Новые возможности - новые услуги

(Материалы научно-практической конференции "IT-технологии как средство реабилитации незрячих людей: Состояние, проблемы и перспективы", Государственное бюджетное учреждение культуры "Пермская краевая специальная библиотека для слепых", Пермь, 2011)
Дата публикации:16.06.2012
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

В первую очередь я бы хотела сказать о том, что библиотеки, особенно библиотеки для слепых, на самом деле являются многофункциональными организациями. Эта мысль заложена в "Модельном стандарте деятельности специальной библиотеки..." - библиотека выполняет образовательную, информационную, досуговую и реабилитационную функции. И особенность ее в том, что она не подменяет собой никакие иные учреждения, но использует их технологии и приемы для решения своих собственных задач. А наша первоочередная задача и наша миссия - это обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов по зрению ко всему тому информационному и культурному богатству, которое накоплено человечеством. Собственно говоря, новые технологии для нас - это еще одно средство, это инструмент, которым мы пользуемся для решения своих задач.

На сегодняшний день обслуживание пользователей с использованием новых технологий - это уже не мечта, как казалось когда-то, совсем еще недавно, а, что называется, самая настоящая реальность. Автоматизация библиотек принципиально меняет и организацию работы, и систему отношений между библиотеками и читателями. Самые главные цели автоматизации, безусловно, это: повышение комфортности, качества обслуживания пользователей, оптимизация работы библиотекарей, и, в конечном счете, повышение качества всей работы библиотеки. В настоящий момент сформированы предпосылки для перехода к новой парадигме обслуживания. Это, в первую очередь, превращение библиотек в информационные центры, оснащенные необходимой техникой, адаптивными технологиями и устройствами, это создание вычислительной среды в библиотеках, оснащение их автоматизированными информационно-библиотечными системами; это формирование электронно-ресурсной базы, ну и, конечно, изменение потребности читателей. И здесь важно отметить, что первая увлеченность новыми технологиями как таковыми несколько остыла, и теперь мы, реально оценивая ситуацию, понимаем, что очень важно осознать такой факт: технологии традиционные не могут быть впрямую перенесены на электронные средства. На начальном этапе представлялось, что внедрение автоматизации позволит перейти на совершенно новые основания работы. Это оказалось не так. Все-таки традиционные технологии имеют свои особенности, для учета которых приходится серьезно дорабатывать автоматизированную систему, и в то же время наши традиционные требования к библиотечной работе (связанные, например, с учетом и ведением статистики) должны быть соблюдены, несмотря на то, что, казалось бы, новая технология предлагает какой-то особый вариант решения той или иной проблемы. Именно поэтому необходимо разумное сочетание нового и традиционного в этом процессе.

Что сегодня делается для организации обслуживания в таком новом режиме? Во-первых, библиотеки создают собственные электронные ресурсы. Начнем с того, что у многих из них, пожалуй, уже практически у половины, есть свои собственные сайты, которые располагаются либо на собственных серверах, либо занимают место на серверах родственных учреждений. Это обеспечивает наших пользователей информацией о библиотеке, ее услугах, а также обеспечивает доступ к информационным ресурсам и/или обратную связь с пользователями. В большинстве случаев сайты создаются с учетом их доступности и с соблюдением международных требований, разработанных Консорциумом Всемирной сети (W3C), так и ГОСТом, действующим в нашей стране1.

Формируются электронные каталоги, которые также размещаются на сайтах (если они есть); базы данных: информационные, полнотекстовые, фотографические, и, в частности, звуковые. Примером здесь могут служить: база данных РГБС по тифлологии, база данных статей, база говорящих книг с криптозащитой. И здесь я бы хотела упомянуть вот о чем: был задан вопрос о том, насколько реально виртуальное обслуживание пользователей "говорящими" книгами или электронными ресурсами в нашей стране. Вот эта наша база, которая в настоящий момент существует уже как результат корпоративного проекта, реализованного РГБС, размещенная на FTP-сервере, создает и предпосылки, и возможности для такого обслуживания. На самом деле оно уже началось, потому что к этому серверу получили паролевый доступ 43 региональные библиотеки, которые имеют возможность пользоваться этим ресурсом, заимствуя записи. И поскольку база корпоративная, то, естественно, все приглашаются для того, чтобы вливать в нее и свои ресурсы. Правда, эта сторона корпоративности пока еще не очень работает, но, тем не менее, единичные примеры имеются. Ну и, кроме того, некоторые пользователи, из числа тех, кого мы считаем надежными постоянными, проверенными, тоже получили пароли доступа и могут самостоятельно пользоваться ресурсом. Сейчас не останавливаемся на вопросах библиотечного учета, отметим только, что такая возможность есть.

Создаются электронные библиотеки, электронные коллекции. Они создаются во многих библиотеках, насколько я знаю, и в Пермской областной специальной библиотеке для слепых идет такая работа. В РГБС формируется электронная библиотека учебной, научной литературы, которой пользуются специалисты и студенты, обучающиеся по разным специальностям в московских вузах; ведется оцифровка изданий, выпущенных на аналоговых носителях, например, на грампластинках, на магнитной ленте на рулонах, для которых практически уже нигде не осталось устройств их проигрывающих - больших стационарных магнитофонов (а на рулонах есть, как знают многие специалисты библиотек, уникальные записи, сделанные классными профессиональными чтецами), на компакт-кассетах. Кроме того, в цифровой вид, в соответствии с действующим законодательством, выборочно переводятся книги плоскопечатного и рельефно-точечного шрифта. Здесь преимущественно речь идет о тех изданиях, которые вышли только в рельефно-точечном варианте или сохранились в единичных экземплярах, - и есть задача их сохранить, по крайней мере, на уровне электронного архива, поскольку утрачивается сам по себе носитель. Это своего рода уникальная работа по сохранению редких изданий.

Вносят наши библиотеки вклад и в корпоративные проекты, которые реализуются на уровне регионов: это, например, росписи статей и других документов, и, кроме того, создание сводного электронного каталога России. В частности, в этом проекте задействованы Владимирская и Белгородская специальные библиотеки для слепых - они предоставляют в сводный каталог библиографические записи на изданиях спецформатах.

Некоторые библиотеки - в большей степени это относится к универсальным и публичным - участвуют в социальных сетях (например, ведут блоги), тем самым расширяя зону своего влияния, привлекая новых пользователей. Я считаю, что для нас тут тоже есть своя ниша, поскольку это позволяет не только предоставлять информацию о событиях библиотеки более широко, но и давать представление окружающим о том, что делает специальная библиотека, какой мир она охватывает и каковы ее услуги.

Еще можно упомянуть о том, что библиотеки приобретают электронные ресурсы у сторонних организаций: в частности, это: БД периодических изданий, базы данных полнотекстовые, электронные издания на компакт-дисках или флеш-картах, электронные коллекции. И, наконец, они обеспечивают удаленный доступ к распределенным ресурсам. Что касается базы данных периодических изданий, то ею пользуются не только читатели, непосредственно пришедшие в библиотеку. В соответствии с условиями договора между РГБСМ и компанией East View, целый ряд пользователей - членов клуба "Интеграция" получили право доступа к базе с домашних компьютеров, и их обращения включаются в общую библиотечную статистику. Обеспечивается работа со сводным электронным каталогом изданий в альтернативных форматах и с другими ресурсами, представленными на портале российских специальных библиотек. Кроме того, как вы знаете, на портале довольно насыщенные разделы, посвященные обмену информацией, исследованиям, публикациям по проблемам информационного обслуживания инвалидов и др. - ко всему этому имеют доступ наши пользователи.

Теперь давайте обратимся к тому, что в итоге получает читатель, какие услуги с использованием новых технологий создают ему дополнительные комфортные условия для учебы и работы. Может быть, не все, о чем сейчас пойдет речь, освоено в наших библиотеках. Тем не менее, примеры взяты мной из практики, частично из зарубежных библиотек, и поскольку прогресс наступает на пятки, и очень быстро, то я полагаю, все это в очень скором времени и в наших библиотеках будет присутствовать. Вот новые услуги, возможные для читателей.

Во-первых, технология автоматизированного заказа-выдачи документов позволяет оперативно получать из библиотеки и информацию, и сам документ в доступном формате. Благодаря RFID-меткам и штрихкодированию книг и читательских формуляров процедура становится достаточно быстрой, и очереди как таковые исчезают, что на самом деле тоже читателям нравится и создает более благоприятную, более комфортную обстановку в библиотеке в целом. При этом RFID-ридер позволяет читателю самостоятельно ориентироваться в фонде и подбирать литературу. Мы с вами прекрасно знаем, что в специальных библиотеках нет открытого доступа, потому что незрячему читателю очень трудно ориентироваться в библиотечной классификации, да еще среди больших стеллажей. Возможность самостоятельного выбора литературы ограничена. При наличии RFID-метки и RFID-ридера, который, считывает информацию с корешка книги и озвучивает ее, сообщая, что это за издание, - любой человек получает возможность самостоятельно и независимо, пройдя по фонду, что-то найти и выбрать (по крайней мере, сориентироваться в фонде), и это тоже большой плюс новых технологий.

Обслуживание в удаленном режиме: это возможность получить справку, сделать предварительный заказ на документ через сайт, по электронной почте или по мобильному телефону - любому средству удаленного доступа. Служба виртуальной справки: на ней тоже долго не буду останавливаться, потому что полагаю, что вы с ней знакомы.

Обслуживание в режиме ИРИ - то есть избирательное распространение информации, освоенное библиотеками еще где-то на уровне 1980-х годов; технология отработанная, но она получает дополнительный импульс и преображается, становится более оперативной и удобной с использованием средств электронных.

Электронный читальный зал - здесь пример: электронный читальный зал диссертаций РГБ, виртуальные читальные залы, которые организуются при филиалах Президентской библиотеки; у нас сегодня в программе заявлен доклад, связанный с созданием электронного читального зала на базе Кировской специальной библиотеки.

Электронная доставка документов. Технология этой услуги тоже была отработана за последние 10 лет, но теперь необходимо учесть такой существенный момент как согласование вопросов авторского права, то есть решение вопросов легитимной пересылки документов через Интернет. Тем не менее, возможность такого обслуживания есть. И нужно сказать, что, когда речь идет об электронной доставке документов, не закрытых авторским правом, для читателей создаются максимальные удобства и оперативность получения необходимой информации.

Услуга выполнения заказа на книгу, отсутствующую в фонде конкретной библиотеки с возможностью ее оперативного получения через Интернет. В отечественной практике, как я уже сказала, примером может служить заимствование записей из нашей БД "говорящих" книг с криптозащитой, а в зарубежной практике - из библиотеки "говорящих" книг в программе Daisy. Обычно они размещаются на серверах библиотек, обслуживающих людей с проблемами чтения плоскопечатных текстов, а книги читатель может получить в любой библиотеке, которую ему удобно посещать, двумя способами: с помощью библиотекаря, который при получении заказа делает запрос на сайт специальной библиотеки, получает искомое издание, записывает его на диск и выдает читателю, либо самостоятельно - через установленный в библиотеке Daisy-киоск, если у него есть для этого право доступа.

Следует сказать еще об одной технологии, освоенной нашими библиотеками - о создании рельефных изображений (пособий и рисунков), которые играют большую роль при изготовлении детских книжек или каких-либо учебных материалов. Вы знаете, что уже в целом ряде спецбиблиотек есть комплект оборудования и материалов для выпуска рельефно-графических пособий для слепых (в комплект поставки входят нагреватель "ZY- FUSE" Standard (Англия) для формирования рельефных изображений на специальной рельефообразующей бумаге, лазерный принтер, брошюровщик с набором пружин, рельефообразующая бумага), в частности, здесь, в Пермской областной специальной библиотеке для слепых такое оборудование тоже есть. Эта технология также создает дополнительные возможности для читателей: обогащает поле доступных ресурсов, расширяет возможности познавательной сферы, задействует сохранные анализаторы.

Беспроводная связь: возможность автономной работы любого пользователя на территории библиотеки со своим коммутатором. Вот, в частности, вчера у нас на конференции был пример: присутствующим в зале предложили воспользоваться такой услугой, и некоторые участники, имеющие при себе технические устройства с выходом в Интернет, продемонстрировали это на практике. В РГБС есть две точки доступа по технологии Wi-Fi. Это создает дополнительные удобства для человека, который приходит в библиотеку со своим коммутатором, где хранятся те документы, с которыми ему нужно поработать, и плюс к этому получает еще доступ к мировому информационному пространству. Конечно, это удобно, особенно если учесть, что, например, могут быть заняты рабочие места в читальном зале или в компьютерном классе, и таким образом человек совершенно независимо располагается там, где может чувствовать себя комфортно.

Доступ к удаленным ресурсам с домашних компьютеров. Собственно говоря, об этом я уже упоминала применительно к использованию баз данных периодики и говорящих книг.

Интернет-телефония. Как вы знаете, по технологии Skype у нас проводятся и профессиональные конференции, и консультации для читателей. Например, педагог, работающий в Центре ранней интервенции РГБС, проводит такие консультации для семей, которые не могут в реальном времени посетить библиотеку: либо это семьи, уехавшие из Москвы, либо это те, кто живут далеко и им трудно добираться, либо кто-то из родственников болеет. В первую очередь консультации рассчитаны на родителей, они ведутся с демонстрацией дидактических пособий, с домашними заданиями, с указанием того, чем и как с ребенком заниматься дальше, с ответами на животрепещущие вопросы и т.д., устанавливается обратная связь педагога с семьей. Мы считаем, что это очень удобно и даже планируем в апреле или мае следующего года провести на базе нашего Центра интернет-конференцию, посвященную развитию этого сервиса.

Возможность использования любой тифлотехники и адаптивных устройств, имеющихся в библиотеке, обеспечивающих читателю получение услуг и информации. В ходе конференции уже неоднократно шла речь о том, что очень активно развивается рынок средств, предназначенных для индивидуального использования. Но в силу того, что они достаточно дороги и для многих инвалидов оказываются недоступны, библиотеки, выполняя функции центров коллективного пользования тифлотехническими средствами, приобретают эти устройства, для того чтобы дать возможность людям, по крайней мере, научиться ими пользоваться, понять, насколько это удобно, насколько это им нужно, при необходимости поработать с ними, и в перспективе, может быть, включить в индивидуальные программы реабилитации, уже зная, что конкретно представляет собой то или иное устройство.

Теперь несколько слов скажем о том, какие преимущества появляются, собственно говоря, у библиотеки, у библиотекарей при внедрении IT-технологий. Во-первых, упорядочивается деятельность, в частности, сотрудников, которые работают непосредственно с читателями: это абонемент, читальный зал, другие отделы обслуживания. Сокращается объем ручного труда, снижается его трудоемкость. (Я сейчас говорю это не применительно ко всей существующей библиотечной практике, а применительно к потенциальным возможностям). Появляется возможность реализовать идею безбумажной технологии. Конечно, в настоящий момент мы с вами пока еще не отказываемся от всего, что связано с бумажной технологией, и мы не имеем, что называется, юридических оснований для того, чтобы это сделать. Почему? Потому что для финансовых органов именно бумажный читательский формуляр и книжный формуляр являются документами. И поэтому, переходя к новым информационным технологиям и внедряя автоматизацию во все библиотечные процессы, включая выдачу и возврат книг, вводя электронные читательские билеты, мы, тем не менее, сохраняем бумажные носители для того, чтобы подтвердить наличие читателей и книговыдачу. И, как вы понимаете, еще какое-то время, может быть, и длительное, такая система сохранится. Тем не менее, перспектива есть, и реально процесс выдачи литературы для читателя происходит гораздо быстрее.

Появляется возможность оперативно снять статистику: с помощью компьютера мы можем быстро выяснить количество посещений, количество книговыдач, количество поступлений изданий разных форматов в определенный период времени (за день, неделю, месяц и т.д.). Таким образом мы можем вычислить нагрузку на тот или иной участок работы в конкретный момент (при условии систематического наблюдения), и с помощью управленческих решений перенаправить потоки - либо читательские, либо книжные. Во всяком случае, такое оперативное получение информации позволяет и оперативно на нее среагировать. Кроме того, автоматизированная система позволяет также очень быстро определить местонахождение и статус книги: она находится на полке, на бронеполке, занята, числится за конкретным читателем, выдана на руки, на реставрации и так далее, - все это опять же повышает оперативность работы библиотекаря и скорость получения необходимой информации читателем.

Несмотря на перечисленные преимущества, нельзя не сказать о том, что внедрение новых технологий приносит и проблемы, целый комплекс проблем: и организационных, и методических, и административных, и финансовых, и психологических. Что я здесь имею в виду? Во-первых, библиотеке необходимо постоянно поддерживать тот уровень автоматизации и информатизации, который был ею заявлен. Если она будет отставать от этого процесса на фоне постоянного бурного развития технологий, то рискует вызвать неудовольствие пользователя, особенно пользователя продвинутого, тем, что не удерживает планку. И наоборот, если начнет опережающими шагами вводить какие-то новшества, к которым пользователь еще не готов, тоже рискует потерять его доверие, не говоря уже о том, что новая услуга не будет востребована. Т.о. надо постоянно думать о соответствии, и при появлении нового ресурса или новой услуги - тут же организовывать консультирование, обучение, то есть вести достаточно широкую информационную работу.

Во-вторых, очень быстрое продвижение вперед в плане внедрения технологий создает риск утраты контента. Если вы помните, такое произошло с данными, записанными на первых дискетах: компьютеры, появившиеся десятилетие спустя, не поддерживают устаревшие форматы или просто не имеют устройств для чтения старых дискет (соответствующих дисководов). Этот момент необходимо предусматривать, продумывать способы сохранения накопленной информации.

Для формирования единого информационного пространства нам с вами нужны единые стандарты, единые правила - и оцифровки, и формирования баз данных, и пересылки документов, и перенаправления информации, и создания архивов, принятые всеми библиотеками сети. В этом, думается, залог развития корпоративного сотрудничества и взаимодействия, и в перспективе - безусловная возможность обмениваться теми ресурсами, которые каждая библиотека на своем месте создает.

Одной из ключевых проблем, я бы сказала, являются кадры. Конечно, идеальный вариант - когда удается вырастить работников, готовых к работе в новой информационной среде, у себя в библиотеке, но, к сожалению, это удается далеко не всем. Мы ищем специалистов, владеющих технологиями, что называется, со стороны, из других сфер деятельности. И руководители, конечно, знают, что это достаточно сложно - в силу финансового состояния библиотек, тех возможностей для оплаты профессионального или карьерного роста, который они могут предложить специалистам такого рода. Но, тем не менее, как-то стараются находить выход из положения.

Далее. Организация компьютерных или Интернет-классов, размещение техники, создание рабочих мест (например, для оцифровки и воспроизведения изданий по-брайлю или в звуке) предполагает наличие достаточно хорошего помещения, по крайней мере, обеспечивающего соблюдение санитарных норм в соответствии с требованиями СанПиН (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", 2003 г.), где определены размеры помещения, его проветриваемость, и так далее. Большинство наших библиотек, к сожалению, находятся в условиях достаточно стесненных, и не имеют возможности так, как положено в соответствии с правилами, разместить всю технику и выстроить работу, и это тоже головная боль директора, который изыскивает способы организации пространства с тем, чтобы обеспечить внедрение новых услуг, не нарушая технологических цепочек и сложившейся системы обслуживания.

Почему это важно? Сегодня уже вставал вопрос о том, каковая связь между новыми технологиями и обслуживанием в традиционном режиме. Внедряя новые технологии, мы не имеем никакого права забыть о тех пользователях, которые пока еще к ним не подошли, и более того, имеют право и не пользоваться ими вообще. На самом деле, каждый человек, с учетом его потребностей и возможностей, должен получить качественные и оперативные услуги от библиотеки. И при этом библиотека, осуществляя модернизацию всей деятельности, просто обязана сохранять и традиционное обслуживание, поддерживать своих пользователей, нуждающихся в тех услугах, к которым они привыкли. В этом и смысл тезиса о необходимости разумного сочетания нового и традиционного в работе библиотек.

Ну и несколько слов о прогнозах на будущее. Специалисты в области новых технологий связывают прогнозы с тем, что будут и дальше бурно развиваться Интернет и технологии; что информационный век, безусловно, уже наступил, и общество знаний, скорее всего, не за горами; что информационные потоки будут расти лавинообразно и ориентироваться в них станет очень сложно, если никто не задастся целью их структурировать; что, безусловно, будут изобретены и внедрены какие-то новые устройства или средства хранения информации, о которых сегодня мы с вами даже не подозреваем. При всем этом, что делать библиотеке?

Библиотеке в этих условиях придется искать свое место, возможно, принять на себя какие-то дополнительные функции по структурированию гигантских потоков информации и обеспечению доступа к ним. По большому счету, управление информационными потоками - это функция как раз такой организации, как библиотека. Полагаю, ошибается тот, кто считает, что в информационный век библиотеки будут не нужны, достаточно лишь иметь дома свой компьютер, скачивать из Интернета нужные книжки - и все, ты читатель, и не нужно ходить ни в какую библиотеку. В ответ можно сказать следующее: если нет библиотеки - нет инструмента, обеспечивающего полный и точный поиск информации, ее учет, систематизацию, библиографирование, аналитическую обработку; никто больше не обеспечит навигацию по имеющимся ресурсам с учетом тех требований, которые предъявляют наши читатели, заинтересованные в том, чтобы полученная информация была достоверна, структурирована, доступна. Я имею в виду доступность и информационную, и интеллектуальную, и физическую.

Именно библиотеки останутся теми институтами, которые помогут читателям найти именно то, что им нужно, в огромном информационном пространстве. Наша задача будет состоять еще и в том, чтобы выбрать соответствующие технологии и устройства хранения информации, которые будут удовлетворять библиотечным задачам и потребностям.

Будущее наступает очень быстро, как известно. И поэтому я всем нам желаю удачи в адаптации к этому новому будущему, и надеюсь, что с этим, как и с другими задачами, которые вставали перед нами в предыдущие годы, мы также успешно справимся.

Дополнительная информация



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024