Два подхода к использованию OS Android или изоляция против интеграции

Дата публикации:02.07.2012
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Операционная система Google Android является одним из самых ярких событий в мире мобильных технологий за всю их историю, благодаря уникальной маркетинговой политике и мощной технологической основе. За короткий период она захватила одну из лидирующих позиций во всей индустрии мобильных устройств, пройдя за несколько лет путь от никому неизвестного новичка до законодателя мод.

Так уж сложилось, что по различным причинам, поддержка специальных возможностей для пользователей с физическими ограничениями на старте Android была откровенно провалена, что в последствие вынудило разработчиков реализовывать данный функционал нестандартными методами, из-за чего на начальном периоде он в ряде аспектов серьёзно уступал альтернативным операционным системам. Тем не менее, с самого начала Android привлекала к себе интерес в том числе и незрячих людей, поэтому к моменту становления в данной системе относительно зрелого функционала доступности был уже наработан значительный, хотя и неоднородный, пользовательский опыт, который повлиял в том числе и на развитие технологических решений.

Всё это привело к той ситуации, когда операционная система Android, в контексте её невизуального использования, пошла по двум путям развития, которые могут быть условно названы "изоляцией" и "интеграцией" незрячего пользователя".

Противостояние этих двух концепций вообще характерно для сферы адаптивных технологий и не только их, поэтому Android, в данном случае, лишь стала яркой иллюстрацией противоборства существующих парадигм реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Не секрет, что в случае низкой технической грамотности незрячий пользователь, как правило, отдаёт предпочтение именно пути изоляции, потому что при поверхностном подходе он проще, а оценить серьёзные преимущества интеграционного варианта у него не хватает знаний. Но, к сожалению, и многие люди, формально являющиеся профессионалами в области высокотехнологичной реабилитации и работающие в государственных и общественных структурах, обладающих статусом учебных заведений для инвалидов по зрению, являются приверженцами именно пути изоляции и активно продвигают эту точку зрения в массы неопытных пользователей, не способных "отделить зёрна от плевел".

Данный материал посвящён всестороннему освещению обоих подходов к работе в среде OS Android и предназначен дать комплексное представление вариантов использования данной системы. Изложенная ниже информация ориентирована на тех реальных или потенциальных пользователей Android, которые желают иметь объективные данные без навязывания какой-то одной из двух технологий, неоправданно показавшейся кому-то однозначно удобнее или лучше из-за его неспособности освоить обе.

Первопричина проблемы

Как было отмечено выше, путь становления специальных возможностей в Android по началу был очень тернист. В сущности он реализовывался по остаточному принципу и довольно неторопливыми темпами, да и во многом по принципу аутсорсинга, когда реализация отдавалась в сферу компетенции сторонних проектов. Например, программа экранного доступа TalkBack и невизуальный домашний экран Eyes-Free Shell разрабатывались практически одной командой, но TalkBack продвигается под брендом Google. Inc. и интегрирован в систему, а Eyes-Free Shell продвигается под отдельным брендом Eyes-Free Project и фактически не имеет никакого отношения к встроенным функциям доступности, хотя конечная цель перед ними ставилась в целом одинаковая, а именно обеспечение невизуальной доступности общей платформы, только вот совершенно разными путями.

Более того, если сравнить технические решения в области доступности под брендом Google. Inc. и Eyes-Free Project, то они во многом являются конкурирующими.

Принципы взаимодействия с устройством незрячего пользователя несколько отличаются от общепринятых, поэтому для обеспечения приемлемой доступности операционной системы, она должна разрабатываться с учётом концепции, называемой "универсальным дизайном". Поскольку на начальном периоде Android испытывала значительные проблемы с универсальностью дизайна, произошёл раскол технологических концепций accessibility.

С одной стороны, предпринимались попытки всё-таки обеспечить приемлемый уровень доступности стандартного интерфейса системы и её базовых функций. С другой, не дожидаясь универсализации дизайна стали предприниматься усилия по разработки специализированных решений, которые были призваны подменить собой стандартные элементы Android, предоставив незрячему пользователю тот же или даже меньший функционал, но с ориентацией на его специальные потребности.

Первый путь, интеграции пользователя, предполагал развитие так называемого accessibility layer, то есть совокупности общесистемных API и конкретных функциональных решений, ориентированных на обеспечение доступности для пользователей с ограниченными возможностями. К этой сфере относятся настройки специальных возможностей, глобальные программы экранного доступа и те модели автоматизации пользовательского интерфейса, которые они используют в своей работе, например, события доступности или режим обзора касанием.

Второй путь, изоляции пользователя, предполагал развитие отрасли локальных решений, призванных дублировать стандартный функционал системы, предлагая вместо него отдельные программы, разработанные специально для незрячих и решающие какие-то частные задачи. К этой сфере относятся альтернативные домашние экраны, зачастую с полностью отсутствующим графическим интерфейсом, изолированные рабочие среды, дублирующие функционал нескольких базовых приложений системы, а также набор отдельных прикладных программ для компенсации некоторых физических дисфункций пользователя.

В итоге образовалось два подхода к использованию системы Android: работа с применением интегрированных решений, когда принципы взаимодействия с устройствам максимально близки к общепринятым, и работа с применением изолированных решений, когда используются абсолютно другие принципы взаимодействия с устройством, да и принципиально недоступные зрячим людям.

Изоляционный подход

Подход, построенный на принципе изоляции пользователя, довольно прост.

Берётся некий абстрактный незрячий пользователь со среднестатистическими потребностями, которые, по понятным причинам, являются исключительно базовыми. Далее разработчиком выпускается продукт или несколько продуктов, которые призваны предоставить такому пользователю адаптированное дублирующее решение для выполнения обозначенных базовых задач.

В итоге, пользователь получает, действительно, доступное решение, однако отличающееся от стандартного подхода к использованию Android, да и, как правило, с уменьшенным функционалом, в частности с отсутствующим или примитивным графическим интерфейсом. К тому же подобные решения покрывают лишь базовые задачи пользователя, не предлагая никаких решений для использования продвинутых функций.

Безусловными плюсами здесь являются адаптированность под нужды незрячего пользователя, простота в освоении, граничащая с примитивизмом, а также зачастую привычность, так как решения, во многих случаях, разрабатываются с учётом пользовательского опыта предшествовавших платформ.

Среди же минусов можно назвать отсутствие универсального дизайна, когда решение, доступное для незрячего, может быть недоступным (полностью или частично) зрячему человеку, кардинально отличающийся пользовательский опыт, из-за чего для незрячего пользователя становятся бесполезны все существующие штатные инструкции и рекомендации, а также громадный провал в функциональности и зачастую даже производительности, потому что специализированные решения покрывают лишь самые примитивные функции системы, плюс не всегда оптимальным путём.

Интеграционный подход

Подход, построенный на принципе интеграции пользователя со специальными потребностями, более сложен, но объективно обладает большим потенциалом.

В его рамках стандартный интерфейс и функционал операционной системы разрабатывается с учётом их использования несколькими способами, обуславливаемыми возможными ограничениями или просто привычками человека. А в случаях, когда это не представляется возможным, в системе надстраивается функционал, называемый "Специальными возможностями", который призван компенсировать имеющиеся ограничения пользователя, например, предоставить ему функционал озвучивания экрана, вывода данных на тактильный дисплей и так далее, но способом, минимально вступающим в противоречие со стандартным пользовательским опытом.

В итоге, пользователь также получает доступность устройства, но реализованную на основе штатных функций системы, что даёт ему возможность максимально приблизиться к стандартным сценариям взаимодействия и без значительных усилий осуществлять работу в кооперации со зрячими коллегами, да и получить доступ к максимальному числу функций системы, в том числе и высокотехнологичным.

Безусловными плюсами здесь являются интеграция незрячего в среду обычных пользователей, что делает для него полезными (полностью или частично) стандартные документацию и рекомендации, получение незрячим доступа к значительному объёму высокотехнологичных функций системы, а также и экономический выигрыш, так как он зачастую избавлен от необходимости приобретать сторонние специализированные решения.

Среди минусов могут быть названы зачастую большая сложность освоения, отличающийся уровень доступности одинаковых задач на разных устройствах, ввиду значительной фрагментации OS Android, а также низкий уровень универсальности дизайна на относительно старых версиях системы.

Типичные сценарии взаимодействия

Теперь рассмотрим типичные сценарии взаимодействия с устройством в рамках каждого из двух подходов. В качестве примеров будут рассмотрены такие базовые задачи как навигация по меню и набор телефонного номера.

Навигация по меню

Одним из наиболее популярных изоляционистских решений для навигации по меню Android является альтернативный домашний экран Eyes-Free Shell, который требует отдельной установки. Кроме того, ещё одним решением подобного рода является рабочая среда Mobile Accessibility.

Рассмотрим задачу запуска приложения "YouTube".

  1. В меню Eyes-Free Shell устанавливаем палец на центр экрана, смещаем его до ярлыка "Applications" и отрываем палец, для раскрытия списка всех установленных в системе приложений. (с учётом безальтернативных трёх движений с амплитудой в несколько сантиметров расходуется примерно 1,5 секунд).
  2. На физической или виртуальной клавиатуре вводим букву "Y", хотя многие неопытные пользователи предпочитают прокручивать весь список. Далее попадаем либо на сам пункт "YouTube", либо в его окрестности, где надо дополнительно переходом вниз установить фокус на нужный ярлык. (в зависимости от разных вариантов реализации время от 3 секунды до 30 секунд и выше).
  3. Двойным касанием раскрываем или клавишей Enter активируем пункт. (примерно 0,5 секунды).

Для Mobile Accessibility ситуация похожа, так как требует раскрытия в списке меню пункта "Приложения", выбора из него "YouTube" и активации ярлыка. Причём в меню Mobile Accessibility не поддерживаются горячие клавиши ускоренной навигации системы Android.

Таким образом, выполнение подобной элементарной операции при изоляционистском подходе требует в среднем от 5 секунд и выше.

Если ту же задачу решать стандартными средствами системы, то производительность в разы выше:

  1. Запускаем функцию "Поиск", что может быть выполнено либо нажатием на соответствующую клавишу, либо сразу началом набора текста. (В зависимости от оболочки Android на это может быть потрачено от 0 до 0,5 секунд).
  2. Вводим одну или несколько первых букв нужного ярлыка и, нажатием вниз переходим на список результатов, где запускаем нужный пункт. (В среднем достаточно одной-двух букв названия ярлыка, что затрачивает в целом примерно 1,5-2 секунды).

Таким образом, выполнение той же операции при использовании стандартных элементов интерфейса Android потребует в среднем 1,5-2,5 секунд, что в 2-3 раза производительнее варианта с использованием специальных решений.

Набор номера

Ещё одним популярным решением среди технических изоляционистов является стороннее приложение для набора номера - Talking Dialer. Аналог которого есть и в составе Mobile Accessibility.

В целом суть данного решения заключается в том, чтобы касаться пальцем экрана, попадая таким образом всегда на цифру 5, затем соответственно сдвигать палец на соседние виртуальные кнопки и, отпуская палец, вводить цифры. Кроме того, поскольку при первом касании под пальцем всегда оказывается цифра 5, то желательно возвращать палец при следующем касании на центр экрана.

Таким образом, ввод каждой цифры предполагает четыре движения с амплитудой у каждого около 1-3 сантиметра.

Вариант из состава Mobile Accessibility в целом аналогичен за исключением того, что при отключении функции "Динамическая клавиатура", можно будет, коснувшись в левом верхнем углу, попасть всё-таки сразу на цифру 1, а не 5.

Кроме того, Talking Dialer характеризуется грубой интеграцией в систему, подменяя собой другие функции Android, вообще не связанные с набором номера, например, как раз функцию "Поиск".

Если же рассматривать альтернативу набора номера в рамках интеграционного подхода, то важно отметить, что здесь существует два варианта:

  1. При использовании сенсорного экрана (на Android 4.0 и выше), разница в производительности не принципиальна, и какой-то выигрыш есть только за счёт того, что без установки Talking Dialer пользователь точно не потеряет прочий функционал системы из-за некорректной интеграции этого приложения в систему.
  2. Однако при использовании аппаратной клавиатуры для набора номера, выигрыш в производительности более существенен, так как цифры набираются не в четыре, а в три движения (коснуться, нажать и отпустить), которые, к тому же, требуют меньших амплитуд движения и предоставляют обратную тактильную связь.

Таким образом, разница в производительности в данном случае существует лишь в случае использования аппаратной клавиатуры, но она, в свою очередь, также составляет повышение в 2-3 раза.

Заключение

Операционная система Android прошла тяжёлый путь становления специальных возможностей, что породило альтернативное направление accessibility, заключающееся в изолированных малофункциональных решениях, которые должны были обеспечить доступность её базовых функций на начальном периоде, когда реализация универсального дизайна откровенно буксовала.

Каждый из двух подходов к работе с Android имеет свои плюсы и минусы, приемлемость которых для каждого пользователя определяется индивидуально, в зависимости от его запросов и способностей к освоению высокофункциональной техники.

Тем не менее, важно понимать, что путь изоляции пользователя явился лишь следствием слабой реализации средств доступности в старых версиях Android (1.6-2.0), когда и были заложены основы таких продуктов как Eyes-Free Shell или Talking Dialer. На фоне же относительно современных редакций системы они являются лишь рудиментарным функционалом, так как в большинстве случаев не имеют объективной необходимости в использовании.

Однако эти решения имеют право на существование, но уже не в общем контексте технической доступности, а в контексте доступности исключительно психологической, то есть тогда и только тогда, когда их использование обуславливается затруднённой восприимчивостью незрячего пользователя к инновациям.

Тем не менее, всегда надо рассматривать оба подхода и, тем более, рассказывать новому пользователю о их существовании. К сожалению, с этим в русскоязычной среде возникают колоссальные проблемы, так как многие люди, некоторые из которых осуществляют свою "просветительскую" деятельность даже под эгидой организаций, официально занимающихся обучением незрячих информационным технологиям, явно обладают недостаточной квалификацией, продвигая лишь один из подходов к работе в среде Android, причём именно изоляционистский, который в целом менее функционален и оправдан в меньшинстве случаев.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024