Диспетчер фреймов

Дата публикации:2006
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Введение

Фреймы являются одним из способов приручить Jaws for Windows и заставить его определённым образом реагировать на события, происходящие на экране.фрейм - это невидимая для человека, но известная программе Jaws прямоугольная область на экране компьютера. Эта область задается левым верхним и правым нижним углами. Координаты этих двух углов полностью определяют границы фрейма, поскольку все стороны фрейма являются либо вертикальными, либо горизонтальными.

Создав фрейм, то есть определив координаты его левого верхнего и правого нижнего углов, пользователь может указать программе Jaws, как следует реагировать на события в этой области экрана. Вот список некоторых действий, которые Jaws может выполнять для фреймов:

  • по комбинации клавиш озвучить или вывести на брайлевский дисплей текст, содержащийся внутри фрейма;
  • озвучить или вывести на брайлевский дисплей определенный текст или текст из фрейма, если при помощи клавиши Tab пользователь поместил системный курсор во внутреннюю область фрейма;
  • озвучить или вывести на брайлевский дисплей вновь появившися текст из фрейма;
  • не озвучивать и не выводить на брайлевский дисплей текст из фрейма (это бывает необходимо, если изменения текста внутри фрейма мешают восприятию остальной или более важной информации).

Пользователь может просмотреть список фреймов, существующих на экране в данный момент, нажав комбинацию Insert + F9. В появившемся списке, используя клавиши со стрелками, можно выбрать один из фреймов и нажать Enter, чтобы переместить Jaws-курсор во внутреннюю область этого фрейма.

Комбинация клавиш Control + Insert + A позволяет просмотреть текст из всех активных фреймов в специальном виртуальном окне просмотра (Virtual Viewer). Это окно появляется поверх других окон и может быть закрыто нажатием клавиши Escape. Для чтения текста в виртуальном окне просмотра можно использовать те же комбинации клавиш, что и для чтения текста в обычном окне. Текст в виртуальном окне просмотра может быть выделен и скопирован в Буфер обмена Windows.

Кроме того, в виртуальном окне просмотра можно осуществлять поиск нужного слова или имени фрейма (комбинация клавиш Insert + Control + F). Имена фреймов в этом окне являются ссылками на сами фреймы. Если нажать клавишу Enter на такой ссылке, то Jaws-курсор переместится в выбранный фрейм.

Таким образом, пользователь, работая с окном виртуального просмотра, может получить доступ к содержимому всех активных фреймов, не уходя из текущего приложения.

Для создания, изменения и удаления фреймов предназначен Диспетчер фреймов (Frame Viewer). В версии4.51 (и выше) программы Jaws реализован новый, более удобный интерфейс Диспетчера фреймов. Теперь, когда активен Диспетчер фреймов, то фреймы становятся видимы на экране, что облегчает работу с ними. В этом случае активные фреймы представлены в виде диалоговых окон, внутри которых отображается текст, содержащийся во фрейме. Границы такого диалога точно совпадают с границами фрейма.

Кроме Диспетчера фреймов, в Jaws имеется еще одна возможность создания и использования фреймов. Речь идет о создании подсказок (Prompt Create) для различных элементов управления, которые не озвучиваются или озвучиваемые сообщения недостаточно информативны. Работе с Prompt Create будет посвящен отдельный раздел.

На что нужно обратить внимание

Для любого фрейма важными являются следующие параметры:

  • Положение и размеры (Position): Местоположение и размер фрейма определяют, какая область экрана будет анализироваться программой Jaws. Пользователь должен сначала определить, какую информацию он хотел бы получить, в какой области экрана находится нужная информация, а затем, основываясь на этих знаниях, в соответствующей позиции создать фрейм необходимого размера. После создания фрейма его размеры и позиция могут быть изменены при помощи Диспетчера фреймов.
  • Правила активации (Validation Rules): При создании фрейма пользователь может указать набор правил, при которых данный фрейм будет активным. Например, можно указать, чтобы Jaws проверял в заголовке окна, в котором предполагается разместить фрейм, наличие определенных слов. Тогда, если в заголовке окна этих слов не будет, то фрейм не будет активирован и не будет выполнять никаких действий. Дело в том, что в одной и той же области экрана могут появляться различные окна (например, различные диалоги одного и того же приложения) и, если фрейм будет всегда активен, то он может озвучивать совершеннно случайную информацию, которая только запутает пользователя.
  • События и действия (Events and Actions): Фреймы могут реагировать (то есть выполнять определенные действия), когда происходят следующие события: пользователь нажал определенную комбинацию клавиш, связанную с этим фреймом; во фрейме появился новый текст; пользователь перешел при помощи клавиши Tab во внутреннюю область фрейма; произошло какое-либо событие в другом фрейме. На каждое из этих событий пользователь может назначить определенное действие.

Для того чтобы фрейм работал без ошибок, пользователь при создании фрейма должен хорошо понимать, как Jaws использует файлы фреймов. Как и другие диспетчеры Jaws, Диспетчер фреймов использует две группы файлов: файлы фреймов по умолчанию и файлы фреймов для конкретного приложения.

Файлы фреймов по умолчанию автоматически загружаются в память при первом запуске Jaws и остаются активными все время (разумеется, в соответствии со своими правилами активации). Любые фреймы, которые нужны пользователю во всех приложениях все время (независимо от активного приложения) должны сохраняться в файле фреймов по умолчанию.

Фреймы, созданные работы в конкретных приложениях и не имеющие смысла в других программах, должны сохраняться в файлах фреймов для конкретного приложения. Эти фреймы становятся активными при загрузке приложения и теряют свою активность, когда данное приложение прекращает работу.

Создание фрейма

Приводимая здесь последовательность действий является обобщенным алгоритмом создания фрейма.

  1. Подвести Jaws-курсор в точку на экране, которая должна стать левым верхнем углом будущего фрейма.
  2. Нажать комбинацию клавиш Control + Shift + открывающая квадратная скобка ([). Jaws сообщит: Top left corner (Левый верхний угол). Сообщения программы Jaws могут отличаться от указанных, так как зависят от настроек уровня многословия.
  3. Подвести Jaws-курсор в точку на экране, в которой должен быть правый нижний угол будущего фрейма.
  4. Нажать комбинацию клавиш Control + Shift + закрывающая квадратная скобка (]). Jaws сообщит: Bottom right corner (Правый нижний угол).
  5. В появившемся диалоге Create Frame or Prompt (Создать фрейм или подсказку) нужно выбрать Frame Create (Создать фрейм) и нажать кнопку OK.
  6. Затем появится диалог Create New Frame (Создание нового фрейма). Работа с этим диалогом напоминает работу с мастерами (wizard) Windows, с которыми чаще всего приходится сталкиваться при установке программ или настройке, например, подключения к интернет. Такие мастера представляют собой последовательность страниц,в которых для перехода на следующую надо нажать кнопку Next (Далее), а чтобы вернуться к предыдущей, нужно нажать кнопку Back (Назад).
  7. На первой странице диалога в поле редактирования нужно ввести имя создаваемого фрейма. По умолчанию пользователю предлагается имя "Frame1". Имя фрейма должно состоять из символов латинского алфавита и цифр и не может содержать символы пробела и знаков пунктуации. Рекомендуется каждое слово, из которого состоит имя фрейма, начинать с прописной (заглавной) буквы, например: InformationFrame.После ввода имени нужно нажать кнопку Далее.
  8. На следующей странице нужно ввести текст, кратко поясняющий назначение фрейма. Текст может содержать любые символы и может быть составлен на любом удобном для пользователя языке. Эта информация будет важна для других пользователей этого файла фреймов.
  9. На следующей странице необходимо ввести подробное описание фрейма. Эта информация также важна для сопровождения фрейма. Здесь можно указать все необходимые примечания и комментарии, касающиеся работы и применения данного фрейма.
  10. На следующей странице необходимо нажать комбинацию клавиш, которая будет назначена для чтения содержимого фрейма. Впоследствии это действие и комбинацию клавиш можно изменить при помощи Диспетчера фреймов.
  11. На следующей странице необходимо выбрать способ озвучивания фрейма при нажатии связанной с ним комбинации клавиш. Доступны такие варианты:
    • Silent (Ничего не озвучивать - зона молчания)
    • All (Озвучивать весь текст, появляющийся во фрейме)
    • Highlighted (Озвучивать только подсвеченный (выделенный) текст, появляющийся во фрейме)
    • JAWS Screen Echo (Озвучивать текст, появляющийся во фрейме, в соответствии с текущими настройками экранного эха)

    После выбора нужного режима следует нажать кнопку Finish (Готово).
  12. Теперь активным станет окно Диспетчера фреймов. Следует нажать клавишу вызова контекстного меню (Application или Shift + F10) и выбрать пункт Save Changes (Сохранить изменения). Также сохранить фрейм можно при помощи комбинации клавиш Control + S.

Советы по созданию фреймов

Если фрейм должен охватить какое нибудь окно или элемент управления (например, кнопку и т.д.), то для быстрого определения размеров фрейма можно дважды нажать комбинацию клавиш Control + Shift + открывающая квадратная скобка ([). В результате будет задан фрейм, позиция и размеры которого совпадают с позицией и размером текущего окна (то есть окна внутри которого находился Jaws-курсор).

Для настройки параметров фрейма в контекстном меню Диспетчера фреймов предусмотрен пункт Properties (Свойства).

Если пользователь завершает работу Диспетчера фреймов, не сохранив изменений, то появляется диалог, в котором предлагается сохранить изменения.

Дальше >>



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024