|
Не секрет, что компьютером и интернетом сегодня могут пользоваться люди с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и незрячие. Благодаря специальным программам и тифлосредствам, инвалидам по зрению доступны практически все те функции и возможности, которые предоставлены современными компьютерами и интернетом. Не являются исключением и интернет-услуги системы электронных платежей WebMoney.Ru. Однако, к сожалению, существует серьезный барьер, ограничивающий доступ незрячих и слабовидящих к терминалам платёжной системы WebMoney. Этот барьер воздвигнут руками самих сотрудников WebMoney и, по меркам интернета, существует уже достаточно долго (достаточно для того, чтобы сотрудники WebMoney могли реализовать альтернативное техническое решение). Дело в том, что каждое действие, связанное с переводом средств в платёжной системе WebMoney, необходимо подтверждать путём ввода цифр, отображённых на картинке. Эту процедуру называют разными терминами: графическая капча, графический код подтверждения, графический тест Тьюринга, но суть от названия не меняется -- необходимо графическую информацию преобразовать в текстовую. С этой задачей может справиться зрячий человек, но пока не может справиться компьютер, что используется для того, чтобы отличить человека от компьютерной программы (так называемого робота). Для незрячих и части слабовидящих пользователей платёжной системы WebMoney такой графический тест является непреодолимым препятствием, ограничивающим их доступ к информации и управлению своими денежными средствами на счетах WebMoney. Таким пользователям каждый раз приходится обращаться за помощью к зрячим родственникам и друзьям, что не всегда удобно, а порой и вовсе невозможно в связи с отсутствием зрячих помощников. Таким образом, внедрение графического кода подтверждения в программные продукты и сайты WebMoney привело к дискриминации инвалидов по зрению, нарушению их прав , а также нарушению обязательств WebMoney в плане предоставления равного доступа всем клиентам WebMoney к их счетам в этой платёжной системе. К сотрудникам электронной платёжной системы WebMoney неоднократно обращались инициативные группы незрячих и слабовидящих пользователей с просьбой решить указанную проблему и ввести, наряду с графическим кодом подтверждения, альтернативный вариант, позволяющий без дополнительных затрат и без помощи зрячих выполнять необходимые действия лицам с нарушениями зрения. Мы хотим рассказать об одном из таких обращений, которое было подготовлено инвалидами по зрению из девяти стран Европы и Азии и направлено сотрудникам WebMoney. Письмо, подписанное 150 пользователями ПК и интернета, среди которых были также и представители различных организаций, 2 ноября этого года было отослано на официальные адреса электронной почты WebMoney. Ниже мы приводим текст данного обращения, из которого убраны фамилии и почтовые адреса тех, кто его подписал (стиль и орфография, по возможности, сохранены). Однако авторы обращения готовы предоставить необходимую информацию всем заинтересованным лицам. «Уважаемые сотрудники WebMoney! Но существует один барьер, который сильно урезает наши возможности и который вы в силах быстро и легко устранить. Речь идёт о графических элементах защиты или, говоря проще, о вводе кода подтверждения с картинок, которые появляются на вэб-терминалах и в интерфейсе кипер-классик. Чтобы вам полностью была ясна суть проблемы, ниже мы приведём выдержки из такого документа, как "ГОСТ Р 52872-2007 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению", полный текст которого вы найдёте во вложении к данному письму или по ссылкам, опубликованным в конце этого обращения. А после полного пояснения сути проблемы мы также предложим вам и способы её решения, с которыми можно будет ознакомиться по ссылкам, также находящимся в конце текста обращения. Все это никак не понизит защиту и надежность работы вашей платёжной системы, а наоборот, сделает ее более дружественной как для десятков тысячч незрячих пользователей стран СНГ и других государств, так имногих пользователей, не имеющих проблем со зрением. ГОСТ Р 52872-2007 Национальный стандарт Российской Федерации Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению... ...Настоящий стандарт распространяется на русскоязычные электронные
ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет (далее - интернет-ресурсы) и
устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению,
использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации... Полный текст данного нормативного документа, как мы уже сказали выше, прилагается к нашему письму во вложении. Там же вы найдёте и статью, в которой детально описаны многочисленные способы решения данного вопроса путём установки альтернативных графической капче вариантов защиты. Пожалуйста, ознакомьтесь с данным материалом и напишите нам: можете ли вы внести во все ваши терминалы, включая как сам сайт, так и программные приложения, обеспечивающие работу с электронными платежами, изменения, которые позволили бы незрячим пользователям ПК и интернета свободно, без посторонней помощи, пользоваться вашими услугами? Мы очень просим вас указать сроки, в течение которых вы берётесь реализовать данные изменения! Ответ последовал незамедлительно; но, к сожалению, он был вовсе не таким, каким бы его хотели видеть авторы обращения. Ниже приводится переписка представителей инициативной группы с сотрудниками WebMoney. Нами из писем изъяты служебные и второстепенные фрагменты, не влияющие на общее содержание. Однако заинтересованные лица могут получить полные тексты писем, если свяжутся с авторами обращения. Письмо первое: Письмо второе: Письмо четвёртое: Письмо пятое: Письмо шестое: Письмо седьмое: Мы не берёмся утверждать, что приведённая выше переписка являет собой верх дипломатии, но ситуацию она характеризует однозначно: у специалистов WebMoney есть возможность решить проблему приемлемым для незрячих способом, но никаких реальных шагов не делается. Вместо этого предлагаются неприемлемые по сути и затратам решения, ещё более дискриминирующие инвалидов по зрению. Особый комментарий заслуживает последнее из приведённых писем, в котором менеджер WebMoney фактически отказывает авторам обращения в альтернативном способе доступа к услугам WebMoney. Утверждение о том, что альтернативный код подтверждения "понизит безопасность" остальных пользователей, вызывает, по крайней мере, недоумение, потому что либо такой код понизит безопасность всех(!) пользователей системы, либо Графический код подтверждения вообще не имеет прямого отношения к безопасности пользователей. Мы можем предположить, что под "безопасностью" подразумевалось несанкционированное выполнение операций от имени пользователя, например, какой-нибудь вредоносной программой; мы можем предположить, что Графический код подтверждения позволяет оградить сервер от активности роботов (ботов). Но почему и в том, и в другом случае альтернативный код регистрации "понизит безопасность" и почему только у остальных пользователей, менеджер так и не пояснил (уточним, что с графическим кодом подтверждения пользователь сталкивается уже после авторизации в системе). К тому же, от подобного рода атак есть эффективные средства, не использующие код подтверждения и не ограничивающие доступ инвалидов по зрению к услугам системы WebMoney. Утверждение о простоте "распознавания звука" выглядит, по меньшей мере, некомпетентным. В противном случае мы вынуждены предположить, что вышеозначенный менеджер располагает весьма продвинутым ноу-хау в области распознавания речи. Но почему, в таком случае, он до сих пор менеджер? Степень надёжности звукового кода подтверждения во многом определяется тем, как он будет реализован. Простейший способ со склеиванием сэмплов без изменения их параметров - это действительно нестойкий к распознаванию вариант (причём распознаваться будет не голос, а именно пайтовая структура звукового фрагмента). Однако весьма сомнительной выглядит мысль о том, что специалисты WebMoney остановятся именно на таком варианте. Есть разные способы повышения устойчивости звукового кода подтверждения. В качестве примера можно привести звуковую регистрацию на портале google.ru. Тем, кто ее ещё не слышал, предлагаем ознакомиться, чтобы иметь представление о том, что ещё можно сделать со звуком. Интересно взглянуть на ответ ещё с такой стороны: в мире существуют оптические системы распознавания текстов, которые весьма успешно эти самые тексты распознают. Однако менеджера WebMoney этот момент не смущает. В то же время в мире не так много систем, способных распознать голос, и качество распознавания резко падает, если исказить сигнал определёнными способами. Иными словами, задача распознавания речи не настолько примитивна, чтобы ее можно было бы "просто" решить. Кроме того, "зашумление" - это весьма широкое понятие, а шумы могут быть разные (не обязательно это должны быть фоновое шипение и щелчки , То есть можно подобрать достаточное число алгоритмов искажения сигнала и использовать их поочередно. Мы более чем уверены, что эти и более эффективные способы повышения устойчивости альтернативных кодов подтверждения прекрасно известны специалистам из WebMoney, а программисты из WebMoney в силах их реализовать. Все вышесказанное свидетельствует лишь о том, что, вместо того, чтобы обратиться к своим специалистам, менеджер старается придумать всякие крючки, чтобы развалить инициативу. Предложение заменить для инвалидов по зрению графический код регистрации на биометрический тест идентификации личности по отпечаткам пальцев вообще выглядит как издевательство. Во-первых, вместо теста, который должен всего лишь отличить робота от живого человека, менеджер WebMoney пытается предложить тест, который идентифицирует конкретную личность. В таком случае, как минимум, должны быть исключены (за ненадобностью) все прочие механизмы идентификации клиента в WebMoney: ключи, пароли, авторизация оборудования и т.п. Есть серьёзное подозрение, что WebMoney в скором времени принципиально будет переходить на биометрический метод идентификации личности, поэтому менеджер и подсовывает его в качестве решения проблемы доступности (метод внедрят в любом случае, а инвалиды пусть думают, что это для них сделали). Во-вторых, вполне возможно, что использование биометрической идентификации повлечет за собой дополнительные расходы, которые инвалиды будут покрывать из своего кармана, а проблему доступности такое решение полностью не устранит (плюс проблема доступности технического устройства и/или программного обеспечения для выполнения биометрической идентификации). В-третьих, реализовав биометрический тест исключительно в качестве альтернативного доступа для незрячих пользователей, руководство WebMoney рискует получить кучу судебных исков, поскольку дискриминация инвалидов по зрению станет открытой. Нам представляется очевидным, что решение проблемы с доступностью услуг WebMoney не входило в планы вышеозначенного менеджера. Скорее, необходимо было как можно дольше тянуть время, надеясь, что либо у незрячих пропадёт энтузиазм, либо, если проблему всё-таки придётся решать, отодвинуть эту работу на более отдалённый срок. Вот, собственно, и вся история с очередным обращением инвалидов с просьбой считать их тоже людьми, с просьбой учитывать их права, которые ровно такие же, как и права любого гражданина Российской Федерации... Инициативная группа из более чем ста человек продолжает свои попытки конструктивного диалога с системой WebMoney и по результатам переписки с сотрудниками WebMoney подготовило и направило руководству этой организации второе открытое обращение. Если вы готовы помочь этим людям, готовы поддержать их словом и делом, пожалуйста, обращайтесь непосредственно по электронному адресу nezryachiy@yandex.ru. Также вы можете обратиться к сотрудникам WebMoney (www.WebMoney.ru) и высказать свои пожелания и предложения непосредственно им. Ссылки по теме
|
|||||||||
Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения. Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин, 2004-2024 |
Социальные сети