Основы работы в Cakewalk SONAR XL 2.0

(Занятия 1 - 3 с уклоном на незрячего пользователя)
Дата публикации:2005
Twitter Facebook Vkontakte

Вместо вступления

В этой книге я попытаюсь показать возможности Cakewalk sonar, доступные незрячему пользователю. Для краткости я буду в дальнейшем называть эту программу SONAR. Для изложения этого материала я буду руководствоваться, в основном, справочными материалами, уже написанными для зрячего пользователя, и, конечно, не без личного опыта и скромных познаний в этой области. Этот материал ни коим образом не является всеобъемлющим источником, однако мне хочется надеяться, что этот труд будет не напрасным.

Занятие 1. Что такое MIDI?

Вы, наверное, слышали от ваших друзей-музыкантов такое слово "MIDI" и, наверное, не все вы понимали значение этого слова, хотя и пробовали что-то делать при помощи компьютера на музыкальном поприще. Давайте разберёмся.

"MIDI" (аббревиатура для "Musical Instrument Digital Interface") есть способ связи компьютера со звуковыми картами, клавиатурами (подразумевается миди-клавиатуры) и прочими электронными музыкальными инструментами. Когда говорят о стандарте "MIDI", то имеют в виду:

1) Кабели и разъемы для компьютера и какого-нибудь соответствующего устройства (например, миди-интерфейс, переходник для подключения музыкального инструмента);

2) Язык, при помощи которого устройства "переговариваются" друг с другом.

Этот миди стандарт используется уже достаточно давно во всем мире, и поэтому, покупая любой электронный инструмент, вы практически всегда обнаружите соответствующие миди-разъемы.

Язык "MIDI" передает информацию и команды от компьютера инструменту и наоборот. Вот небольшой пример работы миди:

Если компьютеру "нужно" заставить инструмент сыграть какую-либо ноту, он пошлет команду "играть ноты/включено", при этом не забывая указать, к примеру, какую ноту играть и когда, как громко, по какому каналу (в стандарте миди предусмотрено 16 каналов), а если компьютеру больше не "нужно" играть данную ноту, то он так и делает, посылая команду "играть ноты/выключено", при этом сообщается ровно та же информация, что и для команды "играть ноты/включено". Как видите, информация о длительности не посылается (просто такого понятия в миди не существует). Длительность ноты достигается путем чередования команд "играть ноты/включено" и "играть ноты/выключено".

В стандарте миди предусмотрено достаточно большое число команд. Однако, не все устройства поддерживают всю палитру миди-команд.

Миди-команды и соответствующая информация содержится в файлах с расширением *.mid. Бесспорное преимущество этого музыкального формата над другими - это компактность, однако есть и существенный недостаток: файлы миди формата проигрываются на разных устройствах по-разному. На этом, пожалуй, следует остановиться, так как эта информация на мой взгляд вполне достаточна для понимания.

Занятие 2. Требования к аппаратуре и предварительная настройка SONAR

Вы можете установить SONAR на любой компьютер, работающий под управлением Microsoft Windows 98, me, 2000 или XP, оснащённый звуковой картой. Процесс установки вполне стандартный, поэтому об этом я не буду говорить.

Я лично установил SONAR на компьютер под windows Xp. У меня встроенная звуковая карта и нет миди-клавиатуры. Но я вместо миди клавиатуры использую компьютерную клавиатуру. Это - мое оснащение. Я взял виртуальную клавиатуру от Cakewalk pro audio 8.0, поэтому мое дальнейшее повествование опирается на эту конфигурацию. Но если у вас есть миди-клавиатура, то это ещё лучше!

Что касается скриптов для этой программы, то я использую скрипты для SONAR версии 1.3, хотя есть и скрипты для более новых версий.

После первого запуска на экране появится диалог "Migrate Cakewalk Preferences" (Переносимые установки Cakewalk), в котором вы увидите сообщение на английском

языке о том, что модуль переноса Cakewalk может произвести поиск предыдущих версий и позаимствовать все ваши старые настройки конфигурации программы.

Если у вас в компьютере есть предыдущие версии программы, то нажмите "OK", а если нет, то - "Cancel".

После этого на экране появится диалог "Cakewalk Wave Profiler" (Волновой настройщик Cakewalk). Из сообщения на английском языке в этом окне вы узнаете, что программа может начать серию тестов, определяющих временные характеристики аудиотракта вашей звуковой карты - это нужно для обеспечения улучшенной синхронизации между "живыми" и MIDI-дорожками.

Нажмите кнопку "Да" в этом диалоге. Для перемещения по кнопкам используйте клавишу "Tab", а для активизации следует пользоваться клавишей "Enter". После проведения тестирования "Cakewalk Wave Profiler" выдаст диалог с сообщением о том, что программа настроена на вашу звуковую карту. Нажмите кнопку "OK" в этом диалоге.

Тестирование звуковой карты завершает подготовительный этап и программа начинает загрузку. После её окончания на экране появляется рабочее окно с открытым диалогом "No MIDI Outputs - Cakewalk" (Нет MIDI-портов - Cakewalk). В нём находится сообщение, что не выбрано ни одного порта вывода MIDI, и вы ничего не сможете услышать при воспроизведении. Вам предлагается нажать на одну из двух кнопок: "Choose MIDI Ports Now" (Выбрать MIDI-порты сейчас) или "Continue With No MIDI Output" (Продолжить без MIDI-выходов).

Нажмите кнопку "Choose MIDI Ports Now". На экране появится диалог "MIDI devices" (MIDI-устройства). В этом диалоге вы обнаружите два поля: "Input:" (порты ввода) и "Output:" (порты вывода). В первом поле выбирается порт, к которому подключена MIDI-клавиатура или внешний синтезатор. Если в компьютере установлена одна звуковая карта, то в вашем распоряжении будет всего два варианта - TTS Virtual Piano In (Вход TTS виртуального фортепиано) и название физического порта. (В том случае, конечно, что вы установили виртуальную клавиатуру от старой версии cakewalk, как сделал я.)

Чтобы передвигаться по полям диалога "MIDI devices" (миди-устройства), используйте клавишу "таб", а для выбора соответствующих портов, например, в поле "Input:" (порты ввода) используйте вертикальные клавиши-стрелок, и затем уже можно нажать клавишу "пробел", чтобы отметить нужный порт. Джоз на эти действия никак не отреагирует (ничего не сообщит), но пока элементы не отмечены, джоз у меня говорит "not selected". Поэтому, когда я двигаю вертикальными клавишами-стрелками, я знаю какие порты у меня отмечены, а какие - нет.

В этом диалоге есть ещё пара нужных контролов: кнопка "Move selected devices to top" (передвинуть выбранные устройства наверх). Эта кнопка позволяет, судя по её названию, передвинуть выбранные устройства наверх. Это позволяет в последствии видеть выбранные устройства на дорожках во время работы.

Контрол "Warn about no MIDI devices" (предупреждать об отсутствии выбора миди-устройств) говорит сам за себя. По умолчанию флажок в этом контроле установлен. Я не советовал бы вообще сбрасывать флажок в этом контроле.

Далее идут три понятных всем кнопки: "Ok", "Cancel" и "Help", о назначениях которых не стоит упоминать.

После того, как вы выберете нужные устройства нажмите сначала "Move selected MIDI-devices to top" (передвинуть выбранные миди-устройства наверх), а затем кнопку "Ok". Все! Первичные настройки произведены!

После этого диалога на экране покажется новое окно диалога "sonar quick start" (быстрый старт в SONAR). При помощи этого диалога можно выполнить следующие действия: создать новый проект, открыть проект, с которым уже работали, а также можно ознакомиться советами на чистом английском. Для того чтобы это окошко больше не появлялось, сбросьте флажок "show this at startup" (показывать его во время загрузки) и нажмите кнопку "Close" (закрыть). На мой взгляд, это окно нам не к чему.

Примечание: под "MIDI devices" подразумеваются как физические устройства (миди-клавиатура, звуковая карта и т.д.), так и порты, к которым подключены эти устройства.

Занятие 3. Рабочее пространство SONAR

Ну вот, можно приступать к подробному изучению SONAR. А начнём мы с общего описания рабочего пространства, доступного незрячему пользователю.

Итак, представьте себе 18-строчный брайлевский прибор. Весь этот прибор и есть рабочее пространство. Строчки, начиная со второй и заканчивая предпоследней, этого прибора - дорожки. А клетки на каждой строчке - колонки, за исключением выше названых строчек. Клеток, конечно, многовато, но ничего страшного! Главное: чтобы было понятно. Первая строчка прибора - это меню, которое активизируется клавишей "Alt", а последняя - статусная строка, которую можно прочитать комбинацией клавиш [insert+pagedown]. Клетка прибора, будучи колонкой, может содержать определенную информацию, которую можно редактировать. А есть и клетки-кнопки, которые можно нажать и отжать. Для всех этих клеток-колонок в любом случае используется клавиша "Enter".

По рабочему пространству можно передвигаться стрелками курсора. Вертикальными курсорными стрелками мы передвигаемся от одной дорожки к другой. Горизонтальными же - от одной колонки к другой, но если передвигать горизонтальные стрелки до конца или начала дорожки, то мы перейдем соответственно к первой колонке следующей дорожки или к последней колонке предыдущей дорожки.

Теперь перечислим колонки, начиная с левой:

Название дорожки - это самая левая колонка, в которой содержится название дорожки. Вы можете её назвать так, как вам угодно, лишь бы было удобно, а можете вообще игнорировать эту колонку. По умолчанию она называется, если это - миди-дорожки, незатейливо "MIDI 1, MIDI 2", а для аудио-дорожек соответственно "AUDIO 1, AUDIO 2" и т.д. Впрочем, это зависит от того, какой проект вы откроете. Такие названия, например, можно увидеть, открыв новый проект в режиме "Normal". А если вам нужно дать название дорожке, то нажмите клавишу "Enter", вы попадете в обычное поле редактирования (джоз вам об этом сообщит). Во время редактирования названия дорожки старайтесь двигать стрелки курсора аккуратнее, чтобы случайно не выйти из этой колонки, иначе вам придется редактировать название дорожки заново. После того, как вы набрали соответствующее название, нажмите клавишу "Enter", чтобы выйти из колонки с сохранениями.

"Manual mute: off auto mute:off" - эта колонка-кнопка выполняет функцию заглушки дорожки. При каждом нажатии клавиши "Enter" на этой колонке (джоз будет сообщать состояние колонки: "Manual mute: off/on auto mute: off" (off - выключено, on - включено)) дорожка будет "играть" или "молчать". Вы, наверное, обратили внимание на "Manual mute: [off/on] auto mute:[off]", т.е. на то, что "auto mute: off" всегда "off". Я не знаю, почему это так, но это, в принципе, не мешает работать.

"Solo: off" (соло: выкл) - эта колонка-кнопка позволяет выделить звучание текущей дорожки, т.е. нажимая на эту кнопку, вы глушите все дорожки, за исключением текущей.

"Record: off" (запись: выкл.) - эта колонка-кнопка позволяет сделать предварительный выбор дорожки, на которую будет осуществляться запись. Другими словами, нажимая эту колонку-кнопку, вы тем самым помечаете эту дорожку для последующей записи.

"Minimize strip/restore strip size" (уменьшить дорожку/восстановить размер дорожки) - эта колонка-кнопка, судя по названию, позволяет управлять размером дорожки, регулируя тем самым видимую часть информации.

"Maximize sprip/restore strip size" (расширить дорожку/восстановить размер дорожки) - эта колонка-кнопка выполняет действия с точностью до наоборот. Фактически джозу все равно нажаты выше упомянутые колонки-кнопки или нет, так как это ровным счетом не влияет на чтение и просмотр дорожки.

"Volume =(101) not set." (громкость =(101) не установлена.) - при помощи этой колонки (поле редактирования) вы можете устанавливать громкость текущей дорожки. Имеется два варианта для реализации этого действия: Во-первых: вы можете использовать серый "плюс" или серый "минус" для увеличения или уменьшения громкости текущей дорожки по единицам за одно нажатие, а также клавиши "[" или "]" для более быстрого увеличения или уменьшения громкости дорожки, при этом джоз вам ничего не будет сообщать. (чтобы использовать серые "плюс" и "минус", не забудьте включить режим "numlock on"). И во-вторых: вы можете нажать клавишу "Enter" на выше указанной колонке, ввести нужное значение (от 0 до 127) и снова нажать клавишу "Enter".

"Pan = ( C ) not set." (панарамирование =( C ) не установлено.) - действия, производимые в этой колонке, приводят к перемещению звучания текущей дорожки с левого канала к правому. Управляется эта колонка точно также как и колонка для громкости. Фактически диапазон значений у этой колонки такой же, но вводить эти значения можно двумя способами: как цифрами от 0 до 127 (причем середина соответственно равна 64, т.е. звучание будет распределено равномерно по левому и правому каналам), так и буквенно-цифровым вариантом ( от "1r" до "100r" - "c" - от "1l" до "100l"). "l", "c" и "r" обозначают соответственно "Right" (правый), "Central" (центральный) и "Left" (левый).

"Velocity =0" (скорость нажатия клавиши =0) - действия, производимые в этой колонке, приводят к изменению скорости нажатия клавиши. Управляется эта колонка точно также как и колонка для громкости, однако значение, вводимое в эту колонку, варьируется от -127 до 127. В стандартном случае простые миди-синтезаторы реагируют на изменение значения в данной колонке лишь повышая или понижая громкость миди-ноты. Таким образом у читателя может возникнуть следующий вопрос:

Чем отличаются друг от друга колонки "Громкость" и "Скорость нажатия клавиши"?

Ответ станет очевидным, если мы рассмотрим следующий пример:

Предположим, что у нас имеется несколько дорожек, на которых записаны барабаны. Как известно, для барабанов в миди предусмотрен 10-ый канал (по крайней мере для "General MIDI"). Следовательно, дорожки с записанными барабанами настроены на 10-ый канал (В противном случае мы просто услышим нечто другое, но не сами барабаны). Ну так вот, если мы будем изменять значение колонки "Громкость", то изменяемое значение отразится во всех дорожках 10-ого канала. А иногда ведь бывает нужно изменить громкость звучания одного барабана или группы барабанов! В таком случае следует воспользоваться колонкой "Скорость нажатия клавиши". Теперь, я думаю, разница между этими колонками очевидна. Идем дальше!!!

"Input: none" (вход: "ничего", т.е. на входе не установлен не один режим передачи миди-сообщений) - Если значение этой колонки оставить по умолчанию "None" (ничего), то результат будет один: Игру на миди-клавиатуре SONAR не воспримет, так как каналы по которым будут передаваться миди-сообщения остаются всё ещё неопределенными. Другими словами, нужно указать в этой колонке номер канала, по которому будут посылаться миди-сообщения. Это напоминает мне телевидение и телевизоры. Телевидение транслирует передачу по первому каналу. Нам это известно, и поэтому мы переключим первый канал. Но телевидение может транслировать одну и ту же передачу по всем каналам (например, обращение президента к гражданам страны). Таким образом колонка "Input" будет своего рода программой, в которой сообщается, по какому из каналов следует ждать ту или иную передачу (миди-сообщения). Значение от 1 до 16 соответствует каналам от "Chan 1" до "chan 16", а значение 0 соответствует режиму "MIDI omni" (все каналы). Лично у меня установлен режим "MIDI omni". Управление этой колонки аналогично колонке для громкости. Примечание: понятие "миди-сообщение" в данном контексте идентично понятию "миди-команда".

"Output: 1- ..." (выход: 1- ...) - Эта колонка представляет собой контекстное меню. Для её активизации нажмите клавишу "Enter", а затем вертикальными курсорными стрелками сделайте необходимый выбор, и снова нажмите клавишу "Enter". В данной колонке по умолчанию отображено физическое устройство вывода. А так как этих устройств может быть несколько, то они помечаются номерами, начиная с единицы. У меня, например, отображено "Output: 1-программный синтезатор звуковой". Я не буду здесь описывать контекстное меню данной колонки, так как это для незрячего пользователя бесполезная информация, на мой взгляд.

"MIDI channel =none" (миди-канал = "Ничего", т.е. номер канала, по которому будут приниматься миди-сообщения, не определен) - Давайте обратно вспомним о телевидении и телевизорах! Нам известно, что обращение президента проходит по всем каналам. Мы узнали об этом из телепрограммы (режим "MIDI omni"). Но мы же не можем одновременно воспринимать по одному и тому же телевизору (на текущей дорожке) сразу все каналы (принимать миди-сообщения одновременно по всем миди-каналам)? Таким образом, нам нужно выбрать какой-нибудь один канал (номер миди-канала от 1 до 16), по которому мы будем смотреть обращение президента (прием миди-сообщений). Управление этой колонки соответствует управлению колонки для громкости. При выборе определенного канала в угловых скобках будет указана связь этого канала с миди-устройством. Например, так: "MIDI channel =1 <default>" (т.е. связь 1-ого миди-канала выбрана по умолчанию). При выборе миди-канала нужно лишь помнить, что 10-ый миди-канал отведен для ударников.

"Bank: bank ---" (банк: банк --- т.е. номер банка не определен) - банк - это набор из 128 инструментов. А так как банки нумеруются, начиная с нуля, то и число инструментов может быть большим. Управляется эта колонка так же, как и колонка для громкости.

"Patch: none" (тембр: "Ничего", т.е. номер тембра не определен) - Эта колонка показывает, собственно говоря, номер тембра (инструмента). Значение этой колонки варьируется от 0 до 127. Управляется эта колонка как и колонка для громкости.

"Key+: 0" ("тональность": 0) - с помощью данной колонки вы можете перемещать звучание текущей дорожки по полутонам вверх или вниз. Увеличивая или уменьшая значение на единицу, вы двигаетесь тем самым на полтона соответственно вверх или вниз. Таким образом, если вы будете изменять значения в соответствующих колонках на всех вами записанных дорожках, то вы измените тональность вашего сонга. Однако следует помнить, что эти изменения не будут отражены на нотоносце. Значения варьируются от -127 до 127. Эта колонка управляется аналогичным образом, что и колонка для громкости.

"Time+: 0" ("время"+: 0) - Изменяя значение в этой колонке, вы тем самым двигаете содержимое дорожки по времени. Отрицательные значения соответствуют более раннему наступлению события, а положительные же - более позднему. Таким образом перед вами инструмент, позволяющий создавать эффекты, связанные с временной задержкой. Однако нужно помнить, что раньше первого такта ничего не может быть. В управлении эта колонка аналогична колонке для громкости.

Остались ещё четыре колонки, которые я не буду описывать, поскольку ими я никогда не пользовался. Но я их назову: две колонки "Right click to patch an effect" (щелчок правой кнопки мыши для вставки эффекта), "Chorus" (хорус) и "Reverb" (реверберация). Значения последних двух колонок по умолчанию не установлены.

На этом я завершаю это занятие. Конечно, можно было бы описать, какого цвета эти колонки, как они реагируют на нажатие мышки и т.д. Это, на мой взгляд, бесполезная информация.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2017