|
Вместо вступленияВ этой статье мне хотелось бы поделиться своими скромными достижениями в музыкальной среде Sonar. Речь пойдёт о применении в музыкальном проекте «живых» синтезированных звуков. Ни для кого не секрет, что для незрячих пользователей эта проблема остается неразрешённой или частично разрешённой. На мой взгляд, не существует сколько-нибудь полезных скриптов (речь идёт о Jaws), чтобы хоть как-то решить проблему применения синтезированных звуков. И тогда нашему незрячему брату приходится самому находить выход из создавшегося положения. Да, конечно, есть скрипты, написанные для Cakewalk Sonar от 1.0 до 4.0, но все эти скрипты, за исключением скриптов последней версии, в основном, сосредоточены на MIDI обработке. Однако, следует отметить, что, хотя скрипты последней версии Sonar частично работают с окном «synth rack view», это не оказывается достаточным, на мой взгляд, в полной мере. А если учесть, что далеко не у каждого есть версия Jaws 5.0 и выше, то данные скрипты остаются недоступными. Вы спросите меня, дорогие читатели: Что, мол, я могу предложить взамен? Ну что же! Вполне резонный вопрос. Итак, начнём! Общая характеристика DX-синтезаторовСуществует, в принципе, два вида таких синтезаторов:
В предлагаемой статье будет рассмотрен один (на мой взгляд, самый лёгкий в управлении) DX-синтезатор: LiveSynthProDXi. Прежде чем переходить к непосредственному рассмотрению данного синтезатора, разберёмся сначала с диалогом «Insert Dxi synth options», который появляется, когда мы вставляем на дорожку в окне «track view» какой-нибудь синтезатор. Итак, мы находимся в окне «Track view». Для вставки синтезатора поступайте следующим образом:
Если вы сейчас нажмёте клавишу Enter, то перед вами появится вышеупомянутое окно диалога. Окно диалога «insert Dxi synth options»Это окно представляет собой совокупность параметров, которые необходимы для вставляемого синтезатора. Разберём эти параметры подробнее. Если параметр "MIDI source" отмечен галочкой, то Sonar создаст MIDI-дорожку и сделает её источником для воспроизведения синтезатора. Это нужно тогда, когда вы будете создавать новый MIDI-трэк (я оставляю этот параметр неотмеченным). Если параметр "first synth output (audio)" отмечен галочкой, то Sonar создаст audio-дорожку таким образом, что синтезатор окажется уже вставленным в эту дорожку. Обратите внимание на слово "first" (первый)! Это говорит о том, что будет создана одна, но первая дорожка с текущим синтезатором. Вы можете пожелать вставить вторую, третью и т.д. дорожку, но помните, это потребует больших ресурсов машины. Следует, правда, оговориться, что не все синтезаторы позволяют вставлять себя более чем один раз, однако вышеуказанный синтезатор не имеет таких ограничений (у меня этот параметр отмечен галочкой). Если параметр "all synth output (audio)" отмечен галочкой, то Sonar все аудио дорожки использует для вставляемого синтезатора (у меня этот параметр оставлен не отмеченным). Если параметр "synth property page" отмечен галочкой, то Sonar при нажатии кнопки "ok" выдаст на экран окно свойств вставляемого синтезатора. Это, по сути дела, и есть интерфейс управления синтезатором. Вся сложность заключается в том, что у разных синтезаторов - разные интерфейсы. (у меня этот параметр отмечен галочкой). Если параметр "synth rack view" отмечен галочкой, то Sonar при нажатии кнопки"ok" покажет это окно. Так как я этим параметром практически не пользуюсь, он у меня остается всегда неотмеченным. Если вы не хотите по тем или иным причинам видеть это окно диалога, то просто снимите флажок "ask this every time", и оно при вставке DX-синтезатора больше не появится, используя установленные ранее параметры. Однако я не советовал бы этого делать. Вставив синтезатор, его еще нужно подстроить. Подстройка синтезатораИтак, мы научились вставлять синтезатор, а он почему-то не работает. Вы его не слышите. Давайте поступим следующим образом: Допустим, у нас есть синтезатор, параметры которого нам известны. Назовём его просто синт. И проделаем следующие шаги:
Вы видите теперь, что все шаги установки и применения DX-синтезатора, за исключением 6-го и 8-го шагов, являются стандартными. Остаётся разобраться лишь с интерфейсами конкретных синтезаторов, а вместо нашего мнимого "синт" следует уже вставлять существующие DX-синтезаторы. Примечание: Чтобы снова вызвать окно свойств уже вставленного синтезатора, необходимо при помощи jaws-курсора сымитировать двойной клик мыши по названию синтезатора, расположенного в колонке "output". Перейдём теперь к непосредственному описанию DX-синтезаторов. LiveSynthProDXiУстанавливается дополнительно. Этот синтезатор самый простой, с в смысле пользовательского интерфейса. Не нужно прилагать особых усилий для управления, потому что все элементы управления jaws воспринимает достаточно хорошо, да к тому же количество этих "контролов" небольшое. Если я с самого начала столкнулся бы с этим синтезатором, то, наверное, не стал бы заниматься другими, так как используя возможности только этого синтезатора можно было бы написать довольно хорошую музыку. Этот синтезатор работает по технологии "soundfont" (буквально: звуковой шрифт). Такие банки со "звуковыми шрифтами" расположены в файлах с расширением *.sf2. Некоторые из этих файлов можно найти и в папке по умолчанию: C:\Program Files\Cakewalk\SONAR 2\Sample Content\Soundfonts\Sonic Implants Как утверждает руководство по этому синтезатору, эти файлы можно также скачать по следующему веб адресу: http://www.sonicimplants.com. Но насколько это верно, я не проверял. Итак, у вас появилось желание воспользоваться этим синтезатором. Поступайте так как было указано выше до 6-го шага, а на 6-ом шаге вместо мнимого "синт" укажите реальный синтезатор "live synth pro Dxi". Далее идёт стандартный 7-ой шаг. На 8-ом шаге вы должны руководствоваться следующими подпунктами 8-го шага:
Далее, выполняйте стандартные 9-ый и 10-ый шаги. На 11-ом шаге выполняйте всё то же, но ещё не забудьте посмотреть колонки "bank" и "patch". В колонке "patch" должно появиться название реально исполняемого инструмента, если же оно не появилось (отображены лишь цифры), то и звучать не будет. В таком случае у вас в колонке "bank" не указан соответствующий банк. В остальном всё должно работать. Примечание: Если вы используете в качестве источника MIDI дорожку с ударными, то просто поменяйте в колонке "MIDI channel" 10-ый канал на другой, допустим, 9-ый. В противном случае вы не услышите работу синтезатора. Теперь рассмотрим остальные элементы управления. "attenuation" (ослабление) — Этот элемент управления представляет собой текстовое поле, в котором по умолчанию установлено числовое значение "3". Чтобы изменить его, просто введите новое значение от 0 до 96, и, найдя клавишей Tab кнопку "apply" (применить), активизируйте её клавишей "polyphony/voices" (полифония/голоса) — этот параметр говорит сам за себя. Полифония и в африке таковой является. По умолчанию в текстовом поле указано "64". Лично я не изменял это значение. Далее, имеется кнопка "advanced" (расширенный в смысле функций). При активизации ее клавишей Остальные элементы управления, по моему мнению, не требуют описания. Однако, есть возможность выгрузить неиспользуемые инструменты. Достаточно добраться клавишей Tab до древовидного контрола, где курсорными стрелками можно выделить неиспользуемый инструмент, а затем, пропутешествовав до кнопки "unload" (выгрузить), активизировать её клавишей |
||||||||
Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения. Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин, 2004-2024 |
Социальные сети