Курс звуковых занятий для начинающих незрячих пользователей пк как альтернатива учебным пособиям другого формата

(Материалы научно-практической конференции "IT-технологии как средство реабилитации незрячих людей: Состояние, проблемы и перспективы", Государственное бюджетное учреждение культуры "Пермская краевая специальная библиотека для слепых", Пермь, 2011)
Дата публикации:01.07.2012
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

В современном мире компьютер очень прочно вошел в нашу жизнь. А для незрячего пользователя компьютер стал средством реабилитации. Это признает всё незрячее интернет-сообщество. Работают компьютерные классы во многих городах, проводится обучение на компьютерных курсах в Институте Реакомп и КСРК.

Но как быть незрячим, которые живут в поселках, где нет компьютерного класса и даже опытного пользователя компьютера, который мог бы что-то подсказать, например, в работе с программой экранного доступа? Как быть человеку, который не может поехать на курсы? Как, в таком случае, незрячему самому научиться работать на компьютере, научиться печатать и правильно оформлять документ, пользоваться электронной почтой, работать в сети интернет?

Многочисленные отзывы именно от таких пользователей показали, что с помощью аудиоучебника многие узнали о самом результативном способе изучения компьютера, без посещения дорогих компьютерных курсов, без толстых учебников, без "метода тыка". Слушая наш курс звуковых занятий, незрячие научились решать многие проблемы по освоению компьютера, не прибегая к помощи других людей.

Глобальных проблем при работе на компьютере, которые под силу только продвинутым пользователям, не так уж и много. В большинстве случаев начинающий пользователь может со многим справиться и сам.

Благодаря технологиям программ экранного доступа и живого учебника, можно освоить компьютер быстрее, чем изучая толстые печатные учебники или посещая дорогие компьютерные курсы. Можно самим научиться решать многие вопросы. Но чтобы этому научиться, нужно правильно построить учебный процесс.

Наш звуковой учебник не был первым, до него многие успешно пользовались учебником Владимира Соколова. Но также многие не знали о нем. Может быть, потому, что он не был выложен для общего доступа в Интернете. И, хотя в 2007-2008 гг. Интернет не был еще так доступен для многих пользователей, как сейчас, наш звуковой учебник быстро стал известен по всей России и ближнему зарубежью, после того как начал публиковаться в Интернете. Многие просто получали записанные диски от друзей и знакомых, много приходило писем и на наши адреса с просьбой выслать Курс занятий на дисках.

Предоставленный нами курс занятий основан на личном опыте работы преподавателей в компьютерном классе и проведении компьютерных курсов. Сама идея создания звукового учебника возникла по сетованиям учеников, что придя домой, многое не могут сделать самостоятельно, когда рядом нет преподавателя, и хорошо бы иметь что-то вроде шпаргалок. Записав первые восемь занятий и обратившись за советами к нашему незрячему интернет-сообществу, мы неожиданно для себя узнали, насколько многочисленно востребовано такое учебное пособие. Было много писем с пожеланиями, просьбами, советами, исправлениями.

В нашем Курсе звуковых занятий мы изменили последовательность подачи материала. Лично у меня вызывала удивление критика того, что мы начали занятия с изучения клавиатуры, а не с интерфейса, как во всех учебных пособиях. Но зачем незрячему рассказывать про интерфейс, если об этом можно успешно узнать в процессе работы на компьютере. А незрячий работает, управляет компьютером с помощью клавиатуры, что, кстати, делают и опытные программисты.

Была критика и за использование метода транслитерации при изучении английской раскладки. Этот метод, т. е. набор русского текста английскими буквами, успешно позволяет освоить английскую раскладку. Хотя каждая группа боится, что не английский учили, что вообще не учили, но в итоге осваиваем английскую раскладку быстрее, чем русскую (за 4 часа).

Почему звуковой? Давайте посмотрим, какие есть способы изучения компьютера:

  • Компьютерные курсы.
    Выбрав этот вид обучения, Вы можете чему-то научиться, но у этого способа есть много недостатков, независимо от того, для зрячих эти курсы или для незрячих.
    1. Занятия проходят по неудобному для Вас графику.
    2. Преподаватель не может уделить всем внимание.
    3. Как показывает статистика, эти курсы обычно не приносят успешных результатов, и человек после такого обучения остается практически не готовым к самостоятельной работе на компьютере. И всё дело в том, что со временем он забывает многое, о чем узнал, а спросить не у кого.
    Нашим ученикам из Пермского края, которые проходят десятидневные курсы, мы выдаем наш Звуковой курс для закрепления знаний в спокойной домашней обстановке, когда не мешает соседний говорящий компьютер, когда занятия уже знакомы, когда остается только вспомнить и поупражняться. И в итоге очень радует, когда получаешь первое письмо по "электронке" от своего ученика или видишь, что он подписался на дискуссионный лист.
  • Бумажные самоучители.
    Этот способ обучения еще сложней, чем первый, так как книга не может передать всей картины, и очень часто на описание одного действия уходит полстраницы. Вот поэтому многие, кто пытался освоить компьютер по книгам, не достигли желаемого результата. Но и здесь, по многочисленным просьбам брайлистов, Пермская специальная библиотека издала наш Курс звуковых занятий по Брайлю. Это издание окажет большую помощь тем, кто плохо воспринимает материал на слух. Несколько занятий в этом издании было обновлено.
  • Видеоуроки на DVD очень успешны для зрячих людей, а для незрячих и слабовидящих не подходят. Наиболее успешно их могут заменить звуковые уроки. Выбрав этот способ, незрячий пользователь может обучаться у себя дома в удобное для себя время. Может прослушивать любой урок сколько угодно раз. В любой момент может перемотать урок назад и прослушать повторно то, что не понял, или выполнить предложенные задания. Человек прослушивает и повторяет каждое движение за учителем прямо у себя на компьютере, и может сразу же применить полученные знания на практике.

В учебном процессе ни по одному предмету преподавателю не приходится менять учебный план каждые два года, кроме преподавателя информатики. Компьютерные технологии развиваются стремительно, обновляются программы. Многие пользователи сетуют на то, что им не дали материал по пользованию той или иной программой. Но, во-первых, если учитывать все просьбы и пожелания, учебник можно сделать бесконечным, во-вторых, именно в связи со стремительным обновлением программ теряет смысл включать в Курс описание, как пользоваться той или иной прикладной программой. Это решаемо для тех, кто освоил базовый курс занятий. После знакомства с Интернет и электронной почтой, после подписки на дискуссионные листы незрячее интернет-сообщество узнаёт о новых версиях программ, узнаёт, как решить возникшую с компьютером проблему, как сделать ту или иную настройку. Сейчас многие опытные пользователи выкладывают подкасты, познавательные и поучительные, спасибо им большое.

А для меня как преподавателя информатики, работающего с незрячими детьми, самой насущной проблемой, особенно в младших классах, является нехватка озвученных обучающих и развивающих игр. Нет математических и логических игр для начальной школы, которые бы озвучивала программа экранного доступа. А обучающая игра и игра вообще для ребенка - это большой стимул для развития и получения знаний.

Хочу сказать большое спасибо Владимиру Давыденкову за дискуссионный лист "Тифлокомп" и за портал "Компьютерные технологии". Неоценимая помощь для незрячих, желающих быть в курсе новейших технологий.

Спасибо Клубу незрячих пользователей компьютера "Интеграция" за дискуссионный лист и сайт, где тоже можно найти много полезного для работы с некоторыми программами.

Спасибо радио РАНСиС, где, кроме многих интересных передач, звучит короткая, но очень информационная передача Евгения Корнева "Инфотрон". Кратко, интересно, познавательно.

Спасибо тифлопедагогу, реабилитологу Алексею Любимову за его сайт с выложенными материалами, полезными и для преподавателей, и для родителей незрячего ребенка.

Спасибо всем незрячим энтузиастам, которые стремятся помочь и поделиться своими наработками, своими знаниями, своими подборками программ, книг, выкладывая их на своих сайтах.

Дополнительная информация



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024