Невизуальное взаимодействие с технологией 3D Touch

Дата публикации:06.01.2016
Twitter Facebook Vkontakte

Одним из главных аппаратных нововведений в устройствах iPhone 6s и iPhone 6s Plus является поддержка экраном распознавания силы нажатия посредством технологии 3D Touch. Похожая технология уже была реализована в умных часах Apple Watch, но там она называлась Force Touch, обладала намного меньшей функциональностью, а главное, поддерживала распознавание только двух степеней нажатия, тогда как 3D Touch распознаёт их три. По большому счёту, в интерфейсе Apple Watch Force Touch не давала существенных преимуществ, чего нельзя сказать о iOS, где 3D Touch реально способна повысить производительность невизуальной работы.

Общая суть использования 3D Touch заключается в том, что нажатие на сенсорный экран с разной силой вызывает разные функции текущего элемента управления. Например, обычное касание на письме электронной почты выполняет его открытие, а усиленное — раскрывает предпросмотр с меню базовых пользовательских действий. Попытки сделать различные события для разной силы нажатия предпринимались и раньше, но тогда это реализовывалось средствами обычного сенсорного дисплея, а система определяла силу нажатия по площади касания: чем сильнее нажатие, тем сильнее расплющивается подушечка пальца и тем больше площадь касания. Однако широкого распространения эта реализация не получила, ну а пользователей программ экранного доступа она вообще никак не затронула из-за «прослойки» режима ощупывания. С выходом же iPhone 6s и iPhone 6s Plus, где 3D Touch позиционируется как одна из главных функций этого устройства, поддержка технологии распознавания силы нажатия наконец-то дошла и до пользователей программы экранного доступа VoiceOver.

3D Touch включена в iOS 9 по умолчанию, а пользователь имеет возможность менять чувствительность к нажатию или вообще полностью отключить эту функцию. Настройка чувствительности 3D Touch, как это не странно для одной из главных функций, располагается в настройках Универсального доступа — «Настройки\Основные\Универсальный доступ». Здесь можно выбрать три варианта нажатия: «Слабое», «Среднее» или «Сильное». Соответственно «Слабое» требует наименьших усилий для срабатывания 3D Touch, а «Сильное» — наибольших.

С точки зрения невизуального взаимодействия, VoiceOver практически не добавляет никакой особенной специфики. Если для традиционного взаимодействия пользователи были вынуждены выполнять двойное быстрое касание, то для работы с 3D Touch никаких «лишних» телодвижений выполнять не требуется. Достаточно сфокусировать элемент ощупыванием, а потом надавить на экран с повышенным усилием, то есть даже не поднимая пальца. Если же элемент фокусируется перебором, то следует всё же выполнять двойное касание, где второе касание делать усиленным. При этом, VoiceOver обеспечит звуковую и вибрационную индикацию того действия, которое сработало. То есть вопросов относительно того, какое именно усилие нажатие было распознано (обычное, среднее или сильное) не возникнет, так как VoiceOver об этом сразу даёт понять. После непродолжительной практики пользователь привыкает и вырабатывает мышечную память в отношении того, с какой точно силой надо нажимать для того или иного действия.

То есть фактически взаимодействие с функциями 3D Touch с VoiceOver и без VoiceOver принципиально не отличается, поэтому тут не происходит той задержки взаимодействия, которая является неотъемлемым атрибутом невизуальной работы с сенсорными интерфейсами.

Раньше некое подобие решения проблемы такой задержки предлагалось в программе TalkBack на Android в рамках экспериментальной функции «Выбор одним нажатием». Но эта функция лишь обеспечивала активацию одним, а не двумя нажатиями, тогда как 3D Touch позволяет «продавить» элемент в фокусе без лишнего касания, что получается быстрее.

Таким образом, технология распознавания силы нажатия может стать достаточно существенным фактором повышения удобства невизуальной работы с сенсорными интерфейсами в обозримом будущем. Однако для этого необходимо, чтобы разработчики операционных систем и средств доступности в должной мере реализовали поддержку этой функциональности.

В частности, на текущий момент такая технология доступна лишь на iPhone 6s и iPhone 6s Plus, а также на нескольких Android-смартфонах. Но её интеграция со вспомогательными технологиями реализована только в рамках iOS, да и то далеко не во всех частях системы. Например, ввод со стандартной клавиатуры iOS не даёт возможности «продавливать» кнопки для более быстрого набора текста.

Пожалуй, пока сенсорные дисплеи с обратной тактильной связью продолжают существовать лишь в виде прототипов, именно распознавание силы нажатия может стать той технологией, которая поможет ещё какой-то части незрячих пользователей примириться с сенсорными интерфейсами.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2017