Опыт обучения слепых и слабовидящих GPS-навигации в центре реабилитации "Пышма"

(Материалы научно-практической конференции "IT-технологии как средство реабилитации незрячих людей: Состояние, проблемы и перспективы", Государственное бюджетное учреждение культуры "Пермская краевая специальная библиотека для слепых", Пермь, 2011)
Дата публикации:11.06.2012
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

За последние годы город Пермь, Пермская краевая библиотека для слепых стала своеобразной Меккой, центром притяжения специалистов, работающих в области информатизации нашего общества. Хотел сначала сказать фразу "общества слепых", но потом духу не хватило выдавить из себя такую несуразицу: не может быть "слепым" то общество, члены которого зачастую находятся на переднем рубеже информационного поля. А в этом, в первую очередь, большая заслуга его членов - пермяков, фамилии которых хорошо известны и постоянно на слуху у российских пользователей: Алексей Викторов, Людмила Денисова, Сергей Пыстогов.

В эти дни в нашем реабилитационном центре "Пышма" проходят курсы повышения квалификации учителя. Мы - реабилитологи и специалисты по работе с инвалидами - будем делиться своими наработками, призванными вернуть незрячих людей в социум. Эти знания, надеюсь, помогут педагогам, посетившим наши курсы, вернее найти подход к незрячему ребёнку. А это, согласитесь со мной, многого стоит.

Познакомившись с тематикой предстоящей конференции, я был в растерянности. Информационные технологии, которым она посвящена, так прочно и многообразно уже проникли в обыденную жизнь незрячих, что трудно выбрать какое-то лидирующее направление. Поэтому поделюсь с вами теми проблемами и той работой, которой живёт сейчас реабилитационный центр "Пышма", что располагается в Тюменской области, а вам уже решать - насколько данная тематика актуальна для нас сегодня.

Кажется совсем недавно, прошло всего около 5 лет, как появились на информационном поле первые версии скринридеров для мобильных телефонов. За эту пятилетку произошёл резкий скачок в усовершенствовании как самих телефонов, так и программ экранного доступа к ним. Держа современный смартфон в ладони, я рассказываю своим курсовикам о том, что всего лишь 10 - 12 лет назад о такой скорости процессора и о таком объёме как оперативной памяти, так и жёсткого диска не мог "мечтать" и стационарный компьютер. Процесс развития компьютерных технологий постоянно стремиться к минимизации в размерах и к максимизации в возможностях. Сначала это был стационарный персональный компьютер, затем ноутбук, нетбук, а сейчас - персональный компьютер в кармане, смартфон или коммуникатор. Но долгое время на мобильный телефон, как ранее и на компьютер для слепых, смотрели как на дорогую игрушку, а не как на необходимое, я бы даже сказал, первое техническое средство, которое нужно для слепых. Благодаря программам экранного доступа для такого телефона незрячий становится более коммуникабельным: перед ним открываются дополнительные возможности таких приложений, как калькулятор, записная книжка, радио, диктофон, аудиопроигрыватели, а также интернет-приложения. Но считаю главным приложением из них то, которое перевернуло взгляд окружающих на необходимость мобильного телефона для слепых, а именно навигационное приложение Loadstone. И в этом неоценимая заслуга первопроходцев и распространителей данной программы среди незрячих в России - Александра Владимировича Пивень и Светланы Владимировны Цветковой.

Благодаря полученным знаниям на курсах по GPS-навигации в КСРК ВОС, нам на месте удалось заинтересовать в осуществлении проекта мобильной навигации администрацию области. В результате воплощения данного проекта на сегодняшнее число в ЦВР "Пышма" прошли 42-часовой курс обучения основам мобильной навигации уже 149 человек. При этом каждый из реабилитантов по окончанию курсов получил бесплатно социальный пакет, состоящий из мобильного телефона марки Nokia C5, оснащённого лицензионной программой экранного доступа Mobile Speak, навигационной программы Loadstone и внешнего GPS-модуля.

Для осуществления такого грандиозного проекта было обучено и подготовлено для преподавания незрячим 6 реабилитологов; закуплены мобильные колонки, рации и нетбуки с лицензионным обеспечением для работы слепых пользователей. Но самым главным стоял вопрос о том, как и чему учить наших курсантов. На тот момент не существовало учебной программы обучения незрячих и слабовидящих не только основам навигации, но и правилам работы с самим мобильным телефоном. При этом, если говорить о юге Тюменской области, то число незрячих, имеющих смартфон и активно применяющих его функциональные возможности на практике, не превышало 3-5 человек. Стояла задача по разработке учебной программы, которая бы охватила все ступени обучения слепых и слабовидящих приёмам работы со смартфоном и его приложениями. И уже на основе этих знаний следовало познакомить учащихся с возможностями пешей навигации. Результатом проведённой работы стало методическое пособие, рассчитанное на 3 ступени по 21 часу каждая.

Первая ступень вводит учащегося в эру мобильной техники: знакомит его с историей развития таких телефонов, их конфигураций и обилием приложений. Курсанты знакомятся с терминологией, названием дисплейных клавиш, учатся работать с клавиатурой, осваивают премудрости передвижения по меню. В этот же раздел включена тема по настройке программы экранного доступа и работа с её "горячими" клавишами. Основным скринридером была выбрана программа Mobile speak. Практика нескольких курсов показала, что для удобной работы необходимо установить несколько предварительных настроек данного приложения. Среди них - увеличение времени задержки речи, для того чтобы процессор успевал обрабатывать полученную со спутников информацию при работе с навигационным приложением. Также было решено отключить "горячую" комбинацию клавиш быстрого переключения профилей из-за того, что учащиеся часто промахивались и неожиданно для себя переключали профиль. Среди других настроек необходимо было ввести в словарь синтезатора "Alyona acapella" озвучку твёрдого и мягкого знаков.

Перед выдачей смартфона курсантам некоторые настройки проводились и в интерфейсе самого телефона. Во-первых, изменялся вид представления команд в меню - они выстраивались в виде списка. Изменялась тема рабочего стола на "Стандартный" и убиралось назначение "горячих" клавиш на стрелки джойстика. Всё это имело одну цель - облегчить работу незрячего с мобильным телефоном, тем самым обеспечить успешный психологический настрой на дальнейшее освоение новых программ.

Постепенно, переходя от калькулятора к записной книжке, учащиеся в абсолютном большинстве легко осваивали текстовой режим печати на обыкновенной цифровой клавиатуре. При этом мы пришли к выводу, что желательно отключать T9-словарь, а в Mobile speak отключать режимы, отвечающие за постоянное озвучивание статусной строки телефона. Таким образом, по окончанию первой недели обучения учащиеся уже уверенно держали телефон в одной руке и одним большим пальцем управляли им как в цифровом, так и в текстовом режимах. Это позволило преподавателям перейти ко второй ступени - GPS-навигации.

Мой личный опыт, который в последствии только подтвердился при работе с курсантами, показал, что бесполезно грузить телефон множеством точек-ориентиров, являющихся основой картографической базы программы "Loadstone" и изучаемых курсантами в режиме исследования, сидя на диване. Каждый реабилитант должен начать работу в поле с чистого листа. Поэтому вторую неделю обучения мы по максимуму находимся под открытым небом. Учимся ставить свои точки, находить их, изменять названия, перебивать координаты, привязываться к ним, удалять. Интересно проходит "поиск клада", координаты которого передаёт по bluetooth-каналу преподаватель на телефоны учащихся. Только после того, как курсанты научатся ориентироваться на ограниченном участке Центра реабилитации по своим точкам, поверят в свои силы, мы загружаем картографическую базу всей области и начинаем её изучать в режиме исследования. Заключительным этапом второй ступени является самостоятельное прокладывание маршрута по близлежащему населённому пункту и передвижение по нему.

Для удобной работы учащихся в приложении Loadstone также необходимо предварительно изменить некоторые настройки, которые стоят по умолчанию. Так мы, например, убираем все "горячие" клавиши, отвечающие за ориентацию по сотам. Разделяем информацию о скорости и направлении движения на две клавиши - я 1 и 3. Кроме того, изменяются некоторые параметры и в диалоговом окне настроек Loadstone. Я не буду описывать сейчас все изменения, но с необходимостью изменения одного из параметров, думаю, столкнулись все, кто работает с навигацией в ночь, когда весь мир перешёл на зимнее время, а мы вновь оказались позади планеты всей. Так вот, чтобы остаться в своём часовом поясе, но не отставать при этом на час, необходимо снять в настройках GPS автоматическое определение часового пояса, а в диалоге ручной настройки установить часовой пояс на единицу больше. Так, например, для Перми часовой пояс будет равен +6.

На этом занятия заканчиваются. Реабилитанты уезжают домой, чтобы поставить точки вокруг своего дома и проверить, есть ли спутники над их городами и сёлами.

Следующая, 3-я ступень обучения, посвящённая работе с картами в интернете, их поиску и конвертированию, ожидает учащихся уже в следующем году. По итогам пройденных курсов примерно половина учащихся успешно усвоила приёмы работы с телефоном и научилась самостоятельно передвигаться по навигационному приложению. Их мы, в первую очередь, будем ждать в Центре реабилитации для прохождения третьей ступени обучения. Вторая половина также поделилась поровну. То есть одна четверть от общего количества учащихся из-за возраста или отсутствия опыта самостоятельного передвижения требует повторного углублённого прохождения курса по GPS-навигации. А вторая четверть нуждается в углублённом повторении правил работы с самим телефоном и его приложениями. Мы надеемся, что наш проект под звонким названием "Звёздная тропинка" продолжится и в следующем году. И с удовольствием приняли бы тех, кто по каким-то причинам не смог приехать в "Пышму" в текущем году с юга Тюменской области и, конечно же, надеемся на заезд на эти курсы реабилитантов из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов.

Сейчас уже никого не удивишь видом слепого человека на улице с "говорящим" телефоном в руках. Прохожие уже узнают - "джипиэсник" идёт! Мы уже всё меньше и меньше стесняемся нашей слепоты. Многие, благодаря программе GPS-навигации, впервые выехали из дома и "познакомились" с белой тростью. Мы всё чаще начинаем выходить на улицу, чтобы "посмотреть" на спутники, а иногда, чтобы пройтись по маршруту. Никогда не думал, что лучшим сопровождающим будет небо и маленький телефончик в руке. Данная технология произвела в отдельно взятом регионе настоящую революцию в среде незрячих и слабовидящих, поэтому ещё раз хотел бы поблагодарить разработчиков и лиц, участвующих в локализации этой программы, и ждём от вас новых разработок.

Дополнительная информация



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024