Использование технических средств в процессе обучения и труда инвалидов по зрению

Материалы научно-практической конференции "Высокотехнологичные средства реабилитации для незрячих и слабовидящих", Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, Санкт-Петербург, 2009
Дата публикации:18.02.2010
Twitter Facebook Vkontakte

Об авторе: Старобина Елена Михайловна , д.п.н., Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта (ФГУ СПбНЦЭР им. Альбрехта ФМБА России).

Учебная и трудовая деятельность - основные виды деятельности человека. Учебная деятельность состоит в усвоении теоретических и практических знаний, умений и навыков в процессе обучения и последующем их применении в процессе труда.

Учебная и трудовая среда - фактор, способствующий или препятствующий успешности, как одно из условий обучения (санитарно-гигиенических, социальных, материально-технические) и труда.

При всех степенях ограничения способности к обучению и к труду при необходимости применяются вспомогательные технические средства в соответствии с нарушениями функций, приводящих к нарушению познавательных процессов и практической деятельности. Нарушения зрение приводит к снижению восприятия зрительной информации требует специальных технических средств, позволяющих воспринимать эту информацию в доступном виде.

В Международной классификации функционирования раздел «Обучение и применение знаний» включает целенаправленное использование органов чувств и следующие базисные навыки при обучении: копирование, повторение, усвоение навыков чтения, усвоение навыков письма, счета, приобретение практических навыков, применение знаний, концентрация внимания, мышление, чтение, письмо, вычисление, решение проблем, принятие решений и др.; раздел «Общение», необходимое при обучении, включает восприятие сообщений при общении: восприятие сообщений на языке формальных символов, восприятие письменных сообщений; письменные сообщения и др.

Специальная организации учебного и рабочего места обеспечивается с помощью (согласно требованиям к рабочим местам инвалидов) дополнительной оснастки, оснащения специальной мебелью, сигнализацией, мер техники безопасности, оптимизации условий труда, режима труда и отдыха.

При нарушениях зрения предусматривается:

  • индивидуальный подбор рабочего места;
  • установка специальной сигнализации и защиты;
  • обеспечение средствами информатизации, усиливающими зрительную информацию или преобразующими ее в аудио- или тактильную;
  • оптимизация санитарно-гигиенических параметров среды (освещенность...);
  • установка защитных ограждений и направляющих поручней.

При нарушениях зрения важно компенсировать эти нарушения в целях обучения для реализации индивидуальных основных познавательных и практических функций.

Организация рабочего места Рабочее место для инвалидов с полной и практической слепотой, а также со слабовидением высокой степени должно быть обустроено системой тифлотехнических ориентиров (осязательных, слуховых, зрительных), обеспечивающих ориентировку этих инвалидов на рабочем месте. Технологическое оборудование данных рабочих мест (от простого инструмента до сложных технических устройств) должно быть оснащено тифлотехническими приспособлениями, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного контроля и исключающими возможность получения производственной травмы.

Расстановка станков, оборудования и мебели на рабочем месте, слепого и слабовидящего должна обеспечивать возможность работы без помех от передвижений в помещении других работников. Для удобного нахождения своего рабочего места слепым работником станки, оборудование или мебель должны быть снабжены тактильными ориентирами. Высоки требования к освещенности учебного и рабочего места слабовидящего человека.

Одиночные рабочие места для слепых должны быть радиофицированы. При размещении нескольких рабочих мест для слепых в одном помещении радиофицировать следует помещение.

Материалы покрытия полов не должны допускать скольжения.

Для компенсации нарушенных зрительных функций в процессе учебной и производственной деятельности применяется следующие ТСР.

При нарушении зрения возникает проблема с восприятием видеоинформации. Те, кто потерял зрение и пользуется рельефно-точечным шрифтом Брайля, может использовать при работе на компьютере портативные брайлевские дисплеи в том числе с синтезацией голоса, аппаратом для воспроизведения цифровых «говорящих книг» на флэш- картах, озвучивателем электронных документов, системой оптического распознавания рельефно-точечного шрифта Брайля для обработки архивов брайлевской литературы и перевода ее в электронный вид, различными увеличивающими устройствами, в том числе с переводом информации в электронный вид и ее озвучиванием, тифломагнитофонами, «говорящими книгами».

Очень коротко в данном материале представлены некоторые технические средства для индивидуального пользования для обучающихся с нарушением зрения. Эти технические средства позволяют компенсировать нарушенные функции зрительного восприятия и передачи информации, нарушения письменной речи, а также позволяют создать удобное индивидуальное учебное место, в том числе и компьютеризированное.

Конвенцией о правах инвалидов предполагается, чтобы государства-участники обеспечивали инвалидам доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают инвалидам предоставление разумных приспособлений в соответствии с индивидуальными потребностями. Планом действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе: улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями в Европе, 2006- 2015 годы, принятом в 2006г и рекомендованным к реализации Санкт-Петербургской декларацией предлагается обеспечивать на самой ранней стадии оценку особых потребностей в области образования и труда для людей с ограниченными возможностями --детей, молодых людей и взрослых - чтобы сделать места обучения, профессиональной подготовки и труда доступными для людей с ограниченными возможностями, включая предоставление личной поддержки и разумную адаптацию (в том числе и оборудования), для того чтобы удовлетворить их потребности.

В разделе «Информация и коммуникации» рекомендуется предоставлять информацию людям с ограниченными возможностями в доступной форме и с использованием доступных технологий, признавая потребности, связанные с разными видами расстройств здоровья (например, используя азбуку Брайля, аудиозапись или доступные для понимания документы); осуществлять подготовку и другие мероприятия, направленные на поощрение использования людьми с ограниченными возможностями информационных или коммуникационных технологий; обеспечивать, чтобы все материалы, связанные с обучением работе на компьютере, были доступны для людей с ограниченными возможностями в соответствии с существующими стандартами доступа;признавать, что люди с ограниченными возможностями могут использовать язык знаков (азбуку Брайля и альтернативные средства и формы коммуникации, включая услуги информационного характера); способствовать разработке, производству и распространению недорогих вспомогательных технологий в области информации и коммуникаций.

Необходимо и в нашей стране задуматься о разработке таких недорогих, но эффективных технологий и технических средств для более эффективного обучения людей с различными ограничения жизнедеятельности и включения их в федеральный и городской перечни реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2019