Обзор обучающего приложения AnkiDroid флеш-карты

(Работа представлена на конкурс к десятилетию портала «Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих»)
Дата публикации:28.09.2014
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Введение

Я не буду рассказывать про ценность методики, использованной в данном приложении, если вы заинтересуетесь, то найдёте в сети множество отзывов о ней. Вкратце замечу, что приложение направлено на запоминание разных данных за счёт интервального повторения. Система сконструирована в виде карточек, размещённых в одной колоде, на одной из сторон - условный вопрос, термин, а на другой - ответ или обозначение. Карточки можно заучивать по схеме "вопрос - ответ", а потом перевернуть и на ответ задавать вопрос.

Программа считает время ответа и, в зависимости от того, как вы оцените свои знания, предложит повторить сеанс.

Для ОС MS Windows данная программа недоступна, поэтому я решил протестировать её на Android и своими впечатлениями делюсь с вами.

Приложение распространяется абсолютно бесплатно, установить, разумеется, можно из Google Play.

Первый старт

При первом старте появляются краткая справка и предложение: либо создать учебную колоду и пройти с ней тренировку, либо сразу нажать "Continue" и перейти к программе.

Я рекомендую вам создать учебную колоду, так будет проще понять алгоритм программы и в дальнейшем действовать более уверенно.

При активации кнопки "Создать учебник" открывается главный экран, на котором в списке находится только что созданная колода.

Главный экран

Главный экран, как это и должно быть, выглядит скромно. В правом верхнем углу - привычная кнопка "Ещё", слева от неё - кнопка синхронизации с сервером и ещё чуть левее - "Add" ("Добавить").

Левая верхняя область экрана носит примерно следующий характер:

Decks, 20 cards due (0 min.), Open Drawer

Эта запись сообщает вам сколько карт, (20 cards), и за какой промежуток времени, (due 0 min.), вам следует пройти обучение. Для учебной колоды время не отображается, но когда вы добавите туда свои, то оно появится. Запись "Open Drawer" сообщает, что при активации этой области откроется дополнительное меню. Этим меню является привычная для андроид боковая шторка, которую так же можно вызвать горизонтальным свайпом слева-направо.

Всё остальное место на главном экране занимают колоды, они расположены сверху вниз по всей ширине.

Каждая колода имеет вид записи, который состоит из названия колоды и трёх чисел, расположенных справа от нее. Первое число обозначает количество новых карт в колоде для изучения. Вторая цифра сообщает, сколько недоученных карт в колоде на сегодняшний день. Третье число показывает, какое количество недоученных карточек пришло из вчерашнего дня. Для меня эти Обозначения чисел стали некоторой сложностью, поэтому хочу поблагодарить за разъяснения пользователя 4pda под ником notanymore.

При удержании тапа на колоде всплывает меню, позволяющее произвести ряд действий над колодой:

  • Скрыть вложенные колоды;
  • Переименовать колоду;
  • Открыть опции колоды;
  • Удалить колоду.

По кнопке "Ещё" всплывает меню, из которого можно создать учебник, проверить базу данных, восстановить данные из БД и создать фильтрованную колоду из всех существующих колод.

По кнопке "ADD" можно добавить карту в одну из существующих колод, термин называется (Add note), подгрузить список общедоступных колод из сети, создать новую колоду и импортировать данные из файла на устройстве.

Если в приложение ещё не добавлен аккаунт, то при клике по кнопке "Синхронизация" появится предложение его либо добавить, либо создать новый. Там всё доступно: и добавление, и регистрация сделаны не в виде WebView.

После создания аккаунта вы можете заходить из-под него на сайте ankiweb.net и производить ряд действий, к примеру, редактировать карточки, добавлять новые, создавать колоды и даже обучаться, хотя и в менее удобной форме. Когда аккаунт будет добавлен, то по этой кнопке будет происходить синхронизация с сервером без дополнительного запроса. Возможно, многие удивятся: зачем нужен аккаунт, если версия под MS Windows недоступна. На это я отвечу, что anki - это мультиплатформенное приложение. Версии есть под все мобильные и настольные ОС, и вполне может оказаться, что приложение доступно с яблочных десктопов или с мобильной iOS. К тому же, аккаунт позволит вам добавлять и редактировать карты вручную из браузера, что для новых пользователей мобильных гаджетов может оказаться очень удобным.

Из бокового меню можно:

Decks - вернуться на основной экран;
Cart browser - Открыть обзор всех карт, откуда их можно просмотреть или отредактировать, фильтруя по колодам или общим списком;
Statistics - просмотреть свою статистику, фильтруя ее по разным параметрам;
Settings - открыть настройки;
Help - открыть справку;
Send feedback - отправить отзыв разработчикам.

Настройки

Настройки в ankidroid разделены на 5 основных разделов:

  • AnkiDroid - базовые настройки программы;
  • Обучение - название говорит само за себя;
  • Fonts - настройки шрифтов;
  • Gestures - настройки жестов;
  • Advanced - экспериментальные настройки для опытных пользователей.

В базовых настройках приложения можно выставить директорию для работы с файлами, сменить аккаунт или разлогиниться, включить подгрузку медиа-файлов для карточек. Там же можно выбрать колоду "по умолчанию" для новых карточек, изменить язык, включить отправку автоотчета и настроить такие уведомления, как вибрацию и светодиод. На мой взгляд, все настройки тут стоит оставить так, как задумано разработчиками.

В разделе "Обучение" тоже очень много интересных переключателей. К примеру настройки лимита времени на сеанс или возможность автоответа через определенное количество секунд. Всё остальное тоже не требуется для начального уровня и будет интересна вам лишь в случае, если вы освоите приложение и найдёте ему применение в вашей жизни.

В разделе со шрифтами ничего трогать не стоит, там тоже всё выставлено оптимально. Раньше были проблемы с отображением, видимо, этот раздел перекочевал из прежних версий.

Весьма интересный раздел "Gestures". Здесь вы можете фактически на любое действие в режиме обучения назначить 1 из нескольких жестов. Доступны основные 4 свайпа: 2 по горизонтали и 2 по вертикали. Не забывайте, что при использовании TalkBack ко всем жестам следует добавлять второй палец.

Перед тем, как вы решите настраивать жесты, следует включить их, поставив вверху этого раздела флажок на пункте "Enabled gestures".

Несмотря на то, что раздел "Advanced" предназначен для опытных пользователей, он потребуется вам с самого начала. Я опытным путем выяснил, что установка в нём ряда флажков значительно упрощает процесс взаимодействия с приложением в режиме обучения.

Итак, нам требуется отметить следующие пункты:

  • Safe display mode;
  • Simple interface;
  • Text to speech.

Первые 2 позволят более комфортно просматривать экран, а последний нужен, чтобы вопрос и ответ читались автоматически, сразу после активации кнопок.

Режим обучения

Чтобы преступить к обучению, сначала необходимо кликнуть на любую колоду из списка на основном экране. У вас сейчас там должна быть учебная колода, если её нет, то предварительно создайте учебник через меню "Ещё".

Содержание экрана с открытой колодой, в основном, носит информативный характер. Чуть выше середины, по правой стороне, расположен список с текущими значениями по колоде: количество карт, время на прохождение, количество новых карт, число повторений за сегодня. Сразу над списком находится кнопка с переключением тёмной темы для режима обучения. К сожалению, тёмная тема активна только там. Кнопка называется "Ночной" и не имеет подсказки статуса, но вам достаточно её 1 раз активировать; по умолчанию установлена светлая тема.

Сразу под списком находится кнопка "Начать обучение", которая запускает показ карт.

Под ней находится кнопка "Дополнительное обучение", позволяющая выставить настройки для самых тяжёлых или, наоборот, самых прогрессивных случаев.

Слева от нее находится кнопка, ведущая в опции колоды, где можно отредактировать колоду по всем параметрам.

После активации кнопки "Начать обучение" открывается экран с вопросом из карточки. Если вы все настраивали по моей инструкции, то у вас должно появиться сообщение о том, что "Функция преобразования текста в речь недоступна". Не обращайте на это сообщение внимание и жмите "OK", вы попадёте на экран с вопросом.

По всей нижней части прямо над рядом постоянных кнопок андроид имеется длинная панель, которая несет функциональность всего одной кнопки, зовётся она "Показать ответ" и переворачивает карточку.

Чуть выше, сразу над ней, имеется область, коснувшись которой, вы услышите вопрос. Если настройки были выставлены по моим рекомендациям, то область эта будет постоянной. В противном же случае, после первого произнесения вопроса она начнёт вести себя нестабильно, периодически пропадать и находиться лишь при помощи линейной навигации.

Вся основная часть экрана при этом пустует. Видимо, она предназначена для визуального контента, если таковой прикреплён к карточкам. В правом верхнем углу находится небольшая панель с кнопками:

Отменить, Отметить карту, Редактирование карты, Ещё.

По кнопке "Ещё" всплывает меню из двух пунктов: "Отклонить заметку" и "Воспроизведение аудио".

Заметкой называется эта самая, демонстрируемая карточка. К карточкам можно прикреплять дополнительный контент: изображения и аудиофайлы. Для этого в меню "Ещё" и существует кнопка для воспроизведения прикреплённого аудио.

Сразу под панелью этих кнопок находится область, которая так же, как и нижняя, позволяет услышать текст вопроса или название термина.

После активации кнопки для переворота карточки появляется практически идентичный экран. Но прежде у вас должно появиться окно с предложением выбрать язык, в котором нужно указать "русский". Оно побеспокоит вас ещё раз при следующем перевороте и больше появляться не будет.

Этот новый экран обратной стороны карточки отличается лишь текстом на панели, там написан ответ на вопрос или объяснение термина, А также нижней панелью: теперь вместо ответа появляются 3 кнопки с временным интервалом повтора, которыми вы оцениваете уровень своих знаний данного вопроса.

Одна минута 10 минут 4 дня
Снова Хорошо Легко

После активации одной из кнопок открывается следующая карта, но в случае, если вы выберите "Снова", то повторно откроется вопрос на текущей карточке.

После того как вы ещё раз активируете русский язык в окне с выбором языка, вопросы и ответы будут читаться автоматически тем синтезатором, который выбран в TalkBack основным.

Добавление колод

Есть 3 способа добавления новых колод в приложение:

  • 1. Самостоятельно создать колоду и добавлять в нее карточки. Замечу, что весь этот процесс весьма удобен и доступен. Более того, можно использовать не только Android-версию, хотя это и удобнее на мой взгляд, но и web-версию anki, которая так же позволяет добавлять новые колоды и формировать в них карты. Правда, как мне показалось, там нет возможности добавлять мультимедиа-контент, полагаясь исключительно на взаимодействие со скринридером. Для более качественного обучения по каким-то вопросам стоит, пожалуй, поступать именно таким образом. Исключением могу признать лишь те случаи, когда требуется обучать детей дошкольного или младшего школьного возраста, у которых не хватит навыков и терпения для работы с приложением.
  • 2. Из меню "ADD" открыть список общедоступных колод, который подгружается в область webview и относительно доступен. Но тут можно немного упростить себе жизнь, воспользовавшись браузером на устройстве или настольном компьютере, перейти по адресуhttps://ankiweb.net/shared/decks/. Подчеркну, что из web-версии Anki вы этого раздела не найдете, его требуется открывать либо по указанной ссылке, либо гуглить по тематическим терминам. Сайт англоязычный, но особых проблем с пониманием содержимого нет, там имеется поле поиска, через которое можно найти всё, что связано с русским языком.
    Список колод представляется таблицей, в которой необходимо активировать первую ячейку под названием "INFO". После открытия страницы с колодой, необходимо спуститься в самый низ и найти под таблицей ссылку "Download" она и ведет на файл колоды, который подходит для андроид-приложения. После этого копируем скачанный файл формата .apkg в папку ankidroid на устройстве. Нажимаем в меню "Add" на импорт файла, и колода автоматически подхватывается.
  • 3. Если вы используете анки на других платформах, то колоду можно импортировать в приложение через инструмент синхронизации с сервером. Для этого вам нужно запустить синхронизацию на другом устройстве с данными идентичными тем, которые установлены в ankidroid.

Добавление карточки

Добавление можно запустить либо из меню "ADD", нажав на кнопку "Add note", либо после открытия колоды нажать на кнопку "Add" на верхней панели.

После этого откроется окно, где будет 2 поля для заполнения: "Front" и "Back". На первом стоит писать вопрос или термин, на втором - ответ или обозначение термина. Для каждой стороны можно прикрепить аудио-файл или изображение, там для этого имеется кнопка "Attach multimedia content".

Ниже можно выбрать колоду, для которой добавляется карточка, и прописать для неё теги.

После окончания редактирования достаточно нажать на кнопку "Добавить" и новая карточка будет помещена в колоду.

Вывод

Я постарался рассмотреть в обзоре все основные моменты при работе с приложением. На самом деле, гибкость настроек, которым оно обладает, невероятная. Но познавать возможности приложения стоит постепенно, в зависимости от потребностей обучения. Поэтому не стоит удивляться, что в приложение есть ряд моментов, о которых я не упомянул в этом обзоре.

Оценить уровень accessibility ankidroid можно на твердую четыре с плюсом. Несмотря на то, что это лишь мобильное приложение, программа полностью самодостаточна и, как это порой бывает, не является дополнением к десктопному исполнению.

Применений для приложения можно найти невероятное количество. Это самостоятельное изучение языков, изучение каких-нибудь узкоспециальных терминов, расширение словарного запаса за счёт создания колод с незнакомыми словами. Можно создавать колоды для обучения детей в игровой форме, начиная с азбуки, различного написания букв письменных и печатных, и таблицы умножения до тригонометрических и логарифмических функций. Можно использовать для заучивания исторических дат, краткой информации о исторических личностях. Можно использовать, как методику для запоминания правил по русскому языку или базовых разделов конституций мира. Все возможности ограничены лишь полетом вашей фантазии. В ваших руках есть полноценный инструмент для развития. :)



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024