|
Содержание
ВведениеЭто руководство по работе с программой Audacity версии 2.1.3, которая является бесплатным кросс-платформенным звуковым редактором с открытым исходным кодом и поддержкой многодорожечных проектов. Вы можете использовать Audacity для записи, простого редактирования одной звуковой дорожки или для более продвинутого редактирования нескольких дорожек. В данном руководстве речь пойдёт исключительно о версии приложения для MS Windows. Выпуск Audacity 2.1.3 состоялся 17 марта 2017 г. Установочный пакет можно загрузить с домашней страницы официального сайта Audacity. В этом разделе вы познакомитесь с понятиями «проект» и «курсор» в Audacity, а затем речь пойдёт о диалоге с приветственным сообщением и способах получения справки. Также в этом разделе есть важная информация для пользователей, у которых клавиатура не является американской или британской, дан обзор некоторых новых функций в этой версии Audacity, которые имеют значение для пользователей программ экранного доступа, а также подробные сведения о том, где можно получить скрипты JAWS для Audacity. ПроектыОбъекты, с которыми работает Audacity называются проектами. В сущности,проект Audacity можно сравнить с документом Microsoft Word или книгой Microsoft Excel. Проект Audacity содержит несколько дорожек. В Audacity поддерживаются несколько типов дорожек: звуковая дорожка (монофоническая или стереофоническая), дорожка отметок и дорожка времени. Однако, дорожка времени недоступна для пользователей программы экранного доступа JAWS, поэтому не рассматривается в этом руководстве. Как было отмечено, Audacity поддерживает многодорожечные проекты, но для большинства простых задач часто бывает достаточно одной дорожки в проекте. Проект Audacity можно сохранить, используя формат Audacity-проекта, и это сохранит все дорожки в проекте. Однако сохранять проект в этом формате необходимо, только если вы намерены продолжить работу над проектом в будущем. КурсорВ Audacity имеется курсор, который указывает конкретную позицию на шкале времени в пределах звуковых данных и который напоминает курсор Microsoft Word, которым мы указываем позицию в тексте документа. Курсор в Audacity используется для выбора позиции по оси времени, такой как начало воспроизведения, начала выделенной области и места, куда будут вставлены звуковые данные из буфера обмена. Приветственное сообщениеКогда вы запускаете Audacity, то появляется приветственное сообщение, в котором присутствует HTML-содержимое с информацией о том, как получить справку по работе Audacity. К сожалению,ссылки в этом тексте нельзя активировать, используя клавиатурную навигацию, но о доступной справке будет сказано ниже. Диалог с приветственным сообщением содержит ещё флажок “Don't show this again at startup” (больше не показывать это при старте).Чтобы прекратить появление этого диалога в будущем, установите этот флажок и нажмите кнопку OK. СправкаAudacity — это чрезвычайно мощная программа, а данное руководство является лишь вводным. За более полной информацией необходимо обращаться к следующим источникам:
Использование клавиатуры, отличной от американской, британской или ирландскойЕсли вы используете клавиатуру, отличную от американской, британской или ирландской, то Несколько важных сочетаний клавиш не будут работать, если вы оставите настройки Audacity по умолчанию. Чтобы исправить это, читайте подраздел Клавиши с квадратными скобками ([ и ]) на клавиатурах, отличных от американской, британской или ирландской из раздела, касающегося настроек приложения. Новые возможностиНиже перечислены новые возможности этой версии Audacity, которые имеют отношение к пользователям программ экранного доступа:
Скрипты JAWSСуществуют скрипты JAWS для Audacity, их использование даёт дополнительный отклик и удобные способы получения информации. Полное описание возможностей скриптов можно найти на web-сайте Jaws Script for Audacity. Прямая ссылка на установщик скрипта для версии 2.1.0: Jaws-Script-for-Audacity_2_1_0.exe. Обратите внимание, что данное руководства не предполагает установку этих скриптов. Главное окноКомпоненты окна
Перемещение по окну
Открытие звукового файлаЧтобы открыть файл проекта audacity или звуковой файл, используйте диалог Open (Открыть), меню File (Файл) или сочетание клавиш Ctrl + O. Заголовок диалога будет “Select one or more audio files...” (Выберите один или более звуковых файлов), а его структура похожа на стандартный диалог «Открыть» в Windows XP. В следующем разделе описаны форматы звуковых файлов, которые можно открыть в Audacity. При первом запуске Audacity окно приложения содержит пустую таблицу дорожек, и поэтому когда вы открываете звуковой файл, его аудиоданные будут представлены в этом окне. После открытия звукового файла таблица дорожек будет содержать одну дорожку, тогда как после открытия файла проекта Audacity таблица дорожек будет содержать все дорожки данного проекта. Если затем открывать другие звуковые файлы, то каждый будет представлен в отдельном окне. (Если необходимо открыть новое окно с пустым проектом, выберите New (Новый) в меню File (Файл) или нажмите Ctrl + N.) Помимо открытия звуковых файлов, в текущий проект можно импортировать один или несколько звуковых файлов. В этом случае для каждого из импортируемых файлов в таблицу дорожек будет добавлена новая дорожка. Подробнее об этом — в разделе Импорт звуковых файлов. Открытие звуковых файловПо умолчанию в установочной версии Audacity поддерживаются звуковые файлы следующих форматов: WAV, AIFF, AU, MP3, MP2/MPEG, Ogg Vorbis и FLAC. Помимо этого, можно открывать файлы некоторых других форматов, включая wma и m4a, если загрузить и установить библиотеку FFmpeg, как это описано в разделе Библиотека FFmpeg. Эта библиотека не входит в состав установочного пакета Audacity из-за патентных ограничений. Кроме варианта с установкой библиотеки FFmpeg, можно использовать другие программы, поддерживающие преобразования файла в один из форматов, которые установочная версия Audacity может открывать по умолчанию. Существует несколько программ для конвертирования звуковых файлов из одного формата в другой, например: бесплатная в базовой версии Switch which или dBpoweramp Music Converter. Если вы открываете сжатый звуковой файл, такой как файл в формате MP3, то,после того как вы нажмёте кнопку open в диалоге Open, появится диалог Import, в котором отображается ход процесса преобразования файла. Сохранение аудиоданныхВы можете сохранить аудиоданные либо как проект Audacity, либо в одном из поддерживаемых форматов звуковых файлов, как это будет описано в следующих разделах. Формат проекта Audacity хранит все дорожки проекта. Сохранять аудиоданные в виде проекта audacity необходимо, если предполагается продолжить работу над проектом в будущем. В противоположность этому, когда вы сохраняете данные в одном из поддерживаемых звуковых форматов, Audacity автоматически микширует все звуковые дорожки в одну. Когда вы завершаете работу Audacity, в случае если вы не сохранили изменения в файле проекта Audacity, появится диалог с вопросом, хотите ли вы сохранить данные перед закрытием программы. Клавиша по умолчанию — Yes, но если вы не хотите сохранять файл проекта Audacity, нажмите Tab, чтобы перейти на кнопку NO и нажмите её. Сохранение аудио в формате проекта audacityЧтобы сохранить в этом формате, выберите Save Project... (Сохранить проект...) в меню File (Файл) или нажмите Ctrl + S. Когда вы сделаете это в первый раз, то появится диалоговое окно с предупреждением, что только Audacity может читать файлы проекта. Окно диалога содержит флажок, который можно отметить, чтобы это предупреждение не появлялось в будущем. Если нажать кнопку OK, то откроется диалог Save Project. Сохранение аудио в одном из поддерживаемых форматовПо умолчанию установочная версия Audacity может сохранять файлы в следующих звуковых форматах: WAV, Ogg Vorbis, FLAC и MP2. Помимо этого, можно сохранить в некоторых других форматах, если загрузить и установить дополнительные библиотеки, которые не входят в состав Audacity из-за патентных ограничений:
Чтобы сохранить аудиоданные в одном из поддерживаемых звуковых форматов:
Настройки MP3В этом разделе описаны некоторые элементы управления диалога Specify MP3 options (Параметры MP3), а также приводятся рекомендации по выбору их значений. Диалог содержит следующие элементы управления:
Вот некоторые значения, рекомендуемые автором:
Полное описание параметров кодера LAME MP3 можно найти на странице Lameв энциклопедии Hydrogen Audio. ВоспроизведениеВоспроизведение зависит от того, выделен ли диапазон (см. раздел Выделение аудиоданных): Если выделение отсутствует, то воспроизведение начинается с позиции курсора; Если есть выделенный диапазон, то воспроизведение стартует с начальной позиции этого диапазона, а завершается с его окончанием. Громкость воспроизведения регулируется при помощи ползунка output, находящегося на панели микшера в панели инструментов. Этот регулятор громкости синхронизирован с общим регулятором громкости Windows, и поэтому оказывает влияние на громкость JAWS. Сочетания клавиш для воспроизведения:
Состояние воспроизведения — первая область в строке состояния — можно узнать, нажав Insert + Page Down. Панели инструментовВ окне приложения присутствуют несколько панелей инструментов. Какие из панелей отображать, а какие скрывать, можно выбрать в меню View (Вид), пункт Toolbars (Панели). Чтобы перемещаться по элементам управления панелей инструментов, используйте клавишу Tab. Вы можете активировать любую из кнопок на панели, нажав Enter. Однако вы не можете использовать Пробел поскольку эта клавиша используется для запуска и остановки воспроизведения. Панель инструментов также содержит кнопку запись / воспроизведение, которая устанавливает, как визуальное представление звуковых данных (так называемая «волна») прокручивается во время записи или воспроизведения, и которая не представляет особого интереса для пользователей программ экранного доступа. Следующие панели инструментов, отображаются по умолчанию:
Вы можете скрывать или делать видимыми все указанные панели инструментов, используя пункт toolbars (Панели) в меню View (Вид). Отображение только тех панелей инструментов, которыми вы часто пользуетесь, например, панели микшера, значительно уменьшает количество нажатий Tab, необходимых для перемещения к соответствующему элементу управления. Предупреждение: Если вы включите отображение панели инструментов, которая была отключена при запуске Audacity, то эта панель будет отображаться как плавающая где-то в пределах окна Audacity window, а вы не сможете попасть в эту панель. Чтобы исправить ситуацию, выберите пункт reset toolbars (Сбросить панели) в субменю Toolbars (Панели). Затем вы сможете установить, какие панели будут отображены. Таблица дорожекТаблица дорожек содержит дорожки, составляющие проект. Таблица содержит только один столбец и по строке на каждую дорожку. Каждая дорожка имеет название, и JAWS читает его, когда вы перемещаетесь по дорожкам, или нажимаете Insert + Стрелка вверх, чтобы прочитать текущую строку. Звуковая дорожка — это контейнер для звуковых данных, И это отображается в виде графика изменения амплитуды сигнала во времени (так называемая "волна"). Часто звуковые данные начинаются с нулевой отметки времени, Но после редактирования это не всегда так. С левой стороны дорожки есть небольшая область, содержащая различные элементы управления, которые включают меню и элементы управления для увеличения масштаба дорожки и её прокрутки (панорамирования). Использование этих элементов управления описано в этом руководстве в разделе Более продвинутое редактирование. Курсор отображается в таблице дорожек в виде вертикальной линии, как и позиция воспроизведения во время воспроизведения. Позиция курсора и позиция воспроизведения доступны пользователям JAWS в полях Selection Start (Начало выделения) и Audio Position (Текущая позиция ) в Панели выделения. Дорожка в фокусеВсякий раз, когда фокус находится в таблице дорожек, а таблица содержит одну или несколько дорожек (строк), то одна из дорожек будет содержать фокус. Вы можете перемещаться между дорожками, используя Стрелку вверх и Стрелку вниз. Помимо этого, можно сразу переместить фокус к первой или последней дорожке проекта, нажав соответственно Ctrl + Home или Ctrl + End. Выделение дорожкиНеобходимость выделить дорожки возникает:
Вы можете выделить дорожку или снять выделение, используя следующие сочетания клавиш:
JAWS сообщит, выделена ли дорожка, если вы выполните одно из следующих действий:
Точнее, если вы выполните любое из указанных выше действий, то:
Панель выделенияНа панели выделения есть шесть элементов управления,по которым можно перемещаться в прямом и обратном циклическом порядке, используя соответственно Tab или Shift + Tab.
Поля редактирования со счётчикомКаждое из таких полей предназначено для ввода числового значения и состоит из поля редактирования, в котором можно вводить только цифры, и элемента прокрутки, который позволяет увеличивать или уменьшать числовое значение с заданным шагом. В данном случае такое поле содержит значение времени, которое можно представить в различных форматах. Вы можете сменить формат, выбрав параметр в контекстном меню такого поля, И это изменяет формат всех подобных полей. Формат по умолчанию — hh:mm:ss (чч:мм:сс), но формат hh:mm:ss + hundredths (чч:мм:сс + сотые) обычно более полезен, Поскольку это позволяет вам изменять время с меньшим шагом. Почти все примеры в этом руководстве будут использовать этот формат. Время (а точнее индикатор времени) может рассматриваться как поле, состоящее из одного или более сегментов, в зависимости от используемого формата. Например, когда используется формат hh:mm:ss (чч:мм:сс), время состоит из трёх сегментов, каждый содержит двухзначное число: часы, минуты, и секунды. Когда используется формат hh:mm:ss + hundredths (чч:мм:сс + сотые), время состоит из четырёх сегментов с двухзначным числом в каждом: часы, минуты, секунды, и сотые доли секунды. Если клавишей Tab переместить фокус на счётчик, то Jaws сообщит всё содержимое счётчика, например, 00h13m04.73s (00ч13м04.73с), что означает 0 часов, 13 минут, и 4.73 секунды. В пределах поля со счётчиком, фокус помещается на одной цифре. Когда вы первый раз попадаете в подобное поле после открытия Audacity, фокус располагается на самой первой цифре, но если вы впоследствии вернётесь в это же поле, то в фокусе окажется та цифра, которая была в фокусе, когда вы покидали этот элемент. Сочетания клавиш для перемещения фокуса:
Когда вы используете одно из этих сочетаний клавиш, JAWS произносит цифру, которая в данный момент находится в фокусе. Помимо этого, Если вы переместились к другому сегменту того же поля, то JAWS озвучивает этот сегмент, прежде чем произнести цифру. Например, если время 01h42m38.46s и фокус установлен на второй цифре минут (цифра "2"), то если вы нажмёте Стрелку вправо, JAWS произнесёт: 38s3. Если вы нажмёте End, то JAWS произнесёт: 46 centi-seconds 6 (46 сотых 6). Существует несколько способов изменения значения полей редактирования со счётчиком:
Если вы хотите прочитать значение времени целиком, то нажмите Insert + Стрелка вверх. Выпадающий список Snap ToВыпадающий список Snap to (Прилипать к линейке)содержит три варианта: Off (Отключено), выбрано по умолчанию, Nearest (Ближний) и Prior (Предыдущий). Если выбран вариант Nearest или вариант Prior, то это проявляется в виде двух эффектов при перемещении курсора или границ выделенного диапазона при помощи клавиш со стрелками. Первый эффект: если в списке Snap to выбран вариант Nearest и вы перемещаете курсор или границы выделенного диапазона, курсор всегда «прилипает» к ближайшему значению времени, которое можно точно установить в поле редактирования со счётчиком с учётом выбранного формата времени. Например, если формат времени — hh:mm:ss, то позиция 1.3 секунды будет скорректирована до 1 секунды,а 1.8 секунд будет скорректировано к 2 секундам. Похожим образом проявляет себя и вариант Prior, но прилипание происходит к предыдущему точному значению на шкале времени, например, для указанных выше примеров 1.3 и 1.8 секунды скорректированная позиция будет 1 секунда. Если выбраны варианты Nearest или Prior, то второй эффект состоит в том, что минимальное значение, на которое можно изменить позицию курсора или границы выделенного диапазона, равна минимальной единице времени в соответствии с форматом полей редактирования со счётчиком. Например, если формат — hh:mm:ss, и вы нажмёте Стрелку вправо, чтобы передвинуть курсор вправо, то минимальный шаг перемещения курсора составит 1 секунду. Перемещение курсораВ Audacity имеется курсор для указания конкретной позиции на шкале времени, например, начало воспроизведения, позиция, в которой вы хотите начать выделенный диапазон, или позицию, в которой будет вставлен звуковой фрагмент из буфера обмена. Чтение текущей позиции курсора описано в следующем разделе, а способы перемещения курсора такие:
Чтение позиции курсораЕсть парочка проверенных способов озвучить позицию курсора. Первый — это прочитать начальный элемент на Панели выделения:
Второй способ прочитать позицию курсора — это открыть диалог Set left selection boundary (Установить левую границу выделения):
Перемещение курсора при помощи элемента selection start
Как было описано в разделе Поля редактирования со счётчиком, есть два способа изменить значение элемента:
Причины для установки параметра lengthВ отсутствие выделенного диапазона, рассмотрим два случая:
Величина смещения по клавишам влево и вправоВ этом разделе попытаемся разобраться, как величина перемещения по клавишм со стрелками влево и вправо зависит от горизонтального масштабирования аудиоданных, И как установить уровень масштабирования так, чтобы величина перемещения имела подходящие значение. Та же величина перемещения используется для расширения или уменьшения выделенных диапазонов по сочетаниям клавиш Shift + Стрелка влево или вправо и Ctrl + Shift + Стрелка влево или вправо. Audacity позволяет изменять величину масштабирования по горизонтали.Это позволяет зрячим пользователям просматривать графическое представление аудиоданных с большей или меньшей детализацией, в зависимости от задачи. Нажатие клавиш Стрелку вправо или Стрелку влево перемещает курсор по экрану на одно и то же физическое расстояние, которое не зависит от величины горизонтального масштабирования. Поэтому, если масштаб увеличивается, то шаг в единицах времени, на который перемещается курсор, уменьшается. Соответственно, если масштаб уменьшается, то шаг в единицах времени, на который перемещается курсор, увеличивается. Иными словами, масштаб — это и есть то количество единиц времени, которое визуально помещается на экране в единице длины по горизонтали) После открытия или импортирования файла, горизонтальный масштаб устанавливается таким, чтобы самая длинная дорожка проекта полностью умещалась в окне приложения. Таким образом, начальная величина масштабирования, и следовательно, величина перемещения по клавишам со стрелками зависит от длины дорожек. Однако, вы можете задать одно из предустоновленных значений уровня масштабирование. Вы можете сделать это, выбрав Zoom normal (Обычный масштаб) в меню View (Вид) или нажав Ctrl + 2. Если установлен "Обычный масштаб", то клавиши со стрелками перемещают курсор на величину чуть более одной сотой секунды. Такая величина перемещения слишком мала и потому не очень удобна. Но вы можете легко изменить эту величину, используя пункты zoom in (Приблизить) и zoom out (Отдалить) из меню View (Вид):
Например, после установки "Обычного масштаба"(Ctrl + 2), которому соответствует величина перемещения чуть более одной сотой секунды, если вы трижды выполните команду zoom out (Отдалить) при помощи сочетания клавиш Ctrl + 3, это умножит величину перемещения на 8, в результате она станет чуть меньше одной десятой секунды. Возьмём другой пример, если вы нажмёте Ctrl + 2, а затем Ctrl + 3 7 раз, то величина перемещения составит около полутора секунд. Выделение аудиоВ звуковом редакторе, который может редактировать только одну звуковую дорожку, чтобы выделить аудио, достаточно указать время начала и окончания диапазона, с которым вы хотите совершать какие-нибудь действия. Например, Вы можете выделить аудиоданные, расположенные в диапазоне времени от 1 минута 2 секунды до 5 минут 23 секунды. Однако Audacity — это многодорожечный редактор. Если проект содержит несколько дорожек, то вы можете выделить аудиоданные на нескольких дорожках для данного диапазона времени. Таким образом, в Audacity, чтобы выделить диапазон, вы также должны указать дорожку. Если вы выделили некоторый диапазон, а затем попытались отредактировать его и ничего не произошло, это может быть, потому что не выделена ни одна из дорожек. Выделение дорожки описано выше в разделе Выделение дорожки, а выделение диапазона описано в одном из следующих разделов. Параметр Select all audioСуществует возможность выделить все аудиоданные в проекте, если ничего не выделено и параметр Select all audio (При отсутствии выделения выделять всё)включён по умолчанию. Этот параметр влияет на то, что происходит, например, если вы пытаетесь применить эффект, Когда аудиоданные не выделены, то есть не выбрана Дорожка и / или не выделен временной диапазон. Если этот параметр отключён, то команды в меню Effects (Эффекты) недоступны, что не позволяет вам применить эффект. Но если этот параметр включён и нет выделенных аудиоданных, то команды в меню Effects (Эффекты) будут доступны, а эффект будет применён ко всем аудиоданным в проекте. Помимо этого, после применения эффекта, все дорожки будут выделены, а также будет выделен весь диапазон, охватывающий все аудиоданные в проекте. Поскольку автоматическое выделение дорожек и диапазонов происходит без озвучивания, то для пользователей программ экранного доступа рекомендуется отключить этот параметр, как описано в подразделе При отсутствии выделения выделять всё раздела, касающегося параметров приложения. Далее предполагается, что этот параметр отключён. Выделение диапазонаПростой способ выделить все аудиоданные в проекте — это использовать сочетание клавиш Ctrl + A: будут выделены все дорожки, а также диапазоны, полностью включающие все аудиоданные. Существуют два основных способа выделить диапазон по шкале времени. О первом будет рассказано далее в этом разделе, а второй способ будет раскрыт позже в разделе Выделение диапазона с использованием сохранённой позиции курсора. Первый основной способ выделить диапазон состоит из двух этапов:
Обратите внимание, что когда выделен диапазон, то при воспроизведении проигрывается только выделенные аудиоданные. Ещё существуют дополнительные команды воспроизведения, которые представлены в разделе Команды воспроизведения для проверки выделенного диапазона. Вы можете использовать любой из следующих способов, чтобы установить вторую границу выделения:
Установка границ выделения с помощью элементов на Панели выделенияКогда курсор расположен там, где вы хотите начать выделенный диапазон, чтобы установить конечную позицию:
Когда курсор находится там, где вы хотите завершить выделение, чтобы установить начальную позицию выделения:
Выделение диапазона с использованием сохранённой позиции курсораВторой основной способ выделения диапазона состоит из четырёх этапов:
В некоторых случаях этот метод проще в использовании, чем метод, описанный в предыдущем разделе. Сохраняя позицию курсора, вы можете использовать любой способ, которым вы хотите позиционировать курсор на другую границу диапазона, который вы хотите выделить, без опасения потерять первую границу выделяемого диапазона. Обратите внимание, что Во время воспроизведения, в том числе при приостановке, команда сохранения позиции курсора сохраняет позицию курсора воспроизведения, а не курсора, используемого для редактирования. Однако, обычно проще позиционировать курсор редактирования точно там, где вы хотите, и поэтому для выделения диапазона, возможно, вы не захотите сохранять позицию курсора воспроизведения очень часто. Аналогично, во время воспроизведения, в том числе и при паузе, Cursor to Stored Cursor position (Курсор до сохранённой позиции курсора) в субменю Select (Выбрать)выделяет от позиции курсора воспроизведения до сохранённой позиции курсора. Команды воспроизведения для проверки выделенного диапазонаКогда выделен диапазон, если вы нажмёте Пробел для воспроизведения, то будет звучать только содержимое выделенного диапазона. Следующие команды воспроизведения помогут вам убедиться, что выделен требуемый диапазон:
Длительность этих периодов устанавливается в категории playback (Воспроизведение) параметров приложения. Корректировка границ выделенного диапазонаЕсть несколько способов скорректировать границы выделенного диапазона:
Корректировка границ выделенного диапазона при помощи элементов Панели выделения
Отмена выделения для выделенного диапазонаЕсли вы нажмёте любую клавишу, перемещающую курсор (Home, End, Стрелка влево и Стрелка вправо), любое выделение будет снято. После того как вы нажали Стрелка влево или Стрелка вправо, то позиция курсора окажется в начальной или конечной позиции выделения, которое только что было снято. Чтобы снять выделение со всех дорожек и любых выделенных диапазонов, нажмите Ctrl + Shift + A. Новая позиция курсора — в начальной позиции выделения, которое только что было снято. Основы редактированияОтменить и ПовторитьЧтобы отменить предыдущее действие (undo), нажмите Ctrl + Z, а чтобы повторить предыдущее действие (redo), нажмите Ctrl + Y. Удаление аудиоЧтобы удалить аудио в выделенном диапазоне, нажмите клавишу Delete. Если вы хотите выполнить предпрослушивание того, каким будет результат после удаления, нажмите клавишу C, при этом будут воспроизведены короткий период до удаляемого фрагмента и короткий период после него, но сам удаляемый фрагмент будет пропущен. Продолжительность периодов до и после удаляемого фрагмента можно настроить в группе Cut Preview (Прослушивание результатов вырезания) категории Playback (Воспроизведение) в диалоге Preferences (Параметры). ВырезатьЧтобы вырезать выделенные звуковые данные, нажмите Ctrl + X. Выделенный фрагмент будет удалён с дорожки и помещён в буфер обмена Audacity. Как и в случае удаления, вы можете предпрослушать результат операции, нажав C. КопироватьЧтобы скопировать выделенные аудиоданные буфер обмена Audacity, нажмите Ctrl + C. ВставитьЧтобы вставить аудио из Буфера обмена Audacity в выделенные дорожку или дорожки, нажмите Ctrl + V. Возможны два варианта:
Существует несколько удобных команд воспроизведения, которые можно использовать для проверки того, что переход в начале и в конце вставленного фрагмента звучит хорошо:
Настройка длительности этих периодов — общая для команды play cut preview и может быть установлена в категории playback (Воспроизведение) параметров приложения. Замена тишинойЧтобы заменить выделенный диапазон фрагментом тишины требуемой длительности, в меню Edit Правка), откройте субменю Remove special и выберите Silence Audio (Заменить тишиной) — сочетание клавиш Ctrl + L. Вставка тишиныЧтобы вставить фрагмент тишины в выбранную дорожку:
Обратите внимание, что все команды в меню Generate (Создание) ведут себя следующим образом. Если выделена одна или несколько дорожек, но не выделен никакой диапазон, то сгенерированный фрагмент помещается в позицию курсора. Однако, если выделен некоторый диапазон, то звуковые данные в нём будут замещены созданным фрагментом. ЭффектыAudacity позволяет применить большое количество эффектов, которые доступны в меню Effects (Эффекты). Некоторые команды, типа fade in или fade out, просто выполняют эффект над выделенным диапазоном, но большинство из них открывают диалог для настройки параметров эффекта. Если эффект не поддерживает предпрослушивание в реальном времени, о котором будет сказано в следующем разделе, то в его диалоге обычно присутствует кнопка Preview,позволяющая вам прослушать обработанный эффектом короткий участок выделенного диапазона. По умолчанию длительность предпрослушиваемого участка составляет 6 секунд, но вы можете изменить это значение в диалоге Preferences (Параметры), где в категории Playback (Воспроизведение) есть поле редактирования Length of preview (ДДлительность прослушивания). Диалог параметров эффекта также содержит кнопку Manage, которая открывает меню, включающее команды для пресетов. Эффекты с предпрослушиванием в реальном времениНекоторые эффекты, которые можно применить в Audacity, включают предпрослушивание в реальном времени, где вы можете изменить параметры эффекта во время воспроизведения. Небольшое число эффектов, входящих в установочный пакет Audacity, например, эффекты bass и treble, а также эффект wahwah, имеют такую возможность. Помимо этого, если вы загрузили любые эффекты VST или LADSPA, то они тоже позволяют выполнить предпрослушивание в реальном времени. Диалоги эффектов, которые включают предпрослушивание в реальном времени, содержат следующие элементы управления, все из которых имеют клавиши доступа:
Открыв один или несколько диалогов эффектов, вы можете вернуться в главное окно Audacity, не закрывая диалоги. Диалоги с таким поведением известны как немодальные диалоги. Вы можете циклически перемещаться между главным окном Audacity и любым открытым немодальным диалогом, нажимая Alt + F6. Поскольку эти диалоги эффектов имеют свои собственные элементы управления воспроизведением, Вам, скорее всего, не придётся перебирать их очень часто. Удаление дорожки
Как избежать появления щелчков при редактированииЕсли вы удалите или вырежите часть звуковых данных дорожки, и начало или конец этой части не будут иметь нулевую амплитуду, то это может привести к появлению резких изменений амплитуды звука. Если величина этих изменений достаточно велика, вы услышите их как щелчки (клики). Подобная проблема может возникнуть и в случаях, когда вы копируете и вставляете звуковой фрагмент. Есть возможность избежать появления этих щелчков, если использовать команду Find zero crossings (Найти ближайшие нулевые точки) в меню Edit (Правка) или сочетание клавиш Z. Если выделена вся дорожка, но нет выделенного диапазона, То по этой команде курсор переместится в ближайшую позицию, где амплитуда звука на выделенной дорожке равна нулю. Как правило, курсор смещается на малую величину, поэтому нет причин беспокоиться о том, что это сильно изменит позицию курсора. Аналогичным образом, если есть выделенный диапазон, позиции как начала, так и конца диапазона выравниваются так, чтобы амплитуда звука в этих позициях была равна нулю. Таким образом, чтобы избежать появления щелчков:
Более продвинутое редактированиеДобавление пустой дорожкиЧтобы добавить новую пустую дорожку, выберите один из пунктов в субменю Add New (Создать новую) в меню Tracks(Дорожки). Импорт аудиофайлаВы можете импортировать один или более звуковых файлов, И они станут новыми дорожками в существующем проекте. Чтобы импортировать файлы поддерживаемых форматов, откройте меню File (Файл) и выберите пункт Audio (Звуковой файл) из субменю Import (Импортировать) — сочетание клавиш Ctrl + Shift + I. Откроется диалог “Select one or more audio files” (Выберите один или несколько звуковых файлов), который имеет такую же структуру, что и обычный диалог «Открыть» в Windows XP. Выделите один или несколько файлов и нажмите клавишу Enter, чтобы активировать кнопку OK. Обратите внимание, что Сразу после импорта выделенной будет последняя дорожка в проекте, а все остальные дорожки — без выделения. ДублированиеЧтобы продублировать выделенный фрагмент на новую дорожку (дорожки), выберите пункт Duplicate (Создать дубликат) в меню Edit (Правка) или нажмите Ctrl + D. Дублированный фрагмент сохраняет те же самые тайминги, что и исходный выделенный диапазон, поэтому на новой дорожке (дорожках) аудиоданные начинаются с той же позиции, что выделенный диапазон. Выравнивание «end to end»Если выделены одна или несколько дорожек, вы можете выравнить данные на этих дорожках, Так чтобы звук в дорожке начинался там, где заканчивается звук на предыдущей дорожке. Чтобы сделать это, откройте меню tracks (Дорожки), затем — субменю Align tracks (Выровнять дорожки), и выберите Align end to end (Выровнять конец к концу). Обратите внимание:
Смещение по времениВы можете сместить по времени звуковые данные на одной или нескольких выделенных дорожках, так чтобы начало или окончание звуковых данных оказались в требуемой позиции. Вы можете указать эту позицию либо курсором, либо начальной и конечной позициями выделенного диапазона. Все команды для смещения аудио доступны в подменю Align Tracks (Выровнять дорожки) в меню Tracks (Дорожки), а ниже приведены некоторые примеры их использования. Но прежде заметим, что есть несколько удобных команд воспроизведения, которые можно использовать для проверки позиций смещённых звуковых данных:
Длительность упомянутого выше периода соответствует длительности периода для предпрослушивания при вырезании, которую можно установить в категории playback (Воспроизведение) в параметрах приложения. ПримерыДля того чтобы переместить звуковые данные на одной или нескольких дорожках так, чтобы их первый отсчёт оказался в требуемой позиции:
Если необходимо сместить звуковые данные так, чтобы их последний отсчёт оказался в требуемой позиции, то достаточно просто изменить шаг три и использовать пункт End to Cursor/Selection Start вместо Start to Cursor/Selection Start. Другой пример: если вы хотите сдвинуть одну или несколько дорожек на определённый временной интервал, тогда:
Обратите внимание, что если вы хотите переместить дорожку, которую вы записали, и которая не соответствует существующим дорожкам, то вам может потребоваться передвинуть начало звуковых данных за пределы нулевого отсчёта времени. Поскольку вы не можете поместить курсор за пределы нуля по шкале времени, то приведённый выше метод следует изменит и на шаге два, нажмите K, чтобы переместиться к последнему отсчёту звуковых данных на выделенной дорожке, а затем на шаге пять, используйте команду End to Cursor/Selection Start. Заметьте, что Audacity имеет автоматическую Коррекцию задержки. Меню дорожкиМеню можно открыть на дорожке с фокусом, нажав сочетание клавиш Shift + M. Это меню включает команды для изменения названия дорожки, перемещения дорожки, и прочие, о чём речь в следующем разделе. Обратите внимание, что вы также можете открыть меню на дорожке с фокусом, нажав клавишу Application. Однако это даёт нежелательный побочный эффект — отмену выделения всех выделенных дорожек. Перемещение дорожкиВ Меню дорожки существует команда для перемещения дорожки вверх, вниз, на вершину, и в самый низ в таблице дорожек. По умолчанию эти команды не имеют связанных с ними сочетаний клавиш, но вы можете назначить свои сочетания в категории keyboard (Клавиатура), о которой сказано в разделе Сочетания клавиш в разделе, посвящённом параметрам приложения. Названия команд, которые перемещают дорожку с фокусом: up, down, to top и to bottom. Подходящие и свободные сочетания клавиш включают Ctrl + Shift + Стрелка вверх, Ctrl + Shift + Стрелка вниз, Ctrl + Shift + Home и Ctrl + Shift + End. Усиление дорожкиЧтобы изменить коэффициент усиления дорожки с фокусом, нажмите Shift + G. Откроется диалог Gain (Усиление), содержащий поле редактирования и ползунок для установки коэффициента усиления. Диапазон изменений (db) от -36 до +36. Усиление дорожки применяется ко всей дорожке и только во время воспроизведения или когда дорожка экспортируется в файл, или когда вы используйте команду mix и render. Изменение коэффициента усиления не влияет на амплитуду звуковых данных дорожки. Панорамирование дорожкиЧтобы изменить панорамирование дорожки с фокусом, нажмите Shift + P. Откроется диалог Pan (Панорама), который содержит поле редактирования и ползунок. И первый, и второй элемент управления позволяют установить значения панорамирования. Диапазон значений от -1 до 1, соответствующие левому и правому каналам. Mute и SoloКаждая дорожка имеет опцию mute (Отключить звук), которую можно включить или отключить, и опцию solo (Соло), которую тоже можно включить или отключить. Эти опции используются для управления тем, какая дорожка попадёт в воспроизведение, а также опция mute, но не опция solo, влияет на то, какие дорожки попадут в результирующий файл при сохранении в одном из поддерживаемых звуковых форматов. По умолчанию опции mute и solo отключены для каждой дорожки. Сообщив название дорожки, JAWS скажет «mute on» (тихо), если опция mute включена, и «solo on» (соло вкл), если включена опция solo. MuteЕсли у дорожки опция mute включена, то дорожка не участвует в процессах воспроизведения, сохранения в одном из поддерживаемых форматов. Вы можете изменить опцию mute для одной дорожки или для всех дорожек:
SoloЕсли для одной или более дорожек опция solo включена, то только эти дорожки участвуют в воспроизведении, независимо от состояния опции Mute для всех дорожек. Чтобы переключить опцию Solo для дорожки в фокусе, нажмите Shift + S. Существуют несколько вариантов настройки Solo и её взаимодействия с настройкой Mute:
Выбрать один из указанных вариантов можно в категории Tracks (Дорожки) в диалоге параметров приложения, где расположен выпадающий список Solo Button (Кнопка Соло). Дорожки «Sync lock»Идея sync-lock дорожек состоит в том, чтобы попытаться сохранить взаимную синхронизацию в группе дорожек, когда некоторая операция, такая как удаление, оказывает влияние на время одной или нескольких дорожек в группе. Допустим, что в проекте всего две звуковые дорожки, и они синхронизированы. Если вы выделите на одной из дорожек некоторый диапазон, а затем удалите его, то звуковые данные в таком же диапазоне будут удалены и на второй дорожке, так что все оставшиеся звуки на двух дорожках все ещё будут синхронизированы друг с другом. Аналогичным образом, если выделить одну из двух синхронизированных дорожек и вставить некоторый звуковой фрагмент в позиции курсора, то фрагмент тишины с той же длительностью, что и вставленный звук, будет вставлен во вторую дорожку в позицию курсора. Включить или отключить синхронизацию дорожек можно через пункт sync lock tracks в меню tracks (Дорожки) (по умолчанию опция отключена). Если в проекте только звуковые дорожки, то они составляют одну группу sync-locked дорожек. Дорожки в проекте можно поделить на несколько групп, используя дорожку отметок. Каждая звуковая дорожка, которая следует непосредственно за дорожкой отметок, начинает новую группу дорожек. Когда вы выделяете одну или несколько дорожек в sync locked группе, то для зрячих пользователей на дорожке отображается соответствующий значок, а для пользователей программ экранного доступа к названию дорожки добавляется фраза "sync lock selected". ОтметкиОтметка представляет либо конкретную позицию, либо определённый диапазон на шкале времени, и может иметь название. Отметка, представляющая конкретное время, называется point label (точечной отметкой), а отметка, представляющая определенный временной интервал, называется region label (отметкой интервала). Отметки сохраняются на дорожке отметок. В проекте может быть более одной дорожки отметок, но обычно одной такой дорожки бывает достаточно. Когда дорожка отметок находится в фокусе, то по умолчанию нажатие лююбой клавиши с буквой или цифрой автоматически создаёт новую отметку, которая в таком варианте малополезна пользователям программ экранного доступа. Однако существует настройка, которая позволяет изменить поведение, что настоятельно рекомендуется сделать. В диалоге параметров, в категории Tracks (Дорожки), есть флажок «Type to create a label», который установлен по умолчанию, и который вы можете снять. ВЫ можете отметить позицию на шкале времени или целый временной интервал, как это описано в следующем разделе, а затем легко вернуться к ним позже при редактировании с помощью команд, описанных в разделе Перемещение по отметкам. Помимо этого, ряд инструментов из меню Analyze (Анализ) добавляют в проект дорожку отметок, которая содержит результаты их работы. Например, инструмент Find clipping создаёт дорожку, содержащую отметки в точках, где звук был клиппирован (искажён из-за перегрузки по уровню). Создание отметокЕсть две команды для создания отметок, и обе присутствуют в меню Tracks (Дорожки):
Чтобы использовать любую из этих команд:
Перемещение по отметкамИмеются две команды для перемещения по отметкам. Здесь в качестве позиции интервальной отметки принимается начальная позиция охватываемого ею диапазона.
Обе команды используют отметки на одной дорожке отметок, а не на всех дорожках отметок в проекте. Если в проекте только одна дорожка отметок, как это обычно и бывает, то команды используют эту дорожку независимо от положения фокуса. Если в проекте более одной дорожки с отметками, то используется та дорожка с отметками, которая содержит фокус, иначе используется первая дорожка отметок после дорожки в фокусе, если такая существует. Когда эти команды перемещают к отметке, то если это точечная отметка, курсор помещается в позицию отметки; Если это интервальная отметка, то выделяется интервал, соответствующей диапазону отметки. В обоих случаях JAWS произносит название отметки, если отметка имеет название, а затем её позицию на дорожке отметок. Если эти команды используются во время воспроизведения, то воспроизведение продолжается с позиции отметки. Обратите внимание, что если дорожка отметок в фокусе, что доступны сочетания клавиш Tab, и Shift + Tab для перемещения на следующую или предыдущую отметку. Однако использовать эти сочетания не рекомендуется. Помимо перемещения по отметкам, они открывают поле редактирования для ввода названия отметки, которое плохо читается программами экранного доступа. Если вы случайно воспользовались одним из этих сочетаний, то вы можете закрыть поле редактирования, нажав Enter. Если вы хотите отредактировать название отметки, то вы можете использовать диалог редактирования отметки, который описан в следующем разделе. Редактирование отметокИспользование диалога Edit labels (Редактирование отметок)включает переименование отметок, удаление отметок, а также альтернативу командам перехода по отметкам. Чтобы открыть диалог, выберите пункт Edit Labels в меню Tracks (Дорожки). Диалог содержит следующие элементы управления:
Когда вы открываете диалог, одна из ячеек таблицы содержит фокус и выделена. Предполагается, что проект содержит не менее одной отметки и выделено название одной из отметок. При определении того, какое название будет выделено, позиция интервальной отметки принимается как начало выделения:
Когда вы закроете диалог, нажав OK или Cancel, курсор или выделенный диапазон будут установлены с учётом отметки, которая была выделена в таблице и в зависимости от того была ли эта отметка точечной или интервальной. Обратите внимание, что не рекомендуется открывать диалог, когда в проекте отсутствуют отметки. Если вы сделаете это, то таблица будет содержать одну строку, в фокусе и выделенной будет название дорожки отметок, а название созданной отметки будет пустым. Если в этот момент нажать кнопку OK, то в проект добавится новая дорожка отметок, которая будет содержать отметку с пустым названием. Лучшее, что можно сделать, если вы открыли диалог в такой ситуации, это нажать Esc, чтобы закрыть диалог. Но даже закрыв диалог указанным способом, вы потеряете позицию курсора, потому что курсор будет перемещён в нулевую позицию по шкале времени. ТаблицаТаблица содержит шесть столбцов: название дорожки отметок, название отметки, начальное и конечное время, а также нижнюю и верхнюю частоты. Если отметка является точечной, то начальное и конечное время у неё совпадают. Нижняя и верхняя частоты предназначены для выделения области в спектральном представлении и не рассматриваются в этом руководстве. Существует несколько способов выбора ячейки в таблице:
Обратите внимание, что поскольку Tab может быть использована для выделения ячеек в таблице, то быстро перейти за пределы таблицы можно при помощи клавиатурных сочетаний Ctrl + tab и Ctrl + Shift + Tab, которые из любой ячейки таблицы перемещают фокус на следующий или предыдущий элемент управления. удаление отметки
Редактирование ячейкиJAWS обозначает все ячейки как поля редактирования. Не обращайте на это внимания. Ни одна из ячеек не ведёт себя как обычное поле редактирования, а способ редактирования ячейки зависит от типа сохраняемого в ней значения. Редактирование названия отметки, а также начального и конечного времени описаны в последующих двух разделов. В обоих случаях вы можете подтвердить изменения, нажав Enter или Tab. Различие заключается в том, что нажатие Enter перемещает фокус непосредственно на ячейку под текущей, а нажатие Tab перемещает фокус на следующую ячейку. Помимо этого, в обоих случаях редактирование можно прервать, нажав Esc. Редактирование названия отметкиВы можете либо полностью переписать, либо отредактировать существующее название:
Редактирование начального и конечного времени
Обратите внимание, что по умолчанию формат для начального и конечного времени такой же, как формат времени элементов панели выделения. Вы можете временно изменить формат, воспользовавшись контекстным меню при редактировании времени. Такое изменение формата касается только элемента управления в диалоге, и не сохраняется после того, как диалог будет закрыт. @@@Редактор метаданныхМетаданные — это данные, описывающие другие данные, а метаданные для звуковых файлов содержат несколько тегов, где каждый тег состоит из имени тега и значения. Редактор метаданных в Audacity позволяет как редактировать значение предопределённых тегов, так и создавать пользовательские теги. Редактор метаданных можно открыть в любой момент, выбрав Edit Metadata Tags... в меню File (Файл). Помимо этого, если вы сохраняете аудиоданные в одном из поддерживаемых форматов, и если вы не отключили соответствующую настройку, Редактор метаданных откроется автоматически, как было описано в разделе Сохранение аудиоданных. Редактор метаданных содержит следующие элементы управления:
ТаблицаТаблица содержит два столбца: Tag (Метка) и Value (Значение), а первые 7 ячеек в столбце Tag содержат названия предустановленных тегов, таких как Artist Name (Исполнитель) и Track Title (Название дорожки). JAWS указывает, что имена предустановленных тегов нельзя изменить, произнося unavailable (недоступно) после озвученного названия тега. Есть несколько способов выделить ячейки в таблице:
Обратите внимание, что поскольку Tab используется для выделения ячеек таблицы, то предусмотрена пара клавиатурных сочетаний, которые позволяют сразу перейти к элементам за пределами таблицы. Из любой ячейки таблицы Ctrl + tab и Ctrl + Shift + Tab переместят на следующий или предыдущий элемент управления. Редактирование значений теговВсе значения тегов, кроме значения тега genre (Жанр),редактируются как поля для ввода текста, а значение тега genre (Жанр) выбирается из выпадающего списка, который содержит перечень жанров. Значение любого тега, кроме значения тега genre (Жанр), можно либо переписать заново, либо отредактировать текущее значение, как описано ниже. Оба варианта включают использование клавиш Enter или Tab для подтверждения сделанных изменений. Enter выделяет ячейку непосредственно под текущей ячейкой, а Tab выделяет следующую ячейку, которая является названием тега в следующей строке.
Чтобы изменить значение тега genre (Жанр):
Создание и редактирование пользовательских теговВы можете использовать строки в таблице, расположенные после строк с предустановленными тегами, чтобы добавить свои пользовательские теги. В таких строках вы можете редактировать как название тега, так и его значение. Для нового набора метаданных в таблице есть одна запасная строка, расположенная после строк с предопределёнными тегами. Вы можете добавить и удалить строки в таблице, используя кнопки Add (Добавить) и Remove (Удалить), которые размещены после таблицы. Кнопка Add (Добавить) добавляет строку, а кнопка Remove (Удалить) удаляет текущую пользовательскую строку. Редактирование списка жанровЧтобы отредактировать перечень жанров, который доступен в выпадающем списке, когда вы выбираете значение жанра:
Чтобы вернуть список жанров в состояние по умолчанию, нажмите кнопку Reset (Восстановить) в группе элементов Genres (Жанры). Откроется сообщение о восстановлении списка жанров, запрашивающее подтверждение для совершаемого действия. Нажмите Enter, чтобы активировать кнопку по умолчанию, то есть OK. Сочетания клавишОбщие
Воспроизведение
Таблица дорожек
Звуковая дорожка
Перемещение курсора
Выделение диапазонов
Редактирование
Отметки
Запись
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения. Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин, 2004-2024 |
Социальные сети