Обеспечения web-доступности для дальтоников

Дата публикации:10.08.2010
Twitter Facebook Vkontakte

Постановка проблемы

Дальтонизм - это цветовая слепота - наследственная, реже приобретённая особенность зрения, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Причиной дальтонизма является дефект светочувствительных рецепторов, расположенных в центральной части сетчатки глаза и называемых "колбочками". Всего существует три типа колбочек, каждый из которых отвечает за восприятие одного из цветов: красного, зелёного и синего, из которых и выстраивается восприятие человеческим глазом всех остальных цветов.

Люди с нормальным цветным зрением имеют в колбочках все три пигмента в необходимом количестве. Их называют трихроматами. Дальтоники же, в зависимости от вида нарушения, могут не видеть отдельные цвета или путать их с другими. Таким образом, вполне возможна ситуация, когда контент сайта будет не доступен человеку с дальтонизмом из-за не оптимальной цветовой схемы.

Актуальность проблемы

Дальтонизм бывает врождённым и приобретённым.

Врождённый дальтонизм носит наследственный характер и передаётся через X-хромосому от матери. По этой причине, данное нарушение чаще всего наблюдается у мужчин, так как в их хромосомном наборе (XY) поражение единственной X-хромосомы не компенсируется, подобно тому, как это происходит в женском хромосомном наборе (XX). Для наследственного проявления подобного дефекта зрения у женщины необходимо достаточно редкое сочетание - наличие мутации в обеих X-хромосомах.

Приобретённый дальтонизм наблюдается на глазу, где поражена сетчатка или зрительный нерв. Ему свойственны предшествующая болезнь и прогрессирующее ухудшение. Здесь половой дифференциации не существует.

По статистике, теми или иными нарушениями цветового зрения страдают около 6-8% мужчин и лишь 0,25-0,5% женщин.

Если для web-разработчика подобная доля потенциальных пользователей его ресурса представляет интерес в качестве постоянных посетителей, то ему имеет смысл задуматься над возможностью оптимизации цветового дизайна его сайта для данной категории людей.

Возможные нарушения цветовосприятия

Проявления дальтонизма индивидуальны в каждом конкретном случае и достаточно разнообразны. Однако если человек имеет серьёзные нарушения цветового зрения, то он, как правила, в web-навигации использует специальное программное обеспечение, оптимизирующее цветовую палитру страниц, для осуществления возможности их чтения. Поэтому с точки зрения оптимизации сайта его разработчиком имеет смысл рассматривать лишь лёгкие формы дальтонизма, о наличии которых у себя пользователь иногда даже может и не знать. К тому же серьёзные нарушения встречаются гораздо реже лёгких.

Наиболее часто проявления дальтонизма принимают следующие формы:

  • Невозможность различить красный и зелёный цвета. Причём чаще красный цвет видится как зелёный, чем наоборот.
  • Проблемы с различением синего и зелёного цветов, что наблюдается несколько реже предыдущего случая.
  • Проблемы с различением синего и жёлтого цветов.

В более тяжёлых, но и более редких случаях:

  • Все предметы представляются окрашенными в различные оттенки серого, то есть человек видит всё как чёрно-белую фотографию.
  • Общее снижение остроты зрения, то есть на разноцветной картинке границы между зонами разных цветов представляются размытыми и нечёткими.

Таким образом, безусловным рекордсменом среди наиболее проблематичных цветов для дальтоников является красный и его основные оттенки. Также следует отметить тот факт, что по статистике проблемы различения красного и зелёного цветов более характерны для врождённых форм дальтонизма, а невозможность различения синего и жёлтого - для приобретённых.

Основные рекомендации обеспечения web-доступности

Сразу важно отметить, что дальтонизм проявляется не только в невозможности восприятия разных цветов, но и форм, таким образом, чем проще геометрическая форма, тем ближе её восприятие дальтоником к восприятию обычного человека. Также следует ориентироваться на половую принадлежность основной аудитории сайта. Поскольку трудности с различением красного и зелёного цветов в основном характерны для мужчин, то данная проблема будет более актуальна, например, для рыболовного сайта, чем для ресурса, посвящённого женской косметике.

Если есть желание получить общее представление о том, как дальтоник видит мир, то можно взять любую достаточно контрастную цветную картинку и в каком-нибудь графическом редакторе усилить или ослабить красный, зелёный или синий цвет. Получится искажённая цветопередача, которая будет приблизительна похожа на восприятие этой картинки дальтоником.

В целом, можно привести следующие общие рекомендации по обеспечению доступности сайта для людей с нарушениями цветовосприятия:

  1. Полностью отказаться от использования совместно друг с другом цветов из проблемных пар: красного и зелёного, зелёного и синего, синего и жёлтого. То есть категорически недопустимо использование красного и зелёного цветов для оформления противоположных действий в динамическом контенте, например, кнопки подтверждения и отказа от проведения операции.
  2. По возможности ограничится использованием безопасной палитры цветов (216 оттенков, которые в RGB кодируют каждый поток как 00, 33, 66, 99, CC и FF).
  3. Применять однородные текст и фон страницы, например, наиболее оптимальными являются чёрный или синий текст на белом фоне без цветовых перепадов и фоновых картинок.
  4. В общем дизайне придерживаться оттенков серого и синего цветов.
  5. В графическом дизайне использовать картинки с высокой контрастностью и чёткими границами между зонами разных цветов.
  6. По возможности ограничится использованием картинок, смысловое содержание которых не изменяется при усилении или ослаблении отдельных цветов: красного, зелёного, синего и жёлтого.
  7. Уменьшить или по возможности вообще отказаться от использования градиентных фонов.
  8. Не использовать авангардный дизайн.

Золотая середина

Разумеется, полностью адаптировать дизайн сайта под все возможные проявления дальтонизма невозможно. К тому же чем больше в дизайне сайта учтены особенности цветовосприятия дальтоников, тем выше вероятность, что дизайн сайта не понравится людям с нормальным цветовосприятием. Поэтому web-разработчик должен руководствоваться двумя основными принципами:

  1. Обеспечение доступности основного функционала ресурса для дальтоников.
  2. Сохранение общей эргономичности сайта для всех остальных пользователей.

Соблюдение оптимального баланса между этими двумя направлениями и будет подтверждением его профессионализма и качества разрабатываемого им ресурса.

Для следования первой цели следует придерживаться двух основных контрольных точек:

  1. Доступность основного контента и системы навигации ресурса при нарушенном цветовосприятии.
  2. Отсутствие смыслового искажения основных фотографий и рисунков дальтониками.

Если удастся реализовать эти две цели, то реализацию web-доступности ресурса для дальтоников можно считать успешной, так как, например, невозможность оценить художественную ценность логотипа в верхнем колонтитуле сайта в данном аспекте не является серьёзной проблемой.

Дополнительный рекомендации

Если web-разработчик желает осуществить доступность своего ресурса для дальтоников на самом высоком уровне, то имеет смысл создать отдельный дизайн, который будет включаться по нажатию на специальную кнопку, которую следует расположить на каждой странице.

В данном случае построение основного дизайна ресурса можно осуществлять в любой форме, только лишь позаботиться о визуальной доступности кнопки включения специальной цветовой схемы, например, поместив её в белый квадрат с синим текстом "Упрощённая цветовая схема". По нажатию же на данную кнопку будет происходить изменение дизайна страниц ресурса на его оптимизированный вариант, например, однородный белый фон, синий текст и серые сетки таблиц, горизонтальные линии и прочие элементы визуального дизайна.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2017