Незрячие и банковские карты

(Работа представлена на конкурс к десятилетию портала «Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих»)
Дата публикации:17.09.2014
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Предупреждение

Администрация портала сочла необходимым предварить данную публикацию следующим предупреждением: ни автор публикации, ни администрация портала не несут никакой ответственности за тот ущерб, который может возникнуть у читателей при попытках повторить действия, описанные в публикации. Эти действия могут привести к полной или частичной утрате денежных средств на банковской карте.

Некоторые рекомендации, приводимые в публикации, носят вынужденный характер и обусловлены крайне низким состоянием доступности банковских учреждений. Однако читатели должны иметь в виду, что Условия использования банковских карт ОАО «Сбербанк России» содержат такие обязательства держателя банковской карты (п. 2.14):

Держатель обязуется: - не сообщать ПИН-код и контрольную информацию, не передавать Карту (ее реквизиты) для совершения операций другими лицами, предпринимать необходимые меры для предотвращения утраты, повреждения, хищения Карты; - нести ответственность по операциям, совершенным с использованием ПИН-кода; - не совершать операции с использованием реквизитов Карты после ее сдачи в Банк или после истечения срока ее действия, а также Карты, заявленной как утраченная.

Кроме того, следует отметить, что невизуальная доступность услуги "Мобильный банк", о которой идёт речь в публикации, не является заслугой банка. Чтобы воспользоваться этой услугой, незрячий человек должен обладать озвученным мобильным телефоном и уметь с ним обращаться, то есть, как минимум, совершать и принимать звонки, читать и отправлять SMS. При отсутствии такого "говорящего" телефона его придётся приобретать за свой счёт.

Введение

В нашей жизни часто возникают ситуации, когда товары или услуги необходимо оплатить по безналичному расчету. Для таких случаев можно завести банковскую карту. Одна из главных причин, по которой незрячие не хотят пользоваться картами, - труднодоступность банкоматов. Снять деньги самостоятельно в банкомате действительно сложно, но в банках есть сотрудники, которые всегда помогут.

Вы можете передать карту и PIN-код человеку, которому доверяете, и он без вас снимет деньги. Также можно самостоятельно перевести нужную сумму на любую карту или банковский счёт.

Ккартой можно активно пользоваться и без банкоматов. С банковской картой Границы наших ограниченных возможностей значительно расширяются: мы можем самостоятельно оплачивать коммунальные услуги, услуги мобильной связи и прочее, Переводить деньги как между своими счетами, так и на счета других пользователей и организаций, делать покупки в интернет-магазинах. Очень удобно оплачивать доставки, когда курьеры приезжают с мобильным терминалом. Да и в обычных магазинах картой расплатиться удобней, чем наличными.

Нам вполне доступен web-интерфейс системы «Сбербанк онлайн», в которой можно выполнять практически любые банковские операции без помощи зрячих. Многим кажется, что это трудно: нужна хорошая компьютерная квалификация. Но если вы можете найти на доступных сайтах нужную вам информацию, то и с интернет-банком справитесь. Из этой статьи вы узнаете, как незрячему пользователю овладеть этим, на первый взгляд, мудрёным делом.

Как получить карту и начать ей пользоваться

Сначала мы должны обратиться в любое отделение Сбербанка с заявлением о желании приобрести банковскую карту, имея при себе паспорт, пенсионное удостоверение, страховое свидетельство тоже не повредит. Перед выбором карты обратите внимание на предоставляемые картой возможности (справку можно получить как на сайте Сбербанка, так и по телефону горячей линии). Я выбрал социальную карту "Маэстро", потому что она предназначена для пенсионеров, предоставляется бесплатно и на остаток суммы начисляются небольшие проценты.

На заявлении, которое вам распечатают, потребуется ваша подпись. Если сами расписываться не можете, Сбербанк принимает факсимиле. Бывают казусы, насколько я понимаю, связанные с человеческим фактором, Но имейте в виду: согласно инструкции руководства Сбербанка, а также статье 14.1 Федерального закона № 181-ФЗ, факсимиле у вас принять обязаны.

Через две-три недели карта готова, и вы можете её получить. При необходимости, когда получаете карту, можно написать заявление в Пенсионный фонд РФ, чтобы на неё перечисляли пенсию. Будьте внимательны! Я вот не досмотрел, и в результате мне перевели только основную пенсию без льготных выплат. Если до этого вам перечисляли пенсию на сберкнижку, перевод произойдёт быстро, а вот если нет, дело на несколько месяцев затянется, поэтому заявление лучше подавать не в банке, а в Пенсионном фонде РФ.

Если у вас есть другие счета в Сбербанке, обязательно заключите "Универсальный договор банковского обслуживания". В этом случае вам будет доступно управление всеми вашими счетами через «Сбербанк онлайн», и тогда, например, При получении пенсии на сберкнижку, вы всегда можете перевести с пенсионного счета на карту нужную сумму.

Полученную карту необходимо активировать в терминале, а без зрения это недоступно. Если помощника нет, обратитесь к сотрудникам банка.

При активации карты обязательно подключите услугу "Мобильный банк", которая позволит вам управлять своим карточным счётом с мобильного телефона. Есть два варианта мобильного банка:

  • экономный (без ежемесячных платежей);
  • полный (с ежемесячными платежами).

Рекомендую подключить "полный": тогда SMS будут информировать вас обо всех операциях по карте. Подключив полный мобильный банк, два месяца вы будете пользоваться этой услугой бесплатно, а затем с карточки будет удерживаться ежемесячная абонентская плата. На момент написания статьи, для карты "Маэстро" плата составляла 30 рублей.

При активации карты можно распечатать чек с идентификатором (логином) и паролем для входа в «Сбербанк онлайн» И чек с одноразовыми паролями для подтверждения операций, но я считаю, что незрячим удобней получать их из SMS.

Подключение мобильного банка должно произойти в течение суток, но происходит это гораздо быстрей. Когда мобильный банк подключится, вам придёт SMS с информацией о возможностях мобильного банка.

Приступаем к получению пароля и идентификатора

На номер 900 посылаем SMS-команду "пароль" или "parol" (без кавычек). В ответ получаем пароль для входа в «Сбербанк онлайн». Затем звоним на телефон горячей линии 8 800 555 55 50 и просим предоставить идентификатор для «Сбербанк онлайн». Оператору нужно будет продиктовать номер карты, паспортные данные и кодовое слово, которое указывается в заявлении на получение карты. Также могут спросить о трёх последних операциях по карте. После этого оператор продиктует вам идентификатор, будьте готовы его записать.

Осваиваем «Сбербанк онлайн»

Идём на сайт Сбербанка. Находим ссылку «Сбербанк онлайн» или сразу открываем страницу https://online.sberbank.ru/CSAFront/index.do. Вводим в соответствующие поля идентификатор и пароль и нажимаем "Войти". Можно из поля пароля сразу нажать клавишу Enter.

Обратите внимание! Войти - это элемент "по щелчку", а не кнопка. На этом сайте много таких элементов. Enter срабатывает, но если вы в JAWS отключили произнесение "по щелчку", будет не очень удобно.

На следующей странице вводим пароль, который приходит по SMS, и нажимаем "подтвердить".

Первоначальные настройки

Теперь нужно кое-что настроить. Находим ссылку "Настройки", нажимаем. Тут много разных настроек, но самая критичная - "Выбор региона оплаты". Находим "Регион оплаты", нажимаем, и ниже будет список регионов, в котором выбираем нужный. Возможно, потребуется подтверждение по SMS. Вообще, не бойтесь нажать что-то не то. Все значимые изменения не вступят в силу без подтверждения паролем.

Пройдя по ссылке "Безопасность", можно сменить логин и пароль, что, на мой взгляд, полезно. Если вы забудете логин, в любом случае можете войти по идентификатору. Ну а пароль всегда можно получить тем же способом, что и первый раз.

Настроек довольно много, но они не критичны. И, осваиваясь, со временем всегда можно к ним вернуться.

На любой странице сайта вам встретится заголовок:

Внимание!
Ошибка при попытке перейти на другой сайт.
закрыть

просто не обращайте на него внимание. Закрыть мне это безобразие не удалось.

Тратим деньги

Для примера заплатим за мобильный телефон. Все основные операторы мобильной связи есть на главной странице. Нажимаем, допустим, на "Мегафон". в комбинированном списке выбираем с какого счёта оплачиваем. Если он у нас один, то и выбирать не надо, а вот если счетов несколько, клавишами со стрелками выбираем нужный. Однако со сберкнижки так оплатить не получится: Нужно выбирать именно карточный счёт. Выбор сделан, теперь нам предлагается ввести номер телефона, сумму и продолжить.

На следующей странице проверяем, всё ли заполнили правильно, нажимаем "Подтвердить по SMS" и вводим пришедший пароль.

Если хотите, можете настроить автоплатёж. Есть несколько путей его заполнения. Самый простой: после оплаты мобильника будет доступна ссылка "Подключить автоплатёж". Нажимаем и заполняем форму. Единого шаблона тут нет.

Я специально не пишу пошаговую инструкцию: интерфейс сайта периодически меняется, и я не могу гарантировать точность инструкции, поэтому обращаю ваше внимание лишь на общие правила работы.

Мобильный телефон можно оплатить и более простым способом. Для этого используем возможности мобильного банка. Если оплачиваем телефон, на который подключен "Мобильный банк", набираем ussd-команду:

*900*сумма#

Для оплаты другого телефона:

*900*номер телефона*сумма#

Допустим, нам надо положить на номер 1234567890 100 рублей. Команда выглядит так (ни в коем случае не повторяйте команду, вы должны указать номер реального телефона):

*900*1234567890*100#

При оплате своего телефона дополнительных подтверждений не будет, а вот при пополнении другого номера в ответ на команду придёт SMS с кодом, который нужно отправить в ответном сообщение.

Перевод денег между своими счетами

находим ссылку "Перевод между своими счетами", активируем её, выбираем в комбинированных списках, с какого счёта на какой переводим деньги, указываем сумму и нажимаем "Перевести". На следующей странице проверяем верность черновика и подтверждаем.

Коммунальные платежи

Проходим по ссылке "Платежи и переводы". в поле поиска вводим ИНН или название организации получателя платежа, или выбираем по категориям. Допустим, выбираем "Газ", и выводится список доступных организаций в вашем регионе. Выбрав нужное, заполняем предложенную форму. Тут нет универсального рецепта, но и серьёзных отличий тоже нет. Просто внимательно читаем страницу. Иногда, если не понимаем формат заполнения того или иного поля, нажимаем на его название (это элемент "по щелчку") и увидим подробности.

Вполне возможно, что какой-то организации в списке нет и поиском найти не получается. Тогда платим по свободным реквизитам. Это делаем на странице "Платежи и переводы". Заполнять тогда нужно все параметры, которых много. Первый раз трудно, но на самом деле ничего сложного тут нет.

После проведения любой операции доступна ссылка "Печать чека".

Я столкнулся с единственным случаем, когда платёж по свободным реквизитам тоже не прошёл. В банке сказали, что у данной организации нет специального договора с банком на использование «Сбербанк онлайн». В этом случае остаётся разговаривать с получателем и искать удобный способ оплаты.

На той же странице "Платежи и переводы" есть и возможность перевода клиенту Сбербанка, в другие банки и многое другое.

Проведённые операции можно сохранить как шаблон или добавить в избранное. Разница в том, что шаблоны будут видны при работе через терминал, а избранное только на сайте. Коммунальные платежи через шаблон лучше не делать, так как работают они не корректно.

Во многих организациях при вводе лицевого счёта сумма платежа подставляется автоматически, но только без использования шаблона. Например, оплачивая услуги "Ростелекома", вводите номер телефона или лицевой счёт, и сумма долга уже стоит. Разумеется, её можно редактировать.

Заключение

Я не стремился описать в этой статье все возможности «Сбербанк онлайн»,да это и невозможно. Он постоянно изменяется. Добавляется что-то новое, меняется интерфейс, и тому подобное. Ну и сам я пользовался далеко не всеми возможностями. Я не открывал удалённо счета, не покупал валюту, не платил по кредитам и не делал очень многого.

Не бойтесь! Делайте карты, осваивайте «Сбербанк онлайн», становитесь более независимыми от доброй воли ближних!



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024