микшер, то тут все просто: микшер вам понадобится при использовании внешних устройств, а не только самого компьютера. Например, синтезатора. Или вы вдруг захотите обогатить вокалом ваше произведение - но эта тема уже выходит за рамки статьи. Покупая микшер, руководствуйтесь опять-таки принципами целесообразности и надежности: не стоит брать супернавороченный экземпляр с немыслимым количеством входов и выходов, если они вам не понядобятся. Из бюджетных вариантов можно упомянуть неплохие отзывы о микшерах Alto (50-100 долларов), Behringer Eurorack UB802 (60 долларов), Peavey PV6 (50$).

Почистим наши уши

Наушники для студии вам нужны будут обязательно. Хотя бы для простого прослушивания готового материала, или же во время работы. Имейте ввиду тот простой факт, что за цену дешевых мониторных систем вы можете купить вполне профессиональные наушники известной фирмы.

Основное качество студийных мониторных наушников - передача сигнала в том виде, в каком он есть, без различных усилителей басов, искусственного расширения диапазона и других "улучшайзеров", присущим наушникам для дома и улицы. Другое не менее важное качество - надежность конструкции. Выпускаются студийные наушники только в открытом, полуоткрытом или закрытом вариантах (никаких "вкладышей", "капелек" или "стетоскопов"). Здесь также играет немаловажную роль и цена: при сравнимой с Hi-Fi наушниками цене вы можете получить гораздо лучший вариант, так как в разработке любой студийной техники внимание уделяется прежде всего качеству. Такие вещи как разработка "супердизайна" или броской рекламы в студийной технике второстепенны. Цена на такие наушники может варьироваться в среднем от 30 до 400 долларов и выше. Основными лидерами на данном рынке являются фирмы AKG, Sennheiser, Sony, Nady и Audio-technica.

Разделяй и властвуй

Итак, компьютер со всеми нужными компонентами наконец-то куплен и чист. Что сейчас ни в коем случае не нужно делать? Не нужно бросаться к нему сломя голову и ставить Windows XP. Сначала займемся разделением доступа.

Помните, как выше я писал о том, что для наилучшей работы универсального компьютера нужно разделить сферы применений - для студии и для развлечений? Сделать это можно при помощи программы PowerQuest Boot Magic или аналогичной. Такие программы позволяют установить на один ПК несколько независимых друг от друга операционных систем, и каждая будет иметь свою конфигурацию, драйверы и установленный софт, никак не влияющий на другую половину.
Практически это выглядит просто: создаем несколько разделов на диске, которые будут распределяться так:
1. Раздел С, первый загрузочный. Выделяем несколько гигабайт под Windows XP, которая будет использоваться для работы. После установки отключаем из Диспетчера Устройств все лишнее, вроде мультимедийной звуковой платы.
2. Раздел D, второй загрузочный. Опять же выделяет несколько гигабайт под Windows, которая будет использоваться для развлечений: кино-вино-домино и компьютерные игры. Отключаем наши студийные аксессуары из того же Диспетчера Устройств.
3. Раздел E, программный. Сюда устанавливаем все нужные звуковые программы. Можно не выделять под это дело свой раздел, а ставить программы на C.
4. Раздел F, для записей. Здесь будут храниться ваши записи, а также желательно помещать сюда же временные данные звукозаписывающих программ.
5. Раздел G. Для всего остального. То есть всего того, для чего вы устанавливали XP на раздел D. Вся мультимедиа, все игры и прочее домашнее хозяйство.

При такой достаточно запутанной на первый взгляд конфигурации ваши музыкальные данные останутся целыми и невредимыми даже при краше системы (кстати, я так и сделал на своей машине, и все работает на ура). Если, конечно, жена случайно не загрузит не свой раздел. Для удобства и простоты можно вообще скрывать диски из другой конфигурации...

Что пить будем?

Как правило, при записи электронной музыки ее полная обработка производится только на компьютере. Это в самом простом варианте. Если же вы используете "железные" синтезаторы, а не их виртуальные аналоги.

Итак, что же нужно вам для записи электронной музыки на компьютере? Для начала поговорим про чисто программную реализацию данного действия. Программ не так уж и много, чтобы вы в них запутались; каждая предназначена для чего-то определенного:

Вот, например, аудио/MIDI-секвенсоры. Наиболее популярными являются Cakewalk Sonar, Cubase SX и Nuendo. На момент написания этой статьи были доступны Sonar 5, Cubase SX/Nuendo 3. О том, что из них выбирать - это дело исключительно вашего вкуса. Раньше Cubase отличался от Sonar более уверенной поддержкой VST-плагинов, но начиная с пятой версии, Sonar, по заверению производителя, делает со встроенным VST-адаптером все ничуть не хуже. VST-плагины - это как раз те самые подпрограммы-модули, которые обеспечат вам эмуляцию "железных" синтезаторов программным способом (про другую разновидность - DX-плагины - сегодня речь не идет). Если переходить на личности, то настоящие, "железные" аппараты мне нравятся куда больше, да они и удобнее (но это мое личное мнение!). Но с другой стороны, многие античные инструменты уже давно не найти в продаже, да даже если бы они и нашлись, многие из них габаритами превосходят ваш шифоньер. Так что в некоторых ситуациях, конечно, без VST не обойтись.

Можно обратить внимание на такие программы как FL Studio, Reason и Rebirth. Reason и Rebirth - это программные псевдоаналоговые синтезаторы, потому что, соответственно, эмулируют аппаратные аналоги.

FL Studio - мощный секвенсор с огромным количеством встроенных плагинов, предназначенный  прежде всего для создания электронной музыки. Кстати, его очень активно используют многие известные музыканты.

В случае простой записи на компьютер (например, у вас замечательный дорогостоящий синтезатор или интерактивная рабочая станция, в секвенсоре которой вы записали свой шедевр), вам не обойтись без записывающих программ. На сегодняшний день самыми популярными являются Sony Sound Forge и Adobe Audition. Что из них выбрать - дело, опять же, ваше. Что удобнее лично для вас, тем и пользуйтесь.

Вот, собственно, таковы и основные сведения по данной теме. Хочу опять же заметить, что я старался быть максимально объективным, но многоe из вышесказанного является результатом личного опыта и простого ИМХО...



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2017