О проекте «Социальный ГЛОНАСС»

(Материалы научно-практической конференции "IT-технологии как средство реабилитации незрячих людей: Состояние, проблемы и перспективы", Государственное бюджетное учреждение культуры "Пермская краевая специальная библиотека для слепых", Пермь, 2011)
Дата публикации:06.06.2012
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Разумеется, название проекта - это, прежде всего, звучное словосочетание, согревающее душу российского чиновника надеждами на государственное финансирование. Вокруг этого вопроса уже как минимум год ведутся разнообразные танцы, однако, как говорится, воз и ныне там. Тем не менее, неистребимый оптимизм склоняет меня позабыть на время об этих гнусных реалиях и попытаться рассмотреть проблему с точки зрения здравого смысла и практического выхода, прежде всего для визуально ограниченного контингента.

1. Общие соображения

Идея использования технических средств для помощи незрячим в пространственном ориентировании будоражила умы разработчиков задолго до появления на свет спутниковых систем навигации. Сама по себе идея скомпенсировать недостаток информации об окружающем пространстве, возникающий из-за поражения или отсутствия визуального канала восприятия, при помощи тех или иных технических приспособлений достаточно очевидна и лежит на поверхности. Основная проблема, на мой взгляд, состоит в адекватном и своевременном доведении этой информации до сознания человека. И вот здесь разработчикам подобных вспомогательных средств обычно мешало недопонимание психологии и специфики мировосприятия представителей целевой группы, недооценка компенсаторных возможностей человеческого организма и незнание механизмов их функционирования. В принципе должно быть понятно, что при поражении или отсутствии основного канала восприятия, каковым, безусловно, является визуальный, существенно усиливается роль других: аудиального, тактильного и прочих. Интенсивность информационного потока через эти каналы существенно возрастает. Возрастает и значимость поступающей через них информации. Видоизменяются и алгоритмы ее анализа. Недостаточное, а зачастую и извращенное, понимание этих аспектов приводит к тому, что подлинные чудеса инженерной мысли оказываются абсолютно невостребованными и благородные усилия пропадают втуне, а дедовские средства типа белой трости и собаки-проводника и поныне не имеют достойных конкурентов.

Возможно, здесь и не следовало бы об этом говорить, кабы не опасения, что и сию затею, представляющуюся столь перспективной, может постигнуть та же незавидная участь. Необходимо сделать все возможное, чтобы избежать трагической развязки. А добиться этого, на мой взгляд, можно лишь одним способом: разработка должна вестись в теснейшем контакте с представителями целевой группы. Последние должны быть введены в состав команды разработчиков и непременно участвовать в оценке и принятии всех ключевых технических решений.

2. Предыстория

Сейчас, говоря о ГЛОНАСС, вспомним, что другая система спутниковой навигации, GPS, давно уже вошла в наш быт и обиход. Обе эти системы предоставляют в наше распоряжение в сущности одно и то же, а именно средства спутниковой навигации. Именно этот термин я и намерен применять далее в данном тексте, дабы иметь возможность обращаться к опыту использования таких средств, накопленному за последние годы, и пытаться извлечь из него ценные уроки.

Принципиальная полезность средств спутниковой навигации для людей, обремененных серьезными визуальными ограничениями, вряд ли вызывает сколько-нибудь обоснованные сомнения. Однако подавляющее большинство существующих на сегодняшний день программных и аппаратных решений в этой области оказываются, мягко говоря, не вполне доступными для представителей рассматриваемой категории из-за ориентированности интерфейса прежде всего именно на визуальное взаимодействие.

Тем не менее, проблема обозначилась (и довольно остро) уже какое-то время тому назад и, прежде чем предпринимать очередную попытку ее решения, весьма не лишним представляется ознакомиться с уже накопленным опытом, проанализировать его и обобщить. С этой целью перечислю здесь наиболее значимые из известных мне на сегодняшний день проектов, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу.

1) GPS-навигатор Kapten от компании Kapsys

Из всей довольно широкой номенклатуры представленных ныне на рынке устройств, специально посвященных спутниковой навигации, это, пожалуй, единственное ориентировано на специфику невизуального применения. Остальные же не только не учитывают эту специфику, но и оказываются вовсе практически неприменимыми без визуального взаимодействия.

Kapten компактен, оснащен развитым речевым интерфейсом, поддерживает дифференциальную коррекцию координат EGNOS и обеспечивает пешеходную навигацию с голосовым ведением по маршруту. Картографическая база - Tele Atlas.

2) Программа Mobile Geo от компании Codefactory

Эта программа работает на КПК и смартфонах под управлением операционной системы Windows Mobile. Не визуальная доступность интерфейса программы главным образом обеспечивается пакетом Mobile Speak. Картографическая база - Sendero Group. Кстати, эта последняя компания довольно давно занимается вопросами применения средств спутниковой навигации в условиях жесткой визуальной ограниченности, так что имеет смысл ознакомиться с их опытом по адресу http://www.senderogroup.com/

3) Программа Wayfinder Access

Это навигационное приложение для смартфонов, работающих под управлением операционной системы Symbian, традиционного толка, но разработанное с учетом потребностей пользователей с визуальными ограничениями. Доступность интерфейса обеспечивается пакетами Nuance Talks и Mobile speak. К сожалению, проект уже закрыт и с 2008 года не развивается.

4) Проект Loadstone

Это открытый проект, посвященный разработке Symbian-приложения для смартфонов, позволяющего пользователям с визуальными ограничениями извлечь для себя максимум пользы из имеющихся в распоряжении аппаратных средств спутниковой навигации. Строго говоря, Loadstone не является навигационным приложением в привычном смысле. В нем, например, отсутствует обычная для таких приложений функция построения маршрута и ведения по нему. Разработчики позиционируют Loadstone как ориентационное приложение. Дизайн его весьма самобытен. Среди незрячих пользователей на российских просторах именно Loadstone получил наиболее широкое распространение. В Москве даже работают курсы по подготовке преподавателей ориентирования с использованием этой программы.

В завершение приведенного списка добавлю, что информация о российском опыте адаптации средств спутниковой навигации к нуждам людей с визуальными ограничениями аккумулируется на сайте http://gps4blinds.ru

Разумеется, помимо приведенного списка существует еще целый ряд навигационных приложений общего назначения как для смартфонов, так и для КПК, в той или иной мере доступных пользователям с визуальными ограничениями, но мы оставим их пока за рамками повествования, ибо нас интересует не столько вопрос доступности существующих решений, сколько выявление специфики потребностей рассматриваемой целевой группы.

Составляя список, я намеренно воздерживался от сколько-нибудь пространных комментариев, оценок и сравнений. Детальную информацию при желании легко обрести, воспользовавшись сопровождающими ссылками. Что же до оценок и сравнений, то я в очень разной степени с этими проектами знаком: Об одних лишь читал или слышал, другие имел счастье подержать в руках, третьи знаю изнутри, то есть принимал участие в разработке, - стало быть, на объективность претендовать не могу. Оставлю этот анализ читателю в качестве самостоятельного упражнения. Однако перед соблазном высказать кое-какие резюмирующие выводы все же не устою.

3. Некоторые ключевые требования

Итак, имея в виду все вышесказанное, попробуем сформулировать несколько ключевых требований к устройству (или программному приложению) спутниковой навигации, ориентированному на пользователей, обладающих жесткими визуальными ограничениями.

1) Наличие развитого невизуального (например, речевого) интерфейса, обеспечивающего удобный и оперативный доступ ко всему функциональному богатству устройства (или приложения). Опираясь на собственный достаточно богатый опыт в этой области, замечу, что удобство и особенно оперативность такого интерфейса достигается, вообще говоря, не просто и требует определенной изобретательности и полета инженерной мысли.

2) Речевой ввод может использоваться для управления в качестве полезного и, пожалуй, уместного дополнения, но вряд ли стоит его делать исключительным. В ряде случаев он может добавить оперативности и естественности, но пользоваться им, как минимум, не во всех ситуациях удобно. Учитывая нашу специфику, следует предусмотреть возможность доступа ко всем функциям устройства (или приложения) при помощи механических органов управления.

3) В качестве основного устройства для вывода звуковой и речевой информации должен использоваться встроенный громкоговоритель. Наушник должен быть предусмотрен в качестве альтернативного устройства вывода для тех случаев, когда громкоговорителем по тем или иным причинам воспользоваться нельзя. Следует помнить, что использование наушника нарушает непосредственный аудиальный контакт с окружающей средой, что в нашем случае крайне нежелательно, если не вовсе недопустимо.

4) При планировании функционального наполнения особое внимание следует уделить пешеходной навигации и возможности получения детальной информации о ближайшем окружении.

4. Варианты решения

Рассмотрим теперь возможные пути решения поставленной задачи.

4.1. Специализированное устройство

Разработка специализированного устройства, ориентированного сугубо на носителей жестких визуальных ограничений, может дать разработчикам полную свободу для максимального учета их потребностей и, быть может, несколько снизить себестоимость аппарата за счет исключения из его конструкции кажущихся излишними в данном случае элементов визуального взаимодействия, но, боюсь, этим и исчерпываются все преимущества такого подхода. Ведь с другой стороны, круг потенциальных потребителей сужается до весьма специфической целевой группы. В результате либо продажная цена прибора должна быть вздута до неимоверных размеров, либо вся затея от начала до конца должна кем-то спонсироваться. Принимая же во внимание весьма невысокую, мягко говоря, покупательную способность подавляющего большинства представителей целевой группы, все мысли о хоть какой-то окупаемости проекта следует с самого начала похоронить, забив в могилу для надежности добротный осиновый кол.

4.2. Универсальное устройство

Другой альтернативой может быть интеграция проекта с разработкой какого-либо устройства спутниковой навигации массового применения. Базовая функциональность ведь все равно общая. Учет специфических потребностей интересующей нас целевой группы может быть при этом реализован главным образом на программном уровне, необходимая же адаптация аппаратной части вряд ли сколько-нибудь заметно скажется на себестоимости при массовом производстве. Зато круг потенциальных потребителей становится достаточно широким, чтобы экономически оправдать разработку.

Кроме того, данный подход имеет еще и положительный морально-психологический аспект, ибо в результате представителям целевой группы фактически предоставляется доступ к общему ресурсу. Они таким образом интегрируются в общество, а не выпихиваются из него в пусть специально обустроенное, но все же отдельное пространство существования.

К слову сказать, именно таким путем идет широко известная и довольно-таки преуспевающая компания Apple, чья продукция оснащена весьма развитыми средствами невизуального доступа, хотя массовый пользователь, в них не нуждающийся, может даже о том не догадываться.

4.3. Минимальное устройство

И, наконец, еще одной альтернативой может служить разработка простого приемника, в чьи обязанности входит прием сигналов от спутников ГЛОНАСС, первичная их обработка, вычисление координат и отсылка полученной информации через интерфейс bluetooth в формате протокола NMEA-0183. Использование протокола NMEA-0183 обеспечит совместимость со смартфонами и КПК, умеющими работать с внешним GPS-приемником, что, в свою очередь, позволит воспользоваться широким набором уже имеющихся навигационных приложений.

Скорее всего, рынок сбыта для таких приемников будет несколько уже, нежели в предыдущем варианте, но зато приемлемый для использования результат появится быстрее всего. Конечно, ни что не мешает нам тут же "замутить" и разработку нового навигационного приложения, по всем показателям существенно превосходящего не только все доныне существующее, но и самые смелые фантазии. Причем, с одной стороны, в нашем распоряжении сразу оказывается весь джентльменский набор функциональности современного смартфона или КПК, с другой же, мягкий переход обеспечен.

Дополнительная информация



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024