Тактильные трости. Разновидности, назначение, достоинства и недостатки

Материалы научно-практической конференции "Высокотехнологичные средства реабилитации для незрячих и слабовидящих", Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, Санкт-Петербург, 2009
Дата публикации:19.02.2010
Twitter Facebook Vkontakte

Об авторе: Мойкин Денис Александрович, председатель клуба выпускников Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, Санкт-Петербург.

Тактильная трость – одна из главнейших средств реабилитации инвалида по зрению, дающая возможность свободного самостоятельного перемещения. В сегодняшнем мире без использования высоких технологий невозможно создать ничего, даже такую казалось бы простую вещь, как трость. В чем же заключаются высокие технологии при производстве тростей? Во-первых, важно для изготовления тростей выбирать современные высококачественные материалы – результат высокотехнологичных производств. Во-вторых, при конструировании тростей необходимо применять научные знания материаловедения, сопротивления материалов, метрологии, обработки материалов и пр. В-третьих, применять в производстве современное высокотехнологичное оборудование. И, однако- нец, не бояться делать попытки в оснащении тростей дополнительными высокотехнологичными приборами.

В качестве примера такого оснащения можно назвать ультразвуковую трость «Сонар». Эта трость оснащена ультразвуковым локатором, который позволяет контролировать не только пространство под ногами, но и верхнюю зону (выше пояса), а при определенных навыках может помогать в ориентировании. И не смотря на то, что у такой трости помимо достоинств существуют и недостатки, все же этот опыт нельзя не считать положительным.

С появлением на рынке тактильных тростей сторонних производителей выяснилось, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, и даже свое назначение. Нужно сразу оговориться, что плохих тростей не бывает. Зато бывает - нет трости, и это уже действительно плохо. В действительности люди заносят некоторые трости в разряд плохих всего лишь по нескольким причинам. Это несоответствие трости манере хождения человека (гибкость трости, ее вес, длина, вид наконечника), недостаточная устойчивость к эксплуатационным нагрузкам (быстрая потеря эксплуатационных и эстетических характеристик), низкая надежность, низкая ремонтопригодность. Кроме того, несмотря на то, что все тактильные трости имеют одно и тоже назначение, в зависимости от их характеристик существуют предпочтения по сфере их применения. В связи со всем выше сказанным весьма важно при выборе трости представлять себе, какого типа трость вам необходима.

Нескладные трости можно разделить на два типа: гибкие и жесткие. Надо сказать, что гибкие стеки не пользуются большой популярностью у незрячих, но имеют все же круг своих сторонников. В основном, это люди практикующие быструю манеру передвижения, в том числе занимающиеся бегом или спортивной ходьбой. Гибкая трость позволяет при быстром движении остановиться или замедлить движение, не натыкаясь на трость, а напротив использовать ее упругость для снижения скорости. Жесткая трость – это наиболее надежный помощник при пространственном ориентировании. Она вполне удовлетворяет тех, кто мало пользуется транспортом и не часто посещает общественные учреждения.

Складные трости также можно разделить на две группы: телескопические и составные. Телескопические трости имеют определенную универсальность, так как могут быть настроены практически на любую высоту. Именно поэтому эти трости удобно использовать в качестве учебных при обучении пространственному ориентированию или в качестве запасных (аварийных) в различных организациях, работающих с инвалидами по зрению. В повседневной эксплуатации телескопическая трость не очень удобна, так как после каждой сборки нужно снова настраивать высоту трости, а при незначительной деформации одного из звеньев трость перестает полностью складываться.

Составные трости пользуются наибольшей популярностью, а многообразие их конструкций требует более детального рассмотрения. Составные трости имеют, как правило, от трех до пяти трубчатых звеньев с конусными или цилиндрическими зонами сочленения, скрепленных между собой натянутой внутри звеньев шляпной резинкой. В нижней части резинка фиксируется либо узлом, упирающимся в горловину сочленения нижнего звена, или за петлю (крючок) наконечника. Нужно сказать, что последний способ крепления резинки не самый удачный, так как, если резинка пропущена через проушину в хвостовике наконечника, то при замене истертого наконечника необходимо разобрать всю трость, а это не всегда легко. При креплении резинки за крючок в хвостовике наконечника случаются неприятности при застревании наконечника в щелях (решетки канализации, щели тротуарных бордюров и плиток и т.д.). При попытке извлечь трость из такого защемления резинка соскакивает с крючка и трость разваливается, а наконечник теряется.

В верхней части трости резинка крепится за крючок в рукоятке, за проволочные плечики в верхнем торце верхнего звена, либо узлом, завязанным на резинке, пропущенной сквозь рукоятку. Все три варианта вполне приемлемы, однако первый доставляет неудобства при замене резинки.

Узел сочленения звеньев должен одновременно удовлетворять нескольким требованиям: минимальные радиальные и угловые люфты в сочленении, минимальные усилия необходимые для разъединения сочленения, самоцентрирование при сочленении, механическая прочность узла сочленения.

С физической точки зрения самым неудачным является конусное соединение, так как оно имеет тенденцию к заклиниванию и соответственно требуются значительные усилия для его разъединения, стенки гнезда конусного сочленения испытывают весьма большие нагрузки как при опоре на трость, так и при отстукивании тростью, что приводит к деформации узла и, как следствие, к появлению значительных угловых люфтов.

Цилиндрический узел сочленения способен отвечать предъявляемым требованиям при соблюдении следующих условий:

  • 1. Материал сочленения не должен окисляться в условиях окружающей среды.
  • 2. В зоне сопряжения должна быть реализована минимальная свободная посадка, граничащая со скользящей.
  • 3. Длина захода должна быть не менее тридцати миллиметров.

В Санкт-Петербурге, на сегодняшний день, доступны четыре вида складных составных тростей: американская графитовая трость «Revolushion», две модели немецкой трости под маркой «Titanium» и трость УПП ВОС ООО «Электротехника», г.Москва. В завершение настоящей статьи попробую кратко охарактеризовать их.

Американская трость «Revolushion»: мягкая рукоятка из материала похожего на силикон. Петля для руки из шляпной резинки, пропущенной сквозь рукоятку. Легко меняемый наконечник из фторопласта, свободно надеваемый на нижнее звено трости. Звенья трости изготовлены из армированного прессованного графита, что придает им колоссальную прочность. Прочность графитовой трости приблизительно в два раза выше, чем у всех прочих. Однако при нагрузке, превышающей допустимую, трость сразу ломается.

Немецкая трость «Titanium»: мною были исследованы две модификации этих тростей. Материал звеньев у них одинаковый — похож на нержавеющую сталь. Если титан в ней и присутствует, то в очень небольшом количестве. Трость достаточно легкая и удобная. Прочнее отечественной. При превышении допустимой нагрузки звено гнется, как правило, в районе узла сочленения. Однако при попытке выправить звено — оно ломается. В старой модификации трости наконечник был выполнен из полиэтилена и, следовательно, мгновенно изнашивался. В новой модификации наконечник представляет собой маленький шарик из фторопласта с хвостовиком, через петлю которого пропущена натяжная шляпная резинка. Такой наконечник также недолговечен в виду малого размера рабочей части. Рукоятка выполнена из достаточно жесткого резинообразного материала, в которой закреплена петля для руки. В старой модификации петля из шляпной резинки, а в новой из синтетического ремешка.

Трость УПП ВОС ООО «Электротехника»: имеет рукоятку из жесткой пластмассы, пять звеньев из достаточно мягкого металла, с конусными узлами сочленения. Трость имеет ряд недостатков. Крепление резинки за крючок наконечника, который выполнен из хрупкого и быстроизнашивающегося материала, и быстрая деформация гнезд узлов сочленения ввиду мягкости материала звена (из-за чего трость приобретает огромные люфты). Однако мягкий металл позволяет трости не ломаться при больших нагрузках. Она гнется и позволяет себя затем выпрямить, отчего страдает только ее внешний вид. Если бы изготовители озаботились изменением способа крепления резинки в нижнем звене и оснастили трость наконечником из менее изнашивающегося материала (например, фторопласт или капролон), то можно было бы рекомендовать эту трость начинающим незрячим пешеходам.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2019