»спользование технических средств в процессе обучени€ и труда инвалидов по зрению

ћатериалы научно-практической конференции "¬ысокотехнологичные средства реабилитации дл€ незр€чих и слабовид€щих", ÷ентр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, —анкт-ѕетербург, 2009
ƒата публикации:18.02.2010
ѕоделитьс€ в Twitter ѕоделитьс€ в Facebook ѕоделитьс€ в VKontakte ѕоделитьс€ в Telegram

ќб авторе: —таробина ≈лена ћихайловна , д.п.н., —анкт-ѕетербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезировани€ и реабилитации инвалидов им. √.ј. јльбрехта (‘√” —ѕбЌ÷Ё– им. јльбрехта ‘ћЅј –оссии).

”чебна€ и трудова€ де€тельность - основные виды де€тельности человека. ”чебна€ де€тельность состоит в усвоении теоретических и практических знаний, умений и навыков в процессе обучени€ и последующем их применении в процессе труда.

”чебна€ и трудова€ среда - фактор, способствующий или преп€тствующий успешности, как одно из условий обучени€ (санитарно-гигиенических, социальных, материально-технические) и труда.

ѕри всех степен€х ограничени€ способности к обучению и к труду при необходимости примен€ютс€ вспомогательные технические средства в соответствии с нарушени€ми функций, привод€щих к нарушению познавательных процессов и практической де€тельности. Ќарушени€ зрение приводит к снижению воспри€ти€ зрительной информации требует специальных технических средств, позвол€ющих воспринимать эту информацию в доступном виде.

¬ ћеждународной классификации функционировани€ раздел Ђќбучение и применение знанийї включает целенаправленное использование органов чувств и следующие базисные навыки при обучении: копирование, повторение, усвоение навыков чтени€, усвоение навыков письма, счета, приобретение практических навыков, применение знаний, концентраци€ внимани€, мышление, чтение, письмо, вычисление, решение проблем, прин€тие решений и др.; раздел Ђќбщениеї, необходимое при обучении, включает воспри€тие сообщений при общении: воспри€тие сообщений на €зыке формальных символов, воспри€тие письменных сообщений; письменные сообщени€ и др.

—пециальна€ организации учебного и рабочего места обеспечиваетс€ с помощью (согласно требовани€м к рабочим местам инвалидов) дополнительной оснастки, оснащени€ специальной мебелью, сигнализацией, мер техники безопасности, оптимизации условий труда, режима труда и отдыха.

ѕри нарушени€х зрени€ предусматриваетс€:

  • индивидуальный подбор рабочего места;
  • установка специальной сигнализации и защиты;
  • обеспечение средствами информатизации, усиливающими зрительную информацию или преобразующими ее в аудио- или тактильную;
  • оптимизаци€ санитарно-гигиенических параметров среды (освещенность...);
  • установка защитных ограждений и направл€ющих поручней.

ѕри нарушени€х зрени€ важно компенсировать эти нарушени€ в цел€х обучени€ дл€ реализации индивидуальных основных познавательных и практических функций.

ќрганизаци€ рабочего места –абочее место дл€ инвалидов с полной и практической слепотой, а также со слабовидением высокой степени должно быть обустроено системой тифлотехнических ориентиров (ос€зательных, слуховых, зрительных), обеспечивающих ориентировку этих инвалидов на рабочем месте. “ехнологическое оборудование данных рабочих мест (от простого инструмента до сложных технических устройств) должно быть оснащено тифлотехническими приспособлени€ми, обеспечивающими возможность выполнени€ работы без зрительного контрол€ и исключающими возможность получени€ производственной травмы.

–асстановка станков, оборудовани€ и мебели на рабочем месте, слепого и слабовид€щего должна обеспечивать возможность работы без помех от передвижений в помещении других работников. ƒл€ удобного нахождени€ своего рабочего места слепым работником станки, оборудование или мебель должны быть снабжены тактильными ориентирами. ¬ысоки требовани€ к освещенности учебного и рабочего места слабовид€щего человека.

ќдиночные рабочие места дл€ слепых должны быть радиофицированы. ѕри размещении нескольких рабочих мест дл€ слепых в одном помещении радиофицировать следует помещение.

ћатериалы покрыти€ полов не должны допускать скольжени€.

ƒл€ компенсации нарушенных зрительных функций в процессе учебной и производственной де€тельности примен€етс€ следующие “—–.

ѕри нарушении зрени€ возникает проблема с воспри€тием видеоинформации. “е, кто потер€л зрение и пользуетс€ рельефно-точечным шрифтом Ѕрайл€, может использовать при работе на компьютере портативные брайлевские дисплеи в том числе с синтезацией голоса, аппаратом дл€ воспроизведени€ цифровых Ђговор€щих книгї на флэш- картах, озвучивателем электронных документов, системой оптического распознавани€ рельефно-точечного шрифта Ѕрайл€ дл€ обработки архивов брайлевской литературы и перевода ее в электронный вид, различными увеличивающими устройствами, в том числе с переводом информации в электронный вид и ее озвучиванием, тифломагнитофонами, Ђговор€щими книгамиї.

ќчень коротко в данном материале представлены некоторые технические средства дл€ индивидуального пользовани€ дл€ обучающихс€ с нарушением зрени€. Ёти технические средства позвол€ют компенсировать нарушенные функции зрительного воспри€ти€ и передачи информации, нарушени€ письменной речи, а также позвол€ют создать удобное индивидуальное учебное место, в том числе и компьютеризированное.

 онвенцией о правах инвалидов предполагаетс€, чтобы государства-участники обеспечивали инвалидам доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию дл€ взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. — этой целью государства-участники обеспечивают инвалидам предоставление разумных приспособлений в соответствии с индивидуальными потребност€ми. ѕланом действий —овета ≈вропы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможност€ми в обществе: улучшение качества жизни людей с ограниченными возможност€ми в ≈вропе, 2006- 2015 годы, прин€том в 2006г и рекомендованным к реализации —анкт-ѕетербургской декларацией предлагаетс€ обеспечивать на самой ранней стадии оценку особых потребностей в области образовани€ и труда дл€ людей с ограниченными возможност€ми --детей, молодых людей и взрослых - чтобы сделать места обучени€, профессиональной подготовки и труда доступными дл€ людей с ограниченными возможност€ми, включа€ предоставление личной поддержки и разумную адаптацию (в том числе и оборудовани€), дл€ того чтобы удовлетворить их потребности.

¬ разделе Ђ»нформаци€ и коммуникацииї рекомендуетс€ предоставл€ть информацию люд€м с ограниченными возможност€ми в доступной форме и с использованием доступных технологий, признава€ потребности, св€занные с разными видами расстройств здоровь€ (например, использу€ азбуку Ѕрайл€, аудиозапись или доступные дл€ понимани€ документы); осуществл€ть подготовку и другие меропри€ти€, направленные на поощрение использовани€ людьми с ограниченными возможност€ми информационных или коммуникационных технологий; обеспечивать, чтобы все материалы, св€занные с обучением работе на компьютере, были доступны дл€ людей с ограниченными возможност€ми в соответствии с существующими стандартами доступа;признавать, что люди с ограниченными возможност€ми могут использовать €зык знаков (азбуку Ѕрайл€ и альтернативные средства и формы коммуникации, включа€ услуги информационного характера); способствовать разработке, производству и распространению недорогих вспомогательных технологий в области информации и коммуникаций.

Ќеобходимо и в нашей стране задуматьс€ о разработке таких недорогих, но эффективных технологий и технических средств дл€ более эффективного обучени€ людей с различными ограничени€ жизнеде€тельности и включени€ их в федеральный и городской перечни реабилитационных меропри€тий, технических средств реабилитации и услуг, предоставл€емых инвалиду.



–аспространение материалов сайта означает, что распространитель прин€л услови€ лицензионного соглашени€.
»де€ и реализаци€: © ¬ладимир ƒовыденков и јнатолий  амынин,  2004-2021