Windows 95 для незрячих и слабовидящих

Автор: Сара Морли (Sarah Morley)

Оглавление


A ВСТУПЛЕНИЕ

Данное руководство является продолжением книги "Концепции Windows: Вводный курс для пользователей с нарушениями зрения", в которой шла речь о Windows 3.1 Аналогичное руководство по Windows 95, принесло мне такой же международный успех и большое количество заказов. Здесь описываются принципы работы с Windows 95 с невизуальной стороны.

Это означает, что в данном руководстве подробно описываются различные объекты и способы управления ими (с помощью команд клавиатуры), в отличие от других руководств, где просто выдаются короткие и неполные инструкции типа:

" Щелкните мышкой и появится ниспадающее окно списка. Если вы щелкнете на опции X, появится новое окно"

Эти термины бесполезны если пользователь не видит ни экрана ни курсора мышки, а тем более когда он не знает, что такое окно списка или просто окно. Как было показано в первом руководстве, все это можно легко и доходчиво объяснить, что позволит многим пользователям работать в Windows 95 с помощью программ чтения экрана, практически полностью отдавая себе отчет в своих действиях. Чтобы легче было находить специфическую информацию в руководстве разбросано

множество перекрестных ссылок,

глоссарий исписок команд клавиатуры.

Непечатные издания руководства сопровождаются Брайлевскими тактильными диаграммами, для иллюстрации некоторых основных описываемых объектов. Эти диаграммы эдентичны с теми, что присутствуют в печатной версии. Они не столь важны чтобы понимать это руководство, хотя вам может быть интересно знать, как выглядят те или иные объекты на экране.

A1 ЗАМЕЧАНИЯ ПРИ ИНСТАЛЛЯЦИИ WINDOWS 95

Если вы хотите использовать прежнюю версию Windows или DOS наряду с Windows 95, вы должны быть предельно осторожны при инсталляции последней. Во время инсталляции с КД Вас могут спросить, хотите ли вы записать Windows 95 поверх прежней версии DOS или Windows. Вы должны сохранить Windows 95 и новый DOS в отличных от старых версий директориях.

Этот процесс детально описан в Разделе L Запуск MS-DOS в Windows 95, и, если вы еще не инсталлировали Windows 95, вы должны прочитать данный раздел до инсталляции или удостовериться, что прочитал тот, кто будет инсталлировать Windows 95.<

A name='a2'>

A2 НОТАЦИЯ КОМАНД КЛАВИАТУРЫ

Для начала нужно объяснить 4 типа нотаций команд клавиатуры используемых в данном руководстве.

  • 1) Клавиша S: вам нужно нажать клавишу S
  • 2) Комбинация клавиш Ctrl+Esc Вам нужно нажать Ctrl (control) одновременно с Esc , а потом их отпустить. Эта комбинация клавиш доступна повсюду, из любого приложения.
  • 3) Tab , стрелка вниз: Вам нужно нажать Tab , отпустить ее, потом нажать стрелку вниз
  • 4) Горячая клавиша = Ctrl+F4: действует как обычная комбинация клавиш, в любой момент работы приложения. Вам нужно нажать Control одновременно с Esc , а потом их отпустить. Единственное отличие состоит в том, что Горячие клавиши могут работать только в каком-то отдельном приложении.

B ЧТО ТАКОЕ ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ И ЧТО ТАКОЕ WINDOWS 95?

В прошлом доступ к DOS приложениям был возможен потому, что вся информация на экране выводилась в текстовом режиме: каждый элемент на экране имел запрограммированное значение ASCII символа и значение цвета. Был стандартный массив расположения символов на экране - 25 рядов и 80 колонок. Даже когда в приложениях стали использовать больше графики, появились строки меню, всплывающие сообщения, ниспадающие меню, стандартные программы чтения экрана (программное обеспечение, которое обрабатывает изображение на экране и передает информацию в синтезатор речи или в брайлевскую строку) могли следовать за этими нововведениями. Так было потому, что графическая информация выводилась на экран в ASCII символах и в строго определенном положении.

Проблема, которую вызвал графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface, далее GUI) состоит в том, что программы чтения экрана теперь не могут правильно обрабатывать изображение на экране. Вместо ASCII символов с запрограммированными значениями, применяют новый способ вывода информации на дисплей. Экран состоит из сотен крошечных точек (пикселов), которые размещены на сетке, скажем, 480 на 640 пикселов. Эти точки имеют только цвет, и в зависимости от их группировки, изображаются различные объекты. Именно этим значительно затрудняется вербализация информации на экране.

(Вернее здесь говорить не об экране, а об организации видеопамяти, то есть такой памяти, откуда видеокарта, формирующая изображение на мониторе, берет данные для отображения. Экран же всегда есть набор точек, характеризующихся цветом и положением относительно какого-либо из углов экрана. Именно к видеопамяти обращаются программы чтения экрана в MS-DOS. В Windows в видеопамять не помещаются коды ASCII, но приложения, когда выводят текст на экран, передают операционной системе строки текста из кодов ASCII, которые затем преобразуются в точки и помещаются в видеопамять. На перехвате текста, передаваемого приложением операционной системе и основана работа программ чтения экрана для Windows. - Прим. сост.)

Программы чтения экрана теперь должны выбирать наиболее значимые элементы на экране, чтобы пользователь мог правильно реагировать.

Чтобы обеспечить приемлемое взаимодействие с GUI, (graphics user interface - графический интерфейс пользователя) программистам технологий доступа приходится создавать оверлейную модель(overlay model) объектов и событий в GUI интерфейсе, которая называется "Внутриэкранная модель". Она используется в программном ПО доступа для проникновения в код программы, что позволяет узнавать действительный смысл точек, и передавать его голосом или по Брайлю.

(Вернее говорить о том, что программы чтения экрана создают свою внутреннюю модель экрана или виртуальный экран, в которой дублируют весь вывод текстовой информации в Windows, но сохраняя при этом коды ASCII, которые могут быть переданы синтезатору или брайлевскому дисплею. Следовательно, программы чтения экрана в Windows читают не то, что изображено на экране, а то, что они сформировали на своем виртуальном экране. Поэтому случается так, что сообщения программы чтения экрана не соответствуют изменениям на реальном экране. - Прим. сост.)

К тому же, Windows может выводить текст в любом месте экрана, любым шрифтом, и программы чтения экрана должны определять, где нужно сфокусироваться в тот или иной момент. В DOS проще - отслеживается позиция, где вы работаете, и курсор фокусируется в том месте (В MS-DOS программы тоже не были сильно ограничены текущей позицией курсора и могли выводить текст в любое место экрана - прим. сост.). Но в Windows имеется множество возможных позиций для разных курсоров, что значительно затрудняет отслеживание событий.

Место, где информация о графически представляемых событиях и курсорах может быть перехвачена программой доступа, промежуточное звено между традиционными ASCII кодами и внешней графикой, известно под названием "крючок" (Hook - крючок, перехватчик прерываний.)

Обнадеживающей новостью можно назвать то, что некоторые разработчики коммерческого ПО (в частности Microsoft) согласны делать такие крючки для разработчиков систем доступа (Скажем откровенно, что Microsoft открыла свои hook не для нужд незрячих и слабовидящих и вовсе не благородные мотивы двигали этим корпоративным монстром, а неподкупность американского судопроизводства и строкость американских антимонопольных законов - прим. сост.).

Хотя не каждый назовет GUI наилучшим интерфейсом для своего компьютера -- даже среди зрячих пользователей - остается фактом то, что GUI вероятно уже сейчас заменил большинство DOS приложений, и сильно повлиял на ПО, которым мы пользуемся дома и на работе.

Существовало общепринятое мнение, что незрячие и слабовидящие никогда не смогут работать с Windows, но оно очень изменилось в результате долгой работы в этой области, и это должно подбодрить будущих пользователей.

На данный момент создаются системы доступа для работы в GUI, коммерческие организации, (такие как Microsoft) создают специальные "крючки доступа" для разработчиков, а также во всем мире прилагаются большие усилия для развития учебных центров и облегчения эффективного использования GUI незрячими и слабовидящими.

Цель данного руководства - развеять любые настроения против GUI описав основные концепции работы Windows 95 и переубедить будущих пользователей в том, что у них есть реальные шансы работать с GUI наравне со зрячими. Как только пользователи освоят основные принципы работы Windows 95 и его приложений, им будет намного проще работать с ним, какие бы средства доступа они ни использовали.

Обучение незрячих и слабовидящих работе в Windows требует иного подхода, чем тот, что применялся при обучении пользователей работе в системах с командной строкой, так как они не могут видеть экран целиком, и не все оказывается понятным.

Руководство по Windows 3.1 частично базировалось на обучении, которое было частью проекта Европейского Союза "Графический интерфейс пользователя для незрячих" (обучение Windows 3.1 и X-Windows, завершился в 1995). Во время обучения использовались тактильные диаграммы для иллюстрации экрана в различные моменты времени, что упрощало восприятие материала. Тактильные диаграммы для первого издания руководства оказались полезными для одних, и менее полезными для других.

" Windows 95 для незрячих" предназначен как для начинающих так и для более опытных пользователей. Описания основных элементов Windows 95 и его приложений должны помочь вам в достаточной степени овладеть навыками самостоятельной работы с этими приложениями. Тем не менее это не единственная книга, которая может вам понадобиться при работе в Windows 95. Есть множество руководств (для зрячих пользователей), которые содержат полезную информацию об элементах Windows 95, хотя описания взаимодействий между объектами на экране часто находятся между строками типа "щелчок на кнопке свернуть" без каких-либо подробностей. Такие книги, естественно, не очень полезны для незрячих и слабовидящих.

Все же власти (какие?) начинают понимать всю важность производства документации для незрячих , и принимаются соответствующие меры: адаптируются руководства от Microsoft и других компаний.

B1 ЧТО ОСОБЕННОГО В WINDOWS 95?

Хотя Windows 95 внешне отличается от Windows 3.1 во многих отношениях, много объектов и событий остались неизмененными в своей основе. Этот раздел отметит основные преимущества использования Windows 95 над Windows 3.1 и DOS.

Я вовсе не рекламирую Windows , но есть несколько причин почему эта система (как Windows 3.1 так и недавно появившаяся Windows 95) стала такой популярной среди зрячих пользователей.

Она сделала DOS более доступным для повседневного использования, а менее опытным пользователям упростила доступ к своим компьютерным дискам, файлам и приложениям предоставив в их распоряжение множество путей. Графический интерфейс пользователя позволяет одновременно выводить большие объемы информации. Windows стала многозадачной, т.е. появилась возможность запускать несколько приложений сразу,

Windows не имеет ограничений на количество используемой памяти: приложения используют столько памяти сколько имеется в компьютере. Чтобы еще более упростить жизнь пользователям, приложения Windows имеют стандартный вид и позволяют выполнять обмен информацией между собой. Windows 95 отличается от старой версии новым, более легким и интуитивно понятным интерфейсом пользователя. Windows 95 предлагает ряд специальных возможностей для людей с особыми потребностями, включая незрячих и слабовидящих.

Внутренне Windows 95 новая система, которая сочетает в себе графическую среду Windows и операционную систему DOS.

Для нормальной работы системы минимальная конфигурация компьютера должна быть такой:

  • 486-й процессор DX;
  • 8 мб RAM (все же рекомендуется 16 мб);
  • 200 мб свободного дискового пространства.

Многие Windows приложения отличаются относительно большими размерами, поэтому жесткого диска объемом менее чем 200 мб недостаточно. Windows 95 является 32-разрядной системой в отличие от 16-разрядной Windows 3.1, что позволяет компьютеру оперировать данными за меньшие промежутки времени, т.е попросту говоря, работать быстрее. Встроенная поддержка сети и обмена данными с помощью Microsoft Exchange и модема обеспечивает простой доступ в Интернет, упрощает рассылку и получение факсов и электронной почты.

Новый стандарт "Плаг энд Плэй" упрощает подключение устройств к вашему компьютеру, которые Windows 95 должна распозновать автоматически. Из этого всего следует, что в Windows 95 есть много новых функций, которых нет в DOS и Windows 3.1.

Большая часть существующих программ под DOS и Windows 3.1 должна запускаться в Windows 95, при этом их внешний вид слегка изменяется применительно к среде Windows 95. Хорошей новостью для пользователей DOS программ может быть то, что DOS в Windows 95 поддерживается лучше, чем в версии 3.1. Это означает, что DOS приложениями, которые не работали под Windows 3.1, можно будет запускать в DOS окне Windows 95. В новой версии Windows 95 извлекается максимум из доступной памяти для любого приложения, и поэтому вы обнаружите, что некоторые DOS программы, которые плохо работали в DOS из-за ограничений в памяти, намного лучше функционируют в DOS окне Windows 95. Многозадачность системы позволит вам запускать несколько Сеансов DOS одновременно.

Если вы устанавливаете Windows 95 с КД, вам возможно захочется после инсталляции системы пройти Windows Тур, чтобы получить представление о том, с чего начать. Если вы передумали использовать Windows 95 ее можно деинсталлировать и вернуться, например, к вашей старой Windows 3.1, но лишь при условии, что вы не установили Windows 95 в директорию с файлами от версии 3.1.

Более приятной новостью может служить то, что Windows 95 стала более доступной для таких средств как программы чтения экрана. Microsoft является лидером на рынке адаптации продуктов для средств доступа, и призывает других производителей к подобным действиям.


Следующая глава| Оглавление

Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2019