Рабочая группа Консорциума Всемирной паутины в области руководств по обеспечению доступности (AG WG) опубликовала первый общедоступный рабочий проект Руководства W3C по обеспечению доступности (WCAG) 3.0. WCAG и вспомогательные материалы объясняют, как сделать веб-контент, приложения и инструменты более доступными для людей с ограниченными возможностями. WCAG 3 до определённой степени является преемником WCAG 2, но имеет ряд существенных отличий. Пока это первый из многих черновиков, и ожидается, что этот документ не станет рекомендацией W3C ещё несколько лет.
Прежде всего, у новой версии WCAG изменено название: с "Web Content Accessibility Guidelines" (Руководство по обеспечению доступности веб-контента) на "W3C Accessibility Guidelines" (Руководство W3C по обеспечению доступности). По-прежнему в сокращённой форме используется хорошо известная аббревиатура "WCAG", но иное её значение демонстрирует намерение применять WCAG 3 в более широком контексте, чем просто веб-контент.
Существенный пересмотр содержательной части WCAG 3 преследует следующие цели, которые изложены в требованиях для WCAG 3, опубликованных одновременно с основным документом:
- обеспечить гибкую структуру для удовлетворения большего количества потребностей людей с ограниченными возможностями;
- быть полезным для более широкой аудитории;
- давать рекомендации, которые легче понять, особенно для начинающих;
- использовать гибкую систему баллов для удовлетворения потребностей более разнообразных организаций;
- использовать новую модель соответствия, чтобы обеспечить более детальное понимание доступности продукта или сайта;
- использовать скоринговую модель, которая побуждает веб-сайты работать всё лучше и лучше (вместо остановки на предыдущем уровне AA);
- лучше отражать жизненный опыт людей с ограниченными возможностями, приоритеты которых не всегда отражены в WCAG 2;
- допускать ошибки и надзор со стороны авторов контента при условии, что их влияние на целевых пользователей ограничено.
Для достижения этих целей предлагаемая организация руководства в этом проекте отличается от организации WCAG 2. Далее по тексту даётся обзор структуры документа на русском языке с ключевыми терминами в кавычках, а в скобках для соотнесения их с оригинальным содержанием будут приведены соответствующие англоязычные термины.
"Руководящие принципы" (guidelines) относятся к высшему уровню и в основном организуют руководство по концептуальным категориям. У руководящих принципов есть "результаты" (outcomes), которые представляют собой конкретные преимущества для пользователя. Результаты - это уровень, на котором соответствие измеряется и сообщается. В этом смысле они соответствуют критериям успеха (success criteria) из WCAG 2, но более ориентированы на пользователя и детализированы. В результатах могут быть определены "критические ошибки" (critical errors), из-за которых контент не соответствует требованиям, даже если соблюдаются другие руководящие принципы.
Руководящие принципы и результаты подкреплены "практическими рекомендациями" (how-tos), внешними по отношению к самой спецификации, которые предоставляют справочную информацию о потребностях пользователей, способах обеспечения удовлетворения этих потребностей на различных этапах процесса разработки веб-сайта, примерах и ссылках на исследования и ресурсы. Они соответствуют "пониманию" (understanding) для WCAG 2, но больше ориентированы на действия.
Результаты также подкрепляются "методами" (methods), которые описывают конкретные подходы для удовлетворения требований результатов. Методы соответствуют "техникам" (techniques) в WCAG 2, но охватывают более широкий набор ситуаций и технологий.
Руководящие принципы оценки соответствия и отчётности в этом проекте WCAG 3 значительно отличаются от WCAG 2. На разработку модели соответствия ушло много времени, и версия в этом первом черновике является просто отправной точкой для обратной связи. Рабочей группе требуется обратная связь от экспертного сообщества, чтобы продолжить разработку подхода к оценке для наилучшего соответствия требованиям. Некоторые особенности текущего чернового варианта модели соответствия таковы:
- Соответствие применяется к сайту или продукту, а не к странице или набору страниц. Соответствие может быть заявлено для подмножества или определённого действия на сайте.
- WCAG 3 пытается предоставить более гибкую модель соответствия, которая не требует прохождения тестов абсолютно всем контентом, чтобы сделать действительное заявление о соответствии (при отсутствии критических ошибок). Контент, который наиболее нужен пользователю, имеет приоритет.
- Оценка и соответствие сосредоточены на "процессе" (process), представляющем собой задачу, которую пользователь хотел бы выполнить. Процесс может быть одностраничным или многостраничным на веб-сайте или иметь несколько представлений в приложении.
- Результаты определяют пороги тестов для "рейтингов" (ratings). Это позволяет по-разному оценивать разные руководящие принципы, чтобы более точно отразить влияние на доступность. Например, для проверки качества альтернативных текстов может использоваться шкала оценок вместо результата теста "пройден/провален". Тест на принципиальное наличие текстовых альтернатив может продолжать использовать существующие бинарные проверки "пройден/провален".
- Сайт, продукт или область тестирования должны соответствовать минимальному баллу в каждой "функциональной категории" (functional category), что в целом соответствует различным группам пользователей. Это предназначено для обеспечения того, чтобы соответствующий сайт полностью отвечал потребностям каждой группы.
Как и в WCAG 2, WCAG 3 определяет три уровня соответствия, но с другими названиями: "бронзовый", "серебряный" и "золотой" (bronze, silver и gold). Текущий проект в основном предоставляет информацию о требованиях для достижения минимального бронзового уровня с использованием достаточно объективных и идеально автоматизируемых тестов. Более высокие уровни серебра и золота потребуют дополнительных типов тестирования, таких как целостное (usability) тестирование, тестирование с помощью вспомогательных технологий и наличие процессов для обеспечения доступности продукта, сайта или приложения.
В первом общедоступном рабочем проекте содержится 5 руководящих принципов, цель которых - продемонстрировать и изучить новую структуру, предложенную для WCAG 3. Каждый руководящий принцип относится к функциональным категориям и содержит результаты, методы, критерии оценки, а некоторые также описывают критические ошибки. В этом проекте каждый руководящий принцип имеет определённую цель:
- "Текстовые альтернативы" (Text alternatives) - это простой перенос руководящего принципа из WCAG 2, чтобы показать, как руководство WCAG 2 может вписаться в WCAG 3.
- "Чёткие слова" (Clear words) демонстрируют руководящий принцип, который считался недостаточно проверяемым в WCAG 2, но может быть проверен в WCAG 3 с использованием шкалы оценок.
- "Субтитры" (Captions) были включены, чтобы продемонстрировать руководящий принцип по новым технологиям, в данном случае виртуальной и дополненной реальности, хотя в этой версии, в первую очередь, демонстрируется, как оценка зависит от контекста.
- "Структурированный контент" (Structured content) сочетает в себе руководящие принципы по множеству критериев успеха WCAG 2.
- "Визуальный контраст текста" (Visual contrast of text) обновляет руководящий принцип по цветовому контрасту из WCAG 2 с новым алгоритмом и поддержкой для различных ситуаций.
Для этой первой публикации проекта рабочая группа Консорциума Всемирной паутины в области руководств по обеспечению доступности в первую очередь ожидает отзывы о предлагаемой структуре WCAG 3, представленной в этих руководящих принципах, а не конкретно о их содержании, хотя отзывы по этому поводу также приветствуются. Авторам стандарта требуется мнение экспертного сообщества о полезности и достижимости руководящих принципов, а также мысли о будущих направлениях и принятии. Существует определённый регламент участия в обсуждении и список вопросов, мнение по которым на текущем этапе представляет наибольший интерес. Подробнее обо всём этом можно прочитать в блоге W3C.
Социальные сети