Государственные электронные услуги: функциональность и доступность для людей с инвалидностью по зрению

Дата публикации:26.04.2018
Twitter Facebook Vkontakte

Введение

Впервые о переводе государственных услуг в электронную форму говорилось в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Программа была принята постановлением Правительства РФ от 28.01.2002. В мае 2012 года Президентом РФ был принят указ, в котором устанавливались сроки и показатели совершенствования госуправления. В частности, Правительство РФ к 2018 году должно обеспечить рост доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме до, минимум, 70 процентов. Таким образом, 70 процентов граждан к 2018 году должны, при обращении за государственной услугой, использовать ресурсы и сервисы в сети Интернет.

Цели данной статьи: оценить доступность электронных государственных услуг для людей с инвалидностью по зрению, использующих программу экранного доступа; проанализировать набор электронных государственных услуг, с точки зрения перспективы включения в образовательные программы курсов компьютерной грамотности для людей с инвалидностью по зрению.

Для этого составим предварительный список основных сервисов по предоставлению электронных государственных услуг, перечень категорий и услуг, имеющих особую значимость для людей с инвалидностью по зрению; обозначим этапы, разделы или услуги, доступ к которым с помощью специальных программ затруднен; выделим услуги, информацию о которых было бы целесообразно включить в образовательные программы компьютерной грамотности людей с инвалидностью.

Предоставление государственных услуг в электронной форме не подразумевает одного единственного веб-ресурса, веб-сервиса или веб-портала. Услугу оказывают самые разные организации: Федеральные министерства, подведомственные им агентства, службы, надзоры; Федеральные службы и агентства, Региональные органы исполнительной власти, Органы местного самоуправления. Конечный веб-ресурс, через который пользователь обратится в организацию, зависит и от типа организации, и от места (региона) обращения. В связи с этим интерфейс предоставления электронной услуги также будет отличаться.

Портал государственных услуг Российской Федерации

В качестве агрегатора всех государственных услуг выступает «Портал государственных услуг Российской Федерации» (gosuslugi.ru). На Портале можно получить сведения о более тысячи услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, более восьми тысяч региональных услуг и более девятнадцати тысяч муниципальных услуг, включая услуги, оказываемые юридическим лицам. По итогам 2016 года общее число пользователей Единого портала госуслуг достигло сорока миллионов.

Регистрация

В случаях, когда пользователю достаточно узнать информацию о государственной услуге, а собственно услугу человек предполагает получить очно, нет необходимости проходить регистрацию - создавать учётную запись. Сведения об организации, предоставляющей услугу, стоимости и сроках предоставления, о пакете документов для оказания услуги доступны без регистрации.

Регистрация учётной записи требуется, если пользователь планирует воспользоваться услугой в электронной форме: подать документы, оплатить госпошлину, отслеживать статус заявки. Регистрация проводится в Единой системе идентификации и аутентификации, а созданная учётная запись используется не только непосредственно на Портале госуслуг, но и на других ресурсах предоставления государственных услуг.

Единая система идентификации и аутентификации — это информационный сервис, обеспечивающий доступ граждан и должностных лиц к информации и персональным данным, содержащимся в государственных информационных системах.

Регистрация учётной записи состоит из трёх этапов. На первом этапе пользователь должен ввести свою фамилию, имя, номер телефона и адрес электронной почты. После чего открывается страница оформления пароля и, по окончании процедуры, создается Упрощённая учётная запись. На этом этапе затруднений при использовании программ экранного доступа не возникает.

Второй этап — создание Стандартной учётной записи — подразумевает ввод в личном кабинете данных СНИЛС и Паспорта гражданина РФ. Эти данные проверяются соответствующими учреждениями. О результатах проверки пользователь получит уведомление на электронную почту. Этот этап также доступен при помощи программ экранного доступа.

Третий этап: подтверждение личности и создание Подтверждённой учётной записи. На этом этапе пользователь должен либо очно и лично обратиться с удостоверением личности в Центр обслуживания, либо получить «код подтверждения личности» на бумаге по почте. Центры обслуживания располагаются в большом количестве учреждений разных форм собственности. Пользователь может обратиться в Центр обслуживания на любом этапе регистрации, в том числе при отсутствии Упрощённой учётной записи. Однако же выбор ближайшего Центра обслуживания невозможен при посредстве программ экранного доступа. Центры обслуживания отображаются на карте, не имеющей текстовых описаний. Проблема решается обращением в службу поддержки по телефону +7 (800) 100-70-10.

Выбор услуги

Полный сгруппированный перечень государственных услуг, предоставляемых Порталом, открывается по ссылке «Каталог услуг». Ссылка располагается вверху веб-страницы, под заголовком «Портал государственных услуг Российской Федерации».

Каталог может быть представлен в трех вариантах: Категории услуг, Органы власти и Жизненные ситуации. Выбранный вариант влияет на группирование услуг.

В варианте «Категории услуг» (этот вариант отображается по умолчанию) можно выбрать из шестнадцати категорий. Таких, например, как: «Семья и дети»; «Паспорта, регистрации, виз»; «Моё здоровье», «Пенсия, пособия и льготы» и так далее. После выбора категории можно выбрать конкретную услугу.

При выборе варианта «Органы власти» сначала отображаются четыре подгруппы: «Федеральные министерства, подведомственные им агентства, службы, надзоры», «Федеральные службы и агентства», «Региональные органы исполнительной власти» и «Органы местного самоуправления». Выбрав подгруппу, можно выбрать сначала конкретный Орган власти, а затем уже и услугу, им оказываемую.

Третий вариант группирования услуг — «Жизненные ситуации». После выбора этого варианта отображается список из девяти разделов. Таких, например, как: «Инвалидность», «Недвижимость», «Образование», «Пенсия» и так далее. Выбрав один из предложенных разделов, пользователь сначала попадает в ограниченный список услуг, но по ссылке «Все ситуации» открывается полный список «Жизненных ситуаций» выбранного раздела.

Сделав оговорку, что для людей с инвалидностью по зрению могут представлять интерес любые государственные услуги из самых различных категорий и разделов Портала, всё-таки перечислим услуги, на которые, с нашей точки зрения, имеет смысл обратить особое внимание при разработке учебных программ.

Услуги, предоставляемые гражданам, имеющим инвалидность:

  • 1. назначение социальной пенсии по инвалидности;
  • 2. назначение ежемесячной денежной выплаты;
  • 3. обеспечение лекарственными препаратами;
  • 4. получение путёвки на санаторно-курортное лечение;
  • 5. информирование о предоставлении государственной помощи в виде набора социальных услуг;
  • 6. получение технических средств;
  • 7. ремонт технических средств;
  • 8. компенсация за приобретённые технические средства;
  • 9. как получить собаку-проводника;
  • 10. компенсация на содержание собак-проводников;
  • 11. уход за ребёнком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства I группы:
  • 12. родитель (усыновитель), опекун (попечитель);
  • 13. неработающий гражданин, осуществляющий уход;
  • 14. учащийся дневной формы обучения, осуществляющий уход;
  • 15. уход за инвалидом I группы:
  • 16. неработающий гражданин, осуществляющий уход;
  • 17. учащийся дневной формы обучения, осуществляющий уход.

Дополнительно для людей с инвалидностью по зрению могут представлять интерес следующие услуги:

  • 1. записаться к врачу;
  • 2. вызвать врача;
  • 3. льготы на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • 4. льготы на проезд в общественном транспорте;
  • 5. льготы малоимущим;
  • 6. единовременные и ежемесячные пособия на детей.

Взаимодействие с программами экранного доступа

Большинство из вышеуказанных государственных услуг, предоставляемых «Порталом государственных услуг Российской Федерации», носит справочный, а не исчерпывающий характер. При выборе интересующей пользователя услуги откроется подробная информация: как получить, стоимость и порядок оплаты, сроки оказания, категории получателей, основания для оказания, основания для отказа, результат оказания услуги; документы, необходимые для получения услуги, документы, предоставляемые по завершении оказания услуги...

Вся представленная информация полностью и без дополнительных манипуляций озвучивается программами экранного доступа. При её чтении не возникает никаких затруднений технического характера.

Поскольку для взаимодействия с Порталом государственных услуг могут использоваться не поддающиеся учёту сочетания программ экранного доступа различных версий, многообразные веб-браузеры и техники чтения веб-страниц, представленные ниже выводы не носят исчерпывающий характер. Есть вероятность, что при определённом выборе программы экранного доступа и веб-браузера, а также при наличии высокой квалификации пользователя будут получены другие результаты.

Тем не менее, попытки автора данной статьи воспользоваться государственными услугами в электронной форме в тех случаях, когда это требовало ввода или выбора дополнительной информации, не увенчивались успехом. Этот опыт относится к услугам, в которых присутствовала возможность не просто ознакомиться с информацией об услуге, но и подать заявление или записаться на получение услуги. Сложность представляли элементы формы, требовавшие выбора каких-либо значений: конкретного региона, конкретного документа и так далее. В тех немногочисленных случаях, когда форму всё-таки удавалось заполнить, сложность возникала с переходом на следующий этап получения услуги. Причины затруднений выявить с помощью программ экранного доступа не представилось возможным.

В итоге, из протестированных электронных услуг, безоговорочно доступной оказалась лишь услуга «Информирование о предоставлении государственной помощи в виде набора социальных услуг». В результате были получены и успешно озвучены программой экранного доступа сведения о стоимости и наличии прав на социальные услуги: обеспечение бесплатными лекарственными средствами, обеспечение санаторно-курортным лечением и проезд в пригородном железнодорожном транспорте.

Выводы

В полной мере функциональностью Портала государственных услуг люди, использующие программы экранного доступа, воспользоваться не могут. Вместе с тем, на Портале представлено большое количество полезной и важной информации. Руководствуясь этой информацией, человек с инвалидностью по зрению сможет полнее реализовать свои права на социальную поддержку.

В связи с этим, представляется целесообразным включать изучение Портала государственных услуг Российской Федерации в перечень изучаемых веб-ресурсов.

Конкретный набор услуг имеет смысл формировать исходя из целевой группы, на которую рассчитан учебный курс. Особенно полезным изучение материалов Портала будет для людей среднего и старшего возраста.

Перечень использованных информационных ресурсов

  1. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» » (с изменениями и дополнениями)
  2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями)
  3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
  4. Единый портал государственных и муниципальных услуг. ПАО «Ростелеком», информационный сайт
  5. Более половины россиян выбирают электронные госуслуги :: Минкомсвязь России
  6. Портал государственных услуг Российской Федерации


Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2018