Очистка от шумов и нормализация в Adobe Audition

Дата публикации:2006
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Инструментарий

Мы будем работать с программой Adobe Audition версии 1.0 (в прошлом - Cool Edit Pro), однако сейчас уже доступна версия Adobe Audition 2.0.

Очистка от шумов

Ну, если рассказывать всё и обо всём, тогда рассказывать нужно долго и много, поэтому расскажу только о некоторых самых интересных функциях для очистки записи от шумов.

Предположим, что у нас уже открыт звуковой файл, из которого нужно убрать шипение ленты. Для этого выделяем фрагмент записи, в котором звучит только одно шипение ленты, без полезного сигнала. Это может быть пауза между песнями, или паузы в начале и конце записи. Поэтому не следует спешить с удалением пауз, они очень нам помогут при очистке записи от шумов. Для более точного и аккуратного выделения растягиваем изображение волны по горизонтали так, чтобы можно было увидеть выделяемый фрагмент во весь экран и сделать всё аккуратно, не захватив в выделение ничего лишнего. К сожалению, пока не разобрался, как можно это делать с помощью JAWS, если кто объяснит, буду очень признателен! Для изменения масштаба волны по горизонтали можно использовать колесико мыши или специальные кнопки масштабирования в окне Adobe Audition.

Теперь открываем меню "Effects" (Эффекты), выбираем пункт "Noise reduction" и в появившемся подменю снова пункт "Noise reduction". Откроется окно удаления шумов. В новых версиях Adobe Audition эта опция открывается через какие-то другие меню, но в версии 1.0, которой пользуюсь я, функция удаления шумов открывается именно так.

Несколько слов о настройках, значения которых я бы посоветовал изменить и установить в них другие значения, отличающиеся от установок по умолчанию.

Во-первых, это комбинированный список "FFT". Если значение в этом списке будет очень маленьким, при удалении шумов значительно пострадает и полезный сигнал. Если значение очень большое, обработка записи будет долгой, полезный сигнал не пострадает, но эффективность очистки будет ниже. Я советую устанавливать значение FFT 6000, так как в результате своих экспериментов с очисткой звука выяснил, что для очистки наиболее часто встречающихся шумов, таких как шипение ленты или шум от не слишком качественной звуковой карты, это оптимальный вариант.

Во-вторых, "Точность", по умолчанию там стоит 7, для стерео записи лучше поставить значение 14 или 15, это уже достаточно много, ставить больше, по-моему, нет смысла, так как кроме увеличения времени обработки, это ничего не даёт. И в-третьих, "Затухание спектра". В этой настройке по умолчанию стоит значение, по-моему, 56, я советую поставить там 0, так как чем больше это значение, тем менее эффективно удаление шумов. Исключение можно сделать в тех случаях, когда шипение ленты очень уж сильное, в сравнении с полезным сигналом. Тогда в затухании спектра можно попробовать увеличивать значение, чтобы избавиться от какого-то "металлического" перезвона, который остаётся после удаления такого сильного шума.

Итак, шум, который следует убрать из записи у нас выделен, окно удаления шумов открыто. Нажимаем в этом окне кнопку "Получить из выделения" и, некоторое время ждём. На экране появляется шкала, показывающая процент выполнения процесса. Когда шкала дошла до ста процентов и исчезла, всё готово, мы предоставили программе образец шума, который нужно убрать из всей записи.

В окне удаления шумов есть две кнопки, "Ok" и "Закрыть", Нажимаем "Закрыть", так как нажатие кнопки "Ok" приведёт к запуску процесса очистки, а нам этого пока не нужно. Не стоит также закрывать окно очистки шумов нажатием Alt+F4, щелчком мыши по крестику или нажатием кнопки "Отмена", так как это приведёт к отмене всего, что мы сделали в окне очистки шумов. После того, как окно закрыто, нам нужно выделить тот фрагмент записи, к которому будет применена очистка шумов.

Здесь хочу обратить внимание на то, что все функции Adobe audition применяются только к выделенному фрагменту записи. Если фрагмент не выделен, любая запускаемая операция будет применена только к той части фонограммы, которая в данный момент находится на экране. Поэтому, если мы хотим применить функцию очистки шумов ко всей записи, после закрытия окна очистки от шумов нажимаем комбинацию ctrl+a, чтобы выделить всю звуковую дорожку. После этого уже описанным выше способом открываем окно удаления шумов, нажимаем кнопку "test" и слушаем, наша запись зазвучит уже так, как она будет звучать после обработки. если нас всё устраивает, нажимаем кнопку "Ok" и ждём окончания процесса обработки.

Ещё важный момент: возможно, после первой очистки шум не будет удален полностью. У функции удаления шумов есть одно свойство: чем дальше мы уходим по записи от того места, где взяли образец шума, тем больше начинает проявляться этот самый шум, который мы удаляли. Не знаю, с чем это связано. Или шум со временем немного изменяется и уже не совпадает с полученным образцом, или у функции очистки шумов, чем дальше, тем больше происходит рассогласование с шумом. Поэтому, возможно, чтобы полностью избавиться от шума, вам придётся после обработки ещё раз выделить образец одного шума, в том месте, где он остался, и повторить всю операцию. Функция удаления шумов очень хорошо работает на однородном или циклически повторяющемся шуме. Для удаления же, например, треска грампластинки, я бы очень советовал сперва пользоваться функцией удаления треска и щелчков (Clip pop eliminator), а уже потом, удалять то, что останется с помощью функции удаления шумов.

Специально для удаления шипения в Adobe audition есть функция удаления шипения, но она, похоже, основана на применении каких-то частотных фильтров, при её использовании шипение особо не удаляется, а качество основного сигнала страдает. Поэтому если на фонограмме есть место, из которого можно получить образец одного шума без полезного сигнала, то для удаления шипения лучше пользоваться функцией удаления шумов по образцу, а не функцией удаления шипения. Если вы сделали запись, например, с кассеты или грампластинки, очень советую вырезать из неё по одной песне и обрабатывать каждую композицию в отдельности, а не всю большую запись сразу. Так вы добьётесь лучших результатов.

После того, как удаление шумов закончено, можно удалить все лишние паузы в начале и конце записи, применить ещё какие-то функции, если это нужно, например, иногда бывает очень полезно подправить частотные характеристики записи с помощью эквалайзера. И как завершающий этап обработки записи, можно выполнить нормализацию.

Нормализация

Немного о том, какие виды нормализации бывают и что это вообще такое.

Нормализация — это приведение уровня громкости записи к какому-то определённому значению, например, к максимально допустимому уровню громкости. После выполнения нормализации, во-первых, ваша запись не будет звучать тихо, вы, при желании, сможете включить её на любом компьютере или плеере и использовать все возможности его акустики по части громкости. А во вторых, если вы записали несколько треков и нормализовали их все до одинакового уровня громкости, они все будут звучать одинаково и не получится такого, что одна песня звучит громче, а другая тише.

Первый вариант нормализации - это пиковая нормализация. Принцип её действия такой. Программа анализирует всю запись и находит в ней те места, где громкость достигает максимального значения, а после этого, увеличивает громкость всей записи так, чтобы эти места достигли максимально допустимого значения.

Пиковая нормализация очень хорошо подходит для классической музыки. Но, есть у неё и минус. Например, в нашей музыкальной фонограмме есть, скажем, барабан, который, в какой-то момент долбанул так, что прозвучал на много громче всех остальных инструментов. Естественно, этот звук в записи самый громкий, пиковая нормализация сориентируется на него и увеличит громкость записи так, что этот долбанутый барабан достигнет максимально допустимого значения по громкости. Но все остальные инструменты звучат намного тише, в результате, запись получилась тихая, только этот самый барабан и долбанул один раз достаточно громко. Да, никаких искажений в звук такая нормализация не внесёт, но если попадётся такой барабанщик, получить желаемую громкость записи не получится, но, например, как я уже написал, для классической музыки это хороший вариант, так как он не внесёт никаких других изменений в звук, кроме как, изменение его громкости.

В Adobe audition воспользоваться пиковой нормализацией можно следующим способом: выделяем всю запись нажатием ctrl+a, открываем меню эффекты, выбираем в нём пункт "Amplitude", а в подменю этого пункта "Amplify". В появившемся окне, на вкладке "Constant amplification" есть один или два регулятора громкости, в зависимости от того, какая у нас запись, моно или стерео. Можно перемещать регуляторы в ручную, а можно нажать кнопку "Вычислить". Тогда программа проанализирует запись и сама установит регуляторы на значение, в данном случае необходимое для пиковой нормализации записи.

После этого останется только нажать кнопку "ok". Ещё стоит обратить внимание на галочку "Блок левый правый". Если галочка установлена, при вычислении уровня пиковой нормализации программа сориентируется на самый громкий звук в одном из двух каналов, но установит регуляторы громкости так, что не внесёт изменений в соотношение громкостей левого и правого каналов. Если галочка снята, каждый канал будет нормализован в отдельности.

Второй тип нормализации это. Эмм, прошу прощения, напряжёнка с терминами, забыл, как он называется. Но, суть его в том, что он не просто изменяет громкость, а, видимо, каким-то хитрым образом обрабатывает числовые значения нашей цифровой записи. Суть примерно такая. Играют, например, одновременно, балалайка и скрипка, играют одновременно, но, балалаечник балалаит так громко, что совсем заглушает скрипку. После нашего второго типа нормализации с забытым названием, :-) становится более менее слышно и балалайку, и нашу заглушённую скрипку. Теперь, наш "барабанщик" может барабанить как угодно громко, он уже не сможет заглушить всех остальных.

Лично мне такой способ кажется подходящим для большинства случаев и очень хорош для обработки оцифрованных концертных записей. Например, если кто-то громко крикнул в микрофон, этот крик, после нормализации, уже не покажется слишком резким и значительно более громким, чем все остальные. При этом, такая нормализация совсем не означает, что наружу выдут и все шумы, особенно в паузах. Совсем нет, этот тип нормализации не изменяет уровень громкости в разных местах записи, усиление записи одинаковое, на протяжении всей записи.

Хотя, если на записи есть шум, который раньше заглушался полезным сигналом и не был слышен, возможно, он и займёт более явное место на фоне громкости всех инструментов.

В Adobe audition такой нормализацией можно воспользоваться, выбрав в меню "Эффекты" пункт "Amplitude", а в подменю этого пункта, пункт "Normalize".

Третий тип нормализации, это, так называемое, строгое лимитирование. Действует по принципу АРУ (или АРУЗ), радиолюбители меня поймут. Этот тип нормализации меняет уровень усиления записи в зависимости от громкости исходного варианта в текущий момент. Например, если кто-то громко гавкнул в микрофон, программа понизит громкость в этот момент, а когда кто-то говорит тихо, программа увеличивает громкость, чтобы его было лучше слышно. Использовать такое для музыки, конечно, полное надругательство над фонограммой, а вот в тех случаях, когда говорят несколько человек, один сидит далеко от микрофона, другой - ближе, а третий - совсем рядом, такой способ нормализации может помочь, но, только при условии, что на записи нет шумов и собеседники разговаривают в тишине, иначе это тоже будет надругательством, так как в паузах между словами шум будет безжалостно вылезать на передний план (можно задать уровень входного сигнала, начиная с которого будет действовать этот вид коррекции амплитуды, и тем самым исключить шум из процесса, но тогда может "выпасть" и тихий голос одного из собеседников).

В Adobe Audition строгое лимитирование амплитуды можно применить, открыв меню "Эффекты" выбрав в нём пункт "Amplitude", а в его подменю пункт "Hard limiting". Настройки этой функции сделаны по аналогии с аппаратным устройством. "Уровень входного сигнала", "Скорость поиска" ("скорость нарастания") и "скорость угасания" ("скорость спада").

После того, как всё очищено от шумов, отредактировано, обработано другими эффектами и нормализовано, можно сохранять запись. Единственное, очистку от шумов, особенно, функцию удаления щелчков, нужно применять до выполнения нормализации.

Ну, вот вроде бы всё самое основное об очистке звука и приведении его к нормальному звучанию в Adobe Audition.

Метки

Компьютерная музыка, Обработка звука


Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024