К вопросу о подборе тифлотехнических средств реабилитации и трудоустройства инвалидов по зрению

Материалы научно-практической конференции "Высокотехнологичные средства реабилитации для незрячих и слабовидящих", Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, Санкт-Петербург, 2009
Дата публикации:15.02.2010
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Об авторе: Шевкун Олег Валерьевич , специалист по продукции «Freedom Scientific», ООО «Элита Групп», Москва.

В последние годы наблюдается стремительное развитие рынка тифлотехнических средств. Компании-производители предлагают всё новые модификации своих аппаратных и программных продуктов. Современные тифлоприборы стремительно приходят и в Россию. Если ещё несколько лет назад мы ставили вопрос о наличии брайлевского дисплея или оптического увеличителя, то сегодня речь идёт о том, чтобы выбрать оптимальное решение среди многих аналогичных продуктов.

Правильный выбор тифлотехнических средств чрезвычайно важен. Ошибки приводят к тому, что незрячий или слабовидящий пользователь не может реализовать свой потенциал, а дорогостоящая техника простаивает. В зарубежных странах накоплен значительный опыт подбора тифлотехнических средств с учётом потребностей конкретного пользователя, особенностей решаемых задач и возможностей финансирования. В данном докладе мы попытаемся обобщить имеющийся опыт и предложить последовательность шагов, которая поможет подобрать необходимые тифлотехнические средства.

Для оптимального решения вопроса выбора тифлотехнических средств необходимо участие всех заинтересованных сторон. Это конечный пользователь, которому предстоит работать с тифлотехникой. Это работодатель, который понимает специфику задач, поставленных перед незрячим или слабовидящим сотрудником. Это также организация, госструктура или частное лицо, берущия на себя финансирование данного проекта. И наконец, это компания-производитель или продавец тифлотехнических средств.

Подбор тифлотехнических средств включает в себя несколько стадий.

ОЦЕНКА НУЖД И ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
На первой стадии необходимо составить представление о предполагаемом пользователе тифлотехнических средств. Для этого полезно ответить на следующие вопросы:

  • 1. Какой остаток зрения имеется у пользователя? Достаточно ли для него средств реабилитации слабовидящих, или необходимы технические средства для незрячих? Нужно иметь в виду, что остаток зрения нельзя измерять лишь по медицинским показателям. В данном случае нас интересует не только острота или поле зрения, но и т.н. «функциональное зрение» - способность человека пользоваться остаточным зрением для решения конкретных задач. Например, если остаток зрения составляет 0,1, но при этом человек не может работать с экранным увеличителем более 10 минут, то, скорее всего, нужно подбирать дополнительные средства реабилитации.
  • 2. Владеет ли пользователь системой брайля настолько, чтобы решать поставленные задачи? Тактильный дисплей – это весьма дорогостоящее средство реабилитации. Если незрячий человек в достаточной степени владеет системой брайля, то дисплей поможет ему существенно увеличить производительность труда. Однако для пользователя, который плохо владеет брайлем и не готов совершенствоваться, тактильный дисплей окажется бесполезен. В результате будут напрасно потрачены средства, а дорогостоящее оборудование будет простаивать.
  • 3. Каковы возраст и общий уровень компьютерной грамотности данного пользователя? Тифлотехнические средства нужно подбирать с учётом возрастных и прочих особенностей пользователя. Насколько он способен и готов осваивать новое оборудование? Сможет ли он работать со всеми функциями современного технического средства? Если нет, то необходимо подбирать модели, более простые в обращении, даже если они окажутся ограниченными функционально. Кроме того, необходимо учитывать другие особенности здоровья предполагаемого конечного пользователя.
  • 4. Каковы предпочтения пользователя в выборе тифлотехнических средств? Если человек много лет работал с продукцией одного и того же производителя, то ему будет нелегко перейти на приборы другой компании. Такой переход может быть обоснован главным образом производственной необходимостью. Но так или иначе, подбирая тифлотехнические средства, необходимо учитывать пожелания человека, который в конечном счёте будет с этими средствами работать.

ОЦЕНКА ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
Составив представление о конечном пользователе, мы переходим к оценке поставленных перед ним задач.

  • 1. Какие задачи ставятся перед пользователем? Опишите задачи вообще, без учёта необходимой тифлоадаптации. На практике для этого удобно исходить из должностной инструкции сотрудника.
  • 2. Какие из поставленных задач могут быть решены без тифлотехнических средств? Скорее всего, должностная инструкция включает в себя целый ряд задач, решение которых не требует специальной техники. Перечислите эти задачи.
  • 3. Для решения каких задач потребуются тифлотехнические средства? Чтобы с самого начала правильно спланировать приобретение тифлотехники, очень важно чётко и недвусмысленно поставить задачи, которые мы собираемся решать.
  • 4. Какие технические средства используют зрячие сотрудники для решения данных или аналогичных задач? Насколько доступны эти средства для незрячего или слабовидящего пользователя с учётом специальной адаптации? Ответ на вторую часть данного вопроса потребует участия производителей и продавцов тифлотехнических средств, а также, возможно, других консультантов.
  • 5. Какое программное и аппаратное обеспечение необходимо для решения задач, определённых на предыдущем этапе оценки? По возможности перечислите ВСЕ средства, имеющиеся на рынке и позволяющие решать поставленные задачи. Не ограничивайтесь лишь одним производителем или продавцом. На данном этапе Вам понадобится провести исследование рынка. Однако в конечном счёте такое исследование позволит Вам предоставить незрячему или слабовидящему пользователю необходимые и достаточные технические средства.

ОЦЕНКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ

Поставив конкретные задачи и определив перечень потенциально полезных технических средств, мы переходим к этапу сравнения имеющихся у нас альтернатив с целью подбора оптимального решения.

  • 1. Какие из перечисленных тифлотехнических средств представлены на Российском рынке? Фирмы, представляющие аппаратные и программные продукты, обычно занимаются также их локализацией, продвижением и поддержкой. С другой стороны, приобретая тифлосредства, которые пока не имеют Российского представительства, покупатель идёт на серьёзный риск.
  • 2. Потребуется ли доработка предложенных тифлотехнических средств для решения поставленных задач? Если да, то кто конкретно сможет выполнить это доработку и с какими материальными затратами это связано? Например, программа экранного доступа JAWS, мировой лидер на рынке специализированного программного обеспечения для незрячих, включает в себя обширный язык скриптов (сценариев), позволяющий адаптировать JAWS для поддержки труднодоступных приложений. Однако написание скриптов JAWS требует технической подготовленности.
  • 3. Осуществляются ли техническая поддержка и ремонт оборудования в России? Признанные компании, представляющие зарубежную тифлотехнику в Российской Федерации, очень серьёзно относятся к вопросам технической поддержки и обслуживания. С другой стороны, приобретая аппаратуру у малоизвестных продавцов, Вы рискуете столкнуться с существенными трудностями в том случае, если техника выйдет из строя.
  • 4. Какова репутация производителей и продавцов данного оборудования или программного обеспечения? Вкладывая значительные средства в аппаратуру, мы ожидаем внимательного отношения и качественного обслуживания. А что говорят другие клиенты компании, с которой мы собираемся работать? Разумеется, по тем или иным причинам кто-то всегда останется недоволен. Но у ответственной компании таких меньшинство. Исследование рынка позволит Вам оценить репутацию приобретаемого продукта и потенциального партнёра.
  • 5. Какие дополнительные опции к данному продукту мне понадобятся? Например, приобретая брайлевский принтер, поинтересуйтесь, способен ли он выполнить требуемый Вам вид рельефной печати на имеющейся у Вас бумаге. Если да, то уточните, нужны ли для этого какие-либо дополнительные опции.

ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

На данном этапе список интересующих нас тифлотехнических средств сократился до одной – двух позиций. Теперь пора провести формальную финансовую оценку проекта. Помните, что финансовые соображения не должны быть определяющими. В конце концов, сэкономив на тифлосредствах, Вы рискуете приобрести никому не нужный прибор. И всё-таки финансовая оценка – это обязательная часть проекта.

Вот несколько вопросов, которые помогут Вам провести такую оценку:

  • 1. Какова первоначальная стоимость приобретения необходимых тифлотехнических средств? Нужно учитывать не только стоимость программного или аппаратного обеспечения, но и стоимость транспортировки, установки и обучения. Помните также, что Вашим сотрудникам понадобится время на освоение новой техники. Это их рабочее время, которое, разумеется, стоит денег.
  • 2. Какова стоимость эксплуатации приобретаемых технических средств? Например, для брайлевских принтеров нужна бумага, а для некоторых моделей – также и картриджи. Программные продукты нужно периодически обновлять. Узнайте заранее, о каких расходах идёт речь.
  • 3. Каковы условия и стоимость послегарантийного ремонта? Эти расходы также нужно заложить в стоимость эксплуатации тифлотехники.
  • 4. Сколько лет предполагается использовать приобретённую тифлотехнику? Ответив на этот вопрос, Вы сможете заранее спланировать расходы на обновление технической базы.
  • 5. Можно ли снизить затраты? Во многих случаях стоимость приобретения и эксплуатации можно снизить – например, за счёт особого лицензирования, приобретения большой партии товара, заключения договоров на обслуживание. Кроме того, авторизованный дистрибютор фирмы-производителя обычно сможет дать Вам более полную информацию и предоставить более выгодные финансовые условия, чем компания-посредник. Проконсультируйтесь с Вашим дистрибютором.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
Сформулировав процесс оценки наших потребностей и выбора тифлотехнических средств, необходимо показать, как делается этот выбор на практике. Для этого мы обратимся к продукции, которую реализует на российском рынке компания «Элита Групп». Наша компания предлагает тифлотехнику ведущих мировых производителей и имеет хорошую репутацию на российском рынке тифлотехнических средств. «Элита Групп» осуществляет локализацию, продвижение, продажу, сопровождение и обслуживание всех реализуемых нами аппаратных и программных средств. Работая с нами, Вы приобретаете надёжного, проверенного партнёра.

Понимая разнообразие потребностей пользователей, «Элита Групп» представляет различные модели тифлотехнических средств. Таким образом, даже в рамках одной компании-продавца пользователи имеют обширный выбор. Чтобы не ошибиться, нам помогут шаги, описанные выше.

  • 1. Приобретаем тактильный дисплей. Как уже отмечалось, тактильный дисплей необходим незрячему или слабовидящему пользователю, в достаточной степени владеющему системой брайля. Компания «Элита Групп» представляет пять моделей тактильных дисплеев американской фирмы Freedom Scientific. Так, студенту больше всего подойдёт портативный 20-клеточный дисплей PAC Mate 20. Кстати, это самый недорогой брайлевский дисплей на мировом рынке. Если требуется 40 брайлевских знаков при относительно невысокой цене, то следует обратить внимание на PAC Mate 40. Однако функциональность этих дисплеев может оказаться слишком ограниченной для стационарного использования на рабочем месте. Для этого лучше подойдут более дорогие, но и существенно более функциональные дисплеи Focus 40 и Focus 80. Последний из этих дисплеев имеет 80 брайлевских клеток, что очень удобно при работе с компьютером. И наконец, если Вам нужна высокая функциональность в сочетании с портативностью и беспроводным подключением к компьютеру или мобильному устройству, то советуем обратить внимание на портативный дисплей Focus 40 Blue.
  • 2. Выбираем рельефный принтер. Компания «Элита Групп» предлагает рельефные принтеры ведущих мировых производителей – американской фирмы ViewPlus и шведской фирмы Index Braille. Принтеры ViewPlus оптимально подходят для тех, кому требуется печатать тактильную графику, а также для тех, кто плохо знаком с системой брайля, однако по долгу службы должен готовить брайлевские документы приемлемого качества. С другой стороны, принтеры Index идеально подходят для печати большого объёма текстов, в то время как их графические способности весьма ограничены. У обеих фирм есть несколько линеек принтеров. Правильный выбор нужного принтера возможен при учёте рекомендаций, приведённых в этом докладе.
  • 3. Выбираем увеличитель для слабовидящих. Компания «Элита Групп» представляет целый ряд самых разнообразных увеличителей – от портативных Ruby и Opal до линейки стационарных увеличителей Topaz и увеличителей Onyx, предназначенных прежде всего для школьников и студентов. Правильный выбор увеличителя – залог того, что слабовидящму пользователю будет легко с ним работать.

Подводя итог, необходимо ещё раз отметить, что сегодня рынок тифлотехнических средств наполнен самыми разнообразными приборами и программными продуктами. Столь позитивная тенденция не может не радовать. Одновременно с этим ещё большая ответственность возлагается на тех, кто по роду своей деятельности занимается подбором и закупкой тифлотехники. Однако мы уверены, что при учёте интересов и пожеланий пользователя, а также характера выполняемой им работы, при совместном участии пользователя, работодателей, дистрибюторов и спонсоров, вопрос правильного подбора тифлотехнических средств вполне можно решить.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024